Сделай сама: почему ремонт считается делом мужчин и как женщины ломают этот стереотип

Уроки труда и отсутствие ресурсов
Общественное представление о том, что ремонт — прерогатива мужчин, сформировалось из-за того, что исторически техника и инструменты, а также все, что связано с материальным и рациональным, рассматривалось как продолжение мужской роли добытчика, рассказывает Forbes Woman доктор социологических наук, научный сотрудник Социологического института ФНИСЦ РАН Жанна Чернова. Декор, эстетика и «украшательство» ассоциировались с эмоциональной, «заботящейся» женщиной. В России это представление особенно укрепилось в советские годы. «Школа в СССР, в том числе разделение уроков труда для мальчиков и девочек, жестко закрепилили эту двойственность гендерных ролей. Если женщине с детства не дают в руки инструмент и не говорят, что она может починить розетку, то в итоге у нее не будет ни мотивации, ни навыков, ни уверенности в своих силах. В семьях была такая же ситуация: девочек учили готовить и шить, а мальчиков — забивать гвозди», — отмечает Чернова. Большую роль в таком разделении обязанностей сыграли и женские журналы. Все это сделало образы «мужчины с дрелью» и «женщины с кисточкой» устойчивыми, но это всего лишь результат работы социальных норм.
Похожая история происходила не только в России. Профессор Портсмутского университета Дебора Райан отмечает, что девочек в Англии 1970-х не обучали навыкам ремонта в семье, а в школе им предлагали заниматься домоводством и рукоделием — в это время мальчики учились работе с деревом и металлом. Она также обращает внимание на то, что женщинам было сложно инициировать усовершенствование домашнего пространства из-за финансовой зависимости от мужчин, а когда они получили больший доступ к оплачиваемой работе, их зарплаты была ниже мужских и средств на ремонт зачастую попросту не хватало.
Предубеждения по отношению к женщинам, делающим ремонт, все еще живы. Американская строительная компания Lombardo Homes в 2023 году опросила 900 клиенток — 40% женщин сообщили, что чувствовали особое отношение к ним со стороны консультантов в строительных магазинах.
Сама и своими руками
Несмотря на то, что умеющую делать ремонт женщину общество все еще склонно воспринимать как исключение, а не как норму, ситуация меняется. В опросе 1500 женщин, который в 2022 году провел британский ретейлер товаров для дома и ремонта Wickes, 79% респонденток ответили, что без участия мужчин занимались покраской стен и оформлением пространства, 55% красили мебель и реставрировали предметы интерьера, а 43% самостоятельно клеили обои. Исследовательницы из Университета Флориды отмечают, что к самостоятельным DIY-практикам и ремонту больше склонны молодые незамужние белые женщины. Также Бюро трудовой статистики США выяснило, что с 2017-го по 2022 год женщины на 60% чаще прибегали к DIY-практикам (от англ. do it yourself — «сделай сам») дома, в то время как среди мужчин показатели не менялись. Женщины не только стали чаще заниматься мелким ремонтом, реставрацией, домашним декором, но и посвящают этому больше времени: если в 2017-м они тратили на это четыре часа в неделю, то в 2022-м уже пять часов.
Как правило, женщины прибегают к DIY-практикам, чтобы сэкономить. Но пожилые женщины отказываются от услуг специалистов еще и из опасений за свою безопасность, показало исследование Home Improvement Research Institute в 2023 году. Также оно продемонстрировало, что у молодых поколений гендерных различий в вопросе ремонта меньше, чем у старшего поколения.
Менеджер по маркетинговым исследованиям «Лемана ПРО» Екатерина Асламова рассказала Forbes Woman, что доля женщин, проводивших работы по обустройству дома, по данным на август 2025-го, выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По данным проведенного компанией опроса, в котором приняли участие 4215 жителей городов присутствия сети, женщины составили 52% тех, кто проводил работы по ремонту, строительству или обустройству дома или дачного участка за последний год. В 2025 году они чаще, чем мужчины, обновляли дизайн помещения, заменяли и устанавливали новое оборудование или мебель, заказывали проекты кухни, ванной комнаты или систем хранения, а также занимались благоустройством сада — вели работы по ландшафтному дизайну, высаживали растения, укладывали газон, устанавливали системы полива. Преимущественно мужскими остаются работы, связанные с монтажом отопления, отделкой стен плиткой, установкой электрощита, вентиляции, систем умного дома и безопасности.
