Как Юлия Андриевич помогает музеям делать искусство доступным для всех

По данным ВОЗ, во всем мире не менее 2,2 млрд человек страдают теми или иными нарушениями зрения. Самый очевидный способ сделать посещение музеев информативным для них — аудиогиды. Все большее распространение получают мультисенсорные экспозиции, которые задействуют слух, осязание, обоняние. В 2018 году Национальная галерея в Праге запустила проект «Touching Masterpieces» — для незрячих людей были созданы виртуальные модели известных скульптур, которые можно было «потрогать» через тактильные перчатки Avatar VR. Но большинство музеев создают для незрячих посетителей тифломакеты и тифломодели — объемные копии экспонатов, иногда уменьшенные или увеличенные.
Именно эта проблема в какой-то момент заинтересовала Юлию Андриевич, средового дизайнера, которая занималась архитектурным макетированием. Еще она была волонтером в благотворительном фонде «Подари жизнь» — учила детей рисовать (вместе они создавали арт-объекты, журналы) и помогала им готовиться к выставкам в музеях. «Я никак не могла придумать, как сделать так, чтобы моя профессиональная деятельность тоже стала социально полезной», — вспоминает она. Найти ответ на этот вопрос ей помогла коллега, упомянувшая однажды в разговоре тактильные макеты, которые в музеях устанавливают для незрячих людей.
Так Андриевич узнала о музейной инклюзии и решила связать с ней свою работу. В итоге создала компанию Inclusive Division и проект «Тактилки», о которых и написала в своей заявке на премию Forbes Woman Mercury Awards в 2025 году. Проект Юлии настолько впечатлил и редакцию, и членов жюри конкурса, что она оказалась в числе четырех победительниц (об итогах премии можно подробнее узнать здесь). Forbes Woman рассказывает ее историю.
Бизнес на макетах
Все началось в 2017 году. Чтобы погрузиться в тему доступной среды в музеях, Юлия пошла на профессиональную программу «Инклюзивного фестиваля», который каждую осень проводит ГМИИ им. А. С. Пушкина, затем прошла обучение по программам тифлокомментирования и социальной реабилитации в институте «Реакомп». И во время Чемпионата мира по футболу 2018 года вместе с мужем Маратом и подругами начала работу над своим первым проектом в сфере музейной инклюзии — сделала десять макетов для выставки «Архитектура стадионов», которая шла в Музее архитектуры им. А.В.Щусева.
«Поскольку я умела делать архитектурные макеты, первым делом я написала письмо в Музей архитектуры им. А.В. Щусева: что-то вроде того, что «у вас такой прекрасный музей, давайте сделаем его доступным для незрячих посетителей», — вспоминает Андриевич. — И так совпало, что коллеги как раз планировали адаптировать первую в истории музея выставку. Все сложилось идеально!»
Во время работы над первыми макетами больше всего беспокойства вызывала корректность в плане восприятия их незрячими людьми, «но первая обратная связь с экскурсий была очень положительной, и это внушало оптимизм», — вспоминает Юлия.
«Для меня всегда был важен профессиональный диалог, поэтому с первым же готовым макетом стадиона я успела поучаствовать в Фестивале универсального дизайна (проводится РООИ «Перспектива», посвящен разработке доступной среды. — Forbes Woman) и уже там заявила о нашей компании, — рассказывает Юлия. — Потом было много конференций и круглых столов — для нас это один из основных каналов привлечения заказчиков».
Под мастерскую выделили отдельную комнату в квартире, но с появлением новых клиентов росла и команда Inclusive Division. «В 2019 году мы арендовали помещение под мастерскую, штат стал расширяться, однако до сих пор наша команда компактная и не превышает десяти человек, включая незрячего эксперта», — делится Андриевич.
Работа над разнообразными заказами потребовала приобретения 3D-принтеров, фрезерного станка, шлифовальных машин, циркулярной пилы, трубогиба. На текущий момент на закупку производственного и офисного оборудования ушло в общей сложности 4,5 млн рублей. «Мы много вкладывали в оборудование и продолжаем это делать, но всегда под конкретный проект, который, как правило, его и окупает», — говорит Андриевич.
Продвигать компанию и искать клиентов помогают профессиональные мероприятия по теме инклюзии: круглые столы, форумы и конференции, где Юлия выступает с докладами и проводит мастер-классы. «Как правило, коллеги из музеев подходят после мероприятия, уточняют контакты, задают вопросы, — говорит она. — Есть и сарафанное радио: часто коллеги из музеев делятся нашими контактами, рекомендуют — это пассивный формат, но это работает».
