
Жанна Пакен: стала одной из первых женщин-кутюрье
Жанна Пакен стала одной из первых женщин, управляющей домом высокой моды. До этого в индустрии (где клиентками были почти исключительно женщины) всем заправляли мужчины.
Жанна Мари Шарлотта Бекерс родилась в 1869 году в Сен-Дени, недалеко от Парижа. В юном возрасте она начала работать швеей в маленьком парижском ателье, а затем, набравшись опыта, перешла в Maison Rouff, где вскоре стала управляющей ателье. В 1891 году Жанна вышла замуж за Исадора Рене Жакоба Пакена, и вместе они открыли собственный дом моды. Исадор взял на себя обязанности менеджера, а Жанна — создание коллекций.
Она сыграла важную роль в изменении женского силуэта конца XIX века и первой трети XX-го. Другая художница-модельер, Мэгги Руфф позже вспоминала: «Я все еще слышу хрустально чистый голос мадам Пакен, говорящей, что мода «должна постоянно обновляться, без слабости и страха, даже с дерзостью». За пару десятилетий до того, как женщины начали ездить на автомобилях, Жанна уже создавала платья, которые могли бы подойти для автомобилисток — практичные и удобные. Она разработала целую линию многофункциональной одежды для спорта, охоты и путешествий.
Жанна Пакен также считается первопроходцем в области пиара: отправляясь в Опера Гарнье или на ипподром Лоншан в Булонском лесу, она брала с собой моделей, одетых в ее платья. Она одной из первых начала использовать музыкальное сопровождение для дефиле и продавать коллекции прет-а-порте через крупные универмаги.
Пакен быстро завоевала популярность и вскоре начала одевать самых богатых клиенток. Филиалы модного дома открывались за рубежом — от Лондона до Буэнос-Айреса. В 1900 году она создала одежду для огромной статуи «Парижанка», возвышающейся над входом на Парижскую всемирную выставку. Жанна любила искусство, делала коллаборации со Львом Бакстом и Полем Ириба, а после смерти мужа в 1907 году учредила премию его имени, предназначенную для поддержки художников.
Накануне Первой мировой войны на Пакен работали почти 2700 человек, причем 350 из них были обеспечены обедами от шеф-повара на рабочем месте. Летом, когда работы в мастерских становилось меньше, Пакен каждую неделю отправляла своих работников группами на море. Тем не менее ей приходилось сталкиваться с забастовками швей и портних, крупнейшая из которых прошла в 1917 году.
Жанна Пакен умерла в 1936 году в Париже в возрасте 66 лет. Ее модный дом просуществовал до 1956-го.
Сестры Калло: освобождали женщин от корсетов
На авеню Монтень в Париже можно ненароком наступить на изящную мозаику с изображением женщины в синем платье рядом с надписью «Callot Sœurs». За этим скромным знаком скрывается история дома моды, основанного в 1895 году четырьмя сестрами Калло: Мари, Мартой, Региной и Жозефиной (последняя покончила с собой в 1897-м). Они начинали с торговли антикварным кружевом и лентами, затем начали производить нижнее белье, а позже и платья.
Довольно быстро сестры обзавелись обширной клиентурой и начали диктовать моду Belle Époque. В 1900-е Калло делали экстравагантные вечерние наряды в модном тогда ориентальном стиле и были одними из первых, кто использовали ткань ламе — парчу с шитьем золотыми или серебряными нитями по синтетической основе. Мадлен Вионне, которая некоторое время была главной швеей их модного дома, а затем основала собственный, позже признавалась, что своими знаниями и успехами обязана превосходному и новаторскому образованию, полученному ею в известном модном доме: «Без примера сестер Калло я бы продолжала делать «Форды». Именно благодаря им я смогла делать «Роллс-Ройсы». Изысканная отделка при этом сочеталась с простыми силуэтами, которые позволяли носить платья без корсетов.
Дом моды постепенно рос, и сестры открыли филиалы в Ницце, Биаррице, Буэнос-Айресе и Лондоне. В 1916 году американский журнал Vogue окрестил сестер «Тремя мойрами» и объявил их «главными среди сил, управляющих судьбами женщин и увеличивающих доходы Франции». Но к 1926 году популярность Callot Sœurs начала падать, поскольку их сложные и дорогие творения не смогли конкурировать с одеждой, которую создавали модельеры вроде Коко Шанель. Дом моды перешел во владение сына одной из сестер, а в 1937 году объединился с Maison Calvet.
Мадлен Вионне: создавала сложные платья простых силуэтов
Мадлен Вионне набиралась опыта у разных модельеров — Кейт Рейли, Жака Дусе и сестер Калло — прежде чем создала собственный дом моды в 1912 году. Всего два года спустя ей пришлось закрыть свой бизнес из-за начала Первой мировой войны. В 1918 она начала все сначала и в 1923-м переехала на авеню Монтень, самую модную улицу Парижа.