Также в «Лемана ПРО» отметили, что около трети женщин и мужчин — 33% и 30% соответственно — полностью делегируют ремонт и строительные работы мастерам. При этом каждая вторая респондентка, которая прибегала к помощи мастера, не была бы готова выполнять те работы даже при наличии четких инструкций.
На рост вовлеченности женщин в ремонт и обустройство дома повлияло сразу несколько факторов. «Увеличилось число женщин-домовладелиц, растут одиночные домохозяйства, расширяется рынок арендного жилья, а партнерства становятся нестабильными. Это создает условия, в которых женщина оказывается ответственной за все в быту, включая ремонт. DIY становится не выбором, а необходимостью», — рассказывает Жанна Чернова.
Как отмечает социолог, DIY-практики развиваются быстрее в низшем и среднем классах, а в привилегированной среде, где остается финансовая возможность делегировать работы, изменения не так заметны. Если раньше идея «компетентной хозяйки» воплощалась в основном в навыках кулинарии, то теперь социальные сети и массовая культура создали целый пласт ролевых моделей, которые показывают: женщина может сама сделать в том числе и ремонт.
Ремонт стал доступнее для женщин в том числе благодаря появлению на рынке новых, более легких и удобных в использовании инструментов, которые не требуют применения физической силы, отмечает The Economist. А интерес к теме подстегнули телевизионные реалити-шоу, которые обрели популярность в 1990-х (в России подобные передачи появились в 2000-х). Сегодня их заменяют блоги, авторы которых делятся DIY-приемами.
Помочь другим научиться делать ремонт
Гендерные изменения в сфере ремонта подтверждают и тематические блоги, которые все чаще ведут женщины. Например, у Кристины Хафизовой сегодня более 940 000 подписчиков в Instagram (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) и 40 000 учеников на онлайн-курсах и мастер-классах по бюджетному ремонту. Она рассказала Forbes Woman, что самостоятельно начала делать ремонт, когда у нее начались финансовые проблемы. Девушке пришлось переехать в квартиру с голыми бетонными стенами и без сантехники. Чтобы сделать ее пригодной для жизни, она стала обустраивать ее своими руками.
«Так как денег было ограниченное количество, иногда приходилось использовать неподходящие материалы. Например, красить стены краской, которая не предназначалась для этого. Таких решений было очень много — я была вынуждена искать для себя выход», — рассказывает Кристина.
Именно такой подход — творческий и бюджетный — и стал ее козырем. Оказалось, что «красоту создавать можно даже в том случае, если в кармане не очень много денег». Когда будущий муж Кристины увидел, как у нее получается преображать жилье своими руками, он предложил вести блог. Сначала ей было непросто: она боялась осуждения из-за использования нестандартных методов. Страх оказался не беспочвенным: Кристина столкнулась с непониманием и в соцсетях, и в реальности. «Когда шесть–семь лет назад я приходила в строительные магазины и рассказывала консультантам о своих идеях, мне говорили: «Так не работает», — говорит девушка. Чтобы получить помощь, ей приходилось озвучивать легенду, что ремонт временный, «для фотостудии». Стереотип о том, что ремонт должен быть сделан «по правилам и на века», был устойчивым.
Сейчас, по наблюдениям Кристины, ситуация меняется: консультанты в магазинах стали более отзывчивыми и уже не отговаривают, а помогают подобрать материалы. Однако не обходится без комментариев в блоге. Кристина отмечает, что именно мужчины чаще критикуют ее подход. Зато женщины, которые составляют, по словам блогера, 97% ее аудитории, не раз ее благодарили. «Мне писали, что мой пример вдохновил их перестать прятаться за спиной мужа и самим взяться за ремонт, чтобы не просить и не уговаривать, потому что не все мужчины охотно это делают», — делится блогер. Главный мотив подписчиц начать ремонт самостоятельно, по наблюдениям Кристины, — экономия и желание личной независимости. Многие ее ученицы признаются, что начали ремонт сами, а мужья подключались лишь потом, увидев первый результат. «Одна женщина написала, что ремонт — это способ почувствовать себя увереннее. Она поняла, что может начать такое дело сама и даже закончить, хотя раньше не могла о таком подумать», — приводит пример Кристина.
Доступ к знаниям о ремонте через соцсети и онлайн-курсы дает женщинам возможность не только приобрести новые навыки, но и сломать внутренние и внешние гендерные барьеры. Сегодня ремонт — это уже не исключительно мужское дело, девушки занимаются им не менее успешно и, судя по постепенному росту женской аудитории строительных магазинов, со временем этот стереотип окончательно уйдет.