Получив заказ, Inclusive Division приступает к работе. Первый этап — разработка концепции проекта и техзадания, этот процесс длится около двух недель. Столько же по времени занимает заключение договора: большинство заказчиков — бюджетные учреждения, в работе с ними есть свои юридические нюансы. Непосредственно производство начинается с разработки цифровых моделей — для этого оригинальный музейный объект фотографируют или сканируют в 3D, готовят эскизы, чертежи, а также этикетки, которые будут написаны шрифтом Брайля. Этот этап может занимать до десяти недель. Еще от двух до 24 недель, в зависимости от сложности и объема, занимает производство в материале — 3D-печать макетов, фрезеровка столешниц для постаментов, сборка, постобработка, покраска, роспись, изготовление этикеток, лакировка. Последний этап — доставка и, при необходимости, монтаж.
Стоимость проектов, по словам Андриевич, может колебаться от 20 000 до 20 млн рублей. Сумма зависит от сложности оригинала — самыми дорогими обычно оказываются архитектурные макеты, которые требуют большого объема работы по моделированию и изготовлению. На стоимость влияют материалы (обычно это пластик, разные виды смол, древесина, — а, например, использование металла делает проект дороже), необходимость ручного труда, срочность.
В бюджете проекта обычно до 30% приходится на расходники, материалы и логистику. «Иногда случаются непредвиденные расходы, связанные с применением нестандартных технологий и материалов, экспериментами и поиском оптимальных решений, тогда расходы увеличиваются до 50–60%, — отмечает Андриевич. — Мы готовы к таким случаям, ведь у нас не завод с конвейером, а изготовление уникальных предметов, которые создают крутые мастера».
Еще 40% — ФОТ и обучение сотрудников. Последнее — главная сложность в работе, отмечает Андриевич: «Готовых специалистов в нашей среде нет, слишком много нюансов, связанных и с визуалом, и тактильными характеристиками, и с прочностью».
В сфере производства инклюзивного музейного оборудования есть своя сезонность. Много заказов приходит летом, когда музеи разрабатывают новые программы и выставки, стартующие с сентября. Затем их число увеличивается к концу года, когда «все подбивают бюджеты» и «находят деньги, которые можно потратить на инклюзию». «Распределение доходов [во времени] у нас неравномерное и связано с длинными циклами реализации проектов, с частым отсутствием авансирования и прочими условиями музейных закупок», — делится Юлия.
Сохранять устойчивость позволяют заказы, не связанные с музеями. На имеющемся оборудовании Inclusive Division изготавливает сувениры, детали для реставрации мотоциклов и автомобилей, элементы малых архитектурных форм. Также компания предоставляет услуги по фрезеровке, 3D-сканированию, моделированию и печати. «В основном эти заказы приходят от знакомых, коллег, соседей по мастерской, — объясняет Юлия. — Пока мы не продвигаем это направление, но в планах есть». По ее словам, стоимость таких заказов варьируется от 10 000 до примерно 1,5 млн рублей. Вместе с ними средний месячный оборот бизнеса — около 3 млн рублей.
Цвет на ощупь
Директор отдела инклюзивных программ Русского музея Ольга Гончарова в разговоре с Forbes Woman рассказала, что познакомилась с Юлией Андриевич в 2017 году на семинаре по социокультурной реабилитации людей с инвалидностью, который организовал исследовательский институт Реакомп. Позднее они еще несколько раз пересекались, а в 2019 году начали совместную работу над Тактильной галереей в Строгановском дворце. Она открылась в 2022 году — ее создание затянулось из-за пандемии, а также кропотливой работы над разработкой 25 макетов скульптур.
«Мы продолжили сотрудничество и вместе с Юлией создали тактильные модели Михайловского, Мраморного и Строгановского дворцов, а также Михайловского замка. Эти макеты важны не только для незрячих и слабовидящих посетителей. Мы часто видим, как дети и взрослые, увлекающиеся архитектурой, с интересом их разглядывают, — поделилась Ольга. — Экскурсоводы любят начинать свои маршруты у этих моделей. Например, для макета Мраморного дворца команда Inclusive Division выполнила скрупулезную работу, чтобы показать три вида мрамора, использованного в отделке, и даже включили часть Дворцовой набережной и памятник Александру III для контекста».
Особенность работы Inclusive Division — сочетание моделей B2B и B2C: хотя заказчиками фактически становятся государственные бюджетные учреждения культуры и благотворительные фонды, конечная аудитория продукции — посетители музеев.
Андриевич отмечает, что при создании макета очень важны его цвет и материалы — особенно когда речь идет о том, чтобы сделать часть экспозиции доступной для незрячего человека. «Мы стараемся, чтобы объект был вписан в экспозицию так, чтобы он выглядел органично. Важна имитация натурального материала, фактуры, текстуры, чтобы макет был похож на подлинник, — объясняет Андриевич. — Слабовидящим важно, чтобы объект был в том же цвете, что и оригинал. То же самое и с незрячим человеком: он приходит со зрячим сопровождающим или слушает аудиокомментарий, в котором указывается цвет макета. Красный, кирпичный, зеленый как трава, желтый как цыпленок — для людей важен этот параметр».