Вионне стала одной из самых влиятельных кутюрье межвоенного периода. В своих моделях она избегала корсетов, подкладок, жестких силуэтов — вместо этого она использовала драпировку и косой крой, при котором ткань не держит форму, а мягко струится. «Когда женщина улыбается, платье должно улыбаться вместе с ней», — завила как-то Мадлен. На создание платьев в греческом стиле ее вдохновила балерина Айседора Дункан — Вионне так восхищалась ее экспериментальным танцем босиком, что и своих моделей на подиум выпускала без обуви, чем шокировала клиенток. При этом при внешней простоте ее платья отличал сложный крой. Свои лекала Вионне защищала авторскими правами.
Ее любили работницы, которым она задолго до появления соответствующих законов обеспечивала оплачиваемый отпуск, декретный отпуск и медицинскую страховку. В ее мастерских было хорошее естественное освещение и вентиляция, большие рабочие столы, на которых было удобно кроить, а также электрический утюг (новинка для того времени). Жанна Мардон, одна из швей, позже вспоминала: «Я пришла из Chanel, где мы работали на табуретках. Я вошла в мастерскую Вионне, и что я увидела? Стулья! Я сказала себе: «Вот это «Ритц!» При доме был открыт медицинский и стоматологический кабинет, а также курсы чтения, письма и счета. Для детей сотрудниц был организован детский сад.
Вионне закрыла дом моды в 1939 году, пожертвовав часть своего архива Французскому союзу искусств костюма. Вионне занялась садоводством, учила русский язык, давала уроки кройки, участвовала в деятельности Синдиката высокой моды, помогая швеям и портнихам находить работу. Она умерла 2 марта 1975-го на 98 году жизни.
Магги Руфф: спорила с Chanel
Маргарит Безансон де Вагнер начала свою карьеру в модном доме Drecoll, который возглавляли ее родители, а в 1929 году запустила собственный бренд Maggy Rouff. Под крышей дома моды по адресу Елисейские Поля, 136 продавались предметы высокой моды, нижнее белье, вечерние наряды и спортивная одежда. В 1937-м бутик Maggy Rouff открылся в Лондоне.
В ее нарядах блистали Пола Негри и Грета Гарбо. Отличительной особенностью работ Руфф были драпировки, оборки, шарфы, рюши, широкие пояса. Она словно сопротивлялась сдержанности, которую диктовала Коко Шанель.
Магги Руфф также известна как мемуаристка. В 1938 году она выпустила книгу «Что я видела в шифоньерах моих клиентов» (Ce que j'ai vu en chiffonnant la clientèle), а в 1942 году, во время оккупации Парижа немецкими войсками, «Философию элегантности» (La Philosophie de l'élégance). Уже после войны Руфф написала книгу «Америка под микроскопом» (L'Amérique au Microscope).
В 1948-м Руфф отошла от дел. Модный дом возглавила ее дочь Анн-Мари Безансон де Вагнер, но в 1965 году он был закрыт. Через шесть лет умерла и Магги Руфф.
Мадам Гре: создавала бесшовные платья
Жермен Эмили Кребс была известна в мире моды под псевдонимом Аликс. Она хотела танцевать балет и изучать изобразительное искусство, но родители сочли, что безопаснее и надежнее будет освоить профессию портнихи. После недолгой работы в шляпном ателье Аликс перешла в Maison Premet на Вандомской площади. Вместе с партнершей Жюльетт Бартон в 1933 году она открыла Maison Alix Barton на улице Миромениль. Год спустя он был переименован в Maison Alix.
В 1937-м Жермен вышла замуж за художника Сергея Черевкова, более известного в мире искусства под псевдонимом Гре — так мадемуазель Аликс стала мадам Гре. В 1942-м она продала свою долю в Maison Alix и основала Maison de Couture Grès. Спустя два года немцы, оккупировавшие Париж, закрыли ее модный дом. Модельер добилась повторного открытия и в День взятия Бастилии представила коллекцию в цветах французского флага.
Мадам Гре кроила платья прямо на моделях, создавая одежду почти без швов. Одно ее вечернее платье могло иметь более тысячи складок и требовало более 300 часов ручной работы. «Каждое платье, которое она создает, — шедевр», — говорил Кристиан Диор. Только в 1980 году мадам Гре, после долгого сопротивления, создала коллекцию прет-а-порте, но два года спустя вернулась к высокой моде. В возрасте 83 лет она осуществила давнюю мечту: создала полностью бесшовное платье.
Молчаливая и сдержанная мадам Гре проводила все дни в мастерской. «Когда я не сплю, я крою. Это моя жизнь», — говорила она. В 1981 году она отказалась от ретроспективы в музее Гальера и выкупила весь тираж собственной книги «Искусство мадам Гре» (L'Art de Madame Grès).
В 1972 году она была единогласно избрана председателем Синдиката высокой моды и занимала эту должность почти 20 лет. В 1983-м стала командором французского Ордена искусств и литературы. И это не говоря об Ордене почетного легиона, которым она была награждена еще в 1949-м.
Однако финансовые проблемы вынудили ее продать свою компанию в 1984 году группе Bernard Tapie, в 1988 году бренд был ликвидирован. Через два года мадам Гре вышла на пенсию. Она умерла в 1993 году всего за несколько дней до своего 90-летия.