«Мы решаем сложнейшие задачи: как тактильно передать не только форму, но и художественную манеру живописного полотна, как органично вписать современный тактильный объект в классический исторический интерьер дворца, не нарушив его эстетику, — рассказывает Ольга Гончарова. — Каждый наш совместный проект — это не просто изготовление макета, это исследование, в результате которого рождаются новые знания. Этот совместно накопленный опыт становится достоянием всего музейного сообщества через образовательные площадки Русского музея».
Делиться инклюзией с другими
В какой-то момент Юлии «стало скучно быть только подрядчиком». В 2023 году она поступила в Шанинку (Московскую высшую школу социальных и экономических наук), чтобы научиться запускать социокультурные проекты, а спустя год создала «Тактилки» — цифровую платформу, на которой музеи могут делиться тактильным оборудованием друг с другом.
«Государство обязывает музеи обеспечивать доступность экспозиций и контента для людей с ограниченными возможностями здоровья, но парадокс в том, что возможности обеспечить эту «доступность» у музеев в нашей стране зачастую нет. Особенно это касается адаптации временных выставок, — рассуждает Андриевич. — Модель экономики совместного потребления видится в этой ситуации неочевидным, но логичным решением. Мы начали прощупывать рынок, обсуждать эту идею с коллегами из музеев и получили невероятно позитивную обратную связь. Увидели реальный запрос и начали реализовывать проект».
На «Тактилках» выставлены фото макетов, которые были сделаны к временным выставкам. После их завершения макеты «не используются или лежат, где-то хранятся» — и платформа дает им шанс снова появиться в экспозициях других музеев. Музеям не всегда нужны точные копии именно их экспонатов — иногда для тематической выставки требуется макет «условного» храма или усадьбы, и тогда их можно не заказывать специально, а взять напрокат.
Директор Музея криптографии Лидия Лобанова, к которой Forbes Woman обратился за комментарием, перспективно оценивает эту идею. «Каждый отдельный музей стремится к комплексности своих коллекций и, конечно, к созданию коллекции тактильных моделей тоже. Но совершенно точно невозможно ожидать, что будет собрана «коллекция-двойник» из тактильных моделей в Музее криптографии, Музее космонавтики или Третьяковской галерее. Поэтому создание общей базы, платформы всех моделей — логичный шаг, — рассуждает Лобанова. — Одновременно мне кажется, что реальная «рабочая фаза» этой платформы возможна не прямо сейчас, а чуть позже — когда музеи по отдельности соберут «некоторый базовый уровень» [коллекций тактильных моделей]. Несмотря на то что про инклюзию много говорят, коллекции тактильных моделей в музеях крайне немногочисленны, исчисляются штуками, даже не десятками». При этом Лобанова уверена: сформировать общими усилиями достаточно объемный и востребованный каталог тактильных моделей музейные институции смогут уже «в обозримом будущем».
Помимо наполнения каталога, необходимо решить еще одну проблему — найти оптимальную схему договорных отношений между музеем-арендатором, музеем-арендодателем и «Тактилками» как посредником. «Музеи различаются с точки зрения организационно-правовой формы — федеральные, региональные, муниципальные, частные, ведомственные и корпоративные, — это необходимо учитывать. У государственных музеев все закупки производятся в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ, бюджет на экспозиционную деятельность планируется заранее», — объясняет Андриевич. Кроме того, хотя в основном тактильные макеты принимаются музеями на баланс как оборудование, мебель или инвентарь, некоторые музеи стали приобретать такие объекты в основную коллекцию в статусе оригинальных экспонатов, и перемещение таких предметов требует специальных условий. «Однако это тоже не является препятствием для шеринга, ведь музеи уже давно передают друг другу свои самые ценные экспонаты для временных выставок», — подчеркивает Юлия.
Проект «Тактилки», в запуск которого Юлия Андриевич вложила 300 000 рублей из собственных средств, пока работает в тестовом режиме, но к нему уже начали присоединяться музеи, готовые делиться своим оборудованием. Предпринимательница планирует зарегистрировать «Тактилки» как некоммерческую организацию — это даст возможность участвовать в грантовых конкурсах и облегчит партнерство с другими институциями. Кроме того, «со временем пришло понимание, что необходима поддержка партнеров и спонсоров с точки зрения логистики, поэтому сейчас мы, как говорится, в активном поиске», — отмечает она.
В планах Юлии Андриевич — создание полноценной экосистемы для обмена не только ассистивными технологиями, но и опытом создания инклюзивных условий для посетителей музеев. К осуществлению этих планов она чувствует себя готовой: проект экосистемы лег в основу диссертации, которую она успешно защитила в Шанинке. «Культурное наследие должно быть доступно абсолютно для всех», — убеждена Андриевич.
Следить за новостями о премии и читать истории всех ее участниц можно на сайте www.forbes.ru по хештегу #Forbes Woman Mercury Awards и во всех социальных сетях Forbes.
