К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Невротичная интеллектуалка и икона стиля: главные фильмы и лучшие роли Дайан Китон

Дайан Китон. Фото: AP/TASS
Дайан Китон. Фото: AP/TASS
11 октября в возрасте 79 лет в Калифорнии умерла Дайан Китон, как сообщил журналу People представитель актрисы. Он также сказал, что пока детали смерти не разглашаются: «На данный момент подробностей нет, а семья просит уважать их частную жизнь в этот момент большой скорби». Специально для Forbes Woman кинокритик Тамара Ходова вспоминает лучшие роли в богатой фильмографии Китон

Дайан Китон — настоящая икона ХХ века, оказавшая влияние не только на кинематограф, но на моду, фотографию и общее представление о женщинах в культуре. В начале 1970-х, когда Китон только начинала свою карьеру в театре и кино, главные героини в романтических комедиях сводились к роли гламурных красавиц, обаятельных простушек и идеальных девушек мечты, цель которых — нравиться мужским персонажам. Однако Дайан с своим невротическим шармом единолично утвердила новый образ женщины на большом экране — рефлексирующей, неуклюжей, неуверенной в себе, но при этом невероятно остроумной, обаятельной и современной. Героини Китон были не архетипами, а настоящими женщинами, которые не боялись быть уязвимыми и смешными. 

В то же время Китон — одна из немногих актрис, чей личный стиль напрямую повлиял на всю мировую моду. Она включала в свои образы элементы мужского гардероба, любила винтаж и многослойность, доказав, что женственность не сводится к одним лишь платьям и каблукам. Благодаря Китон в моду вошли андрогинность, которая стала символом женской независимости. Главные модные критики эпохи десятилетиями восхищались актрисой на ее непринужденный шик, а за свой вклад в моду она даже получила почетную награду от Совета модных дизайнеров Америки (CFDA).

При этом Китон была влиятельной персоной на протяжении всей многолетней карьеры. В одержимом молодостью Голливуде, где большинство актрис вынуждены заканчивать карьеру после 40 лет, Китон совершила еще одну тихую революцию, став звездой кассовых ромкомов в 50 лет. Актриса снова изменила общепринятые стандарты и наравне с Мэрил Стрип создала образ успешной, привлекательной и сексуально активной женщины в зрелом возрасте. 

 

Вообще Китон всегда была больше, чем жизнь, и уж точно не ограничивалась актерством. Она была успешным фотографом, писательницей, защитницей архитектуры, любительницей животных и заслужила любовь зрителей и коллег за свою скромность и самоиронию.

«Крестный отец» и «Крестный отец-2»

«Крестный отец» и «Крестный отец-2»

К моменту съемок «Крестного отца» у молодого режиссера Фрэнсиса Форда Копполы Дайан Китон уже была известной театральной актрисой благодаря роли в культовом мюзикле «Волосы» (1968), а также в бродвейской пьесе Вуди Аллена «Сыграй еще раз, Сэм», куда ее почти не взяли из-за того, что Китон была выше режиссера и исполнителя главной роли на целых пять сантиметров. Уже тогда за актрисой утвердилась репутация «странной» и эксцентричной, что и привлекло Копполу. На роль жены Майкла Корлеоне (Аль Пачино) Кэй Адамс режиссеру нужен был кто-то максимально непохожий на мафиозную семью главного героя. Китон стала идеальным воплощением аутсайдера, обычной белой американки, далекой от мрачного мира итальянской мафии, и зрители смотрели на семью Корлеоне именно ее глазами.

Положение персонажа Китон в истории было похоже на роль самой актрисы на съемочной площадке — женщина среди мужчин. Из наблюдателя в первой части фильма, который стал первым «блокбастером» в истории Голливуда, в продолжении Кэй Адамс становится активным участником действия. Она становится символом протеста против системы, которая сломала ее мужа в конце первого фильма. Роль Кэй Адамс нельзя назвать революционной, но она нанесла Китон на карту и стала ее первой заметной ролью в большом драматическом кино.

«Энни Холл»

«Энни Холл»

Роль Китон в романтической комедии «Энни Холл» без преувеличения можно назвать главной в карьере актрисы. Она не только предопределила ее профессиональный путь на десятилетия вперед, но и внесла радикальные изменения в поп-культуру.

Как и сюжеты многих своих фильмов, Вуди Аллен «списал» историю «Энни Холл» с реальной жизни. После совместной работы на Бродвее Китон и Аллен состояли в романтических отношениях и были одной из самых известных пар нью-йоркской богемы. «Энни Холл» — меланхоличная рефлексия режиссера по поводу их уже завершившихся отношений, где образ главной героини был сильно вдохновлен Китон. Об этом свидетельствует само название фильма, где «Энни» — прозвище актрисы в реальной жизни, а «Холл» — ее настоящая фамилия. Более того, стиль одежды, манера речи, увлечение фотографией — все это было взято непосредственно из жизни самой Дайан.

Именно в этом фильме Китон впервые представила фильму образ невротичной интеллектуалки с ее вечной «ла-ди-да» — присказкой, которую повторяла Энни, чтобы заполнить неловкие паузы. А ее стиль — мужские широкие брюки, жилет, галстук, шляпа-котелок, которые были позаимствованы из личного гардероба актрисы, — полностью изменил понятие о женственности в мировой моде. Энни не была роковой красавицей без единого изъяна, а концовка фильма оставляла больше вопросов, чем ответов, и отказывалась ставить точку в отношениях героев. Режиссеры наконец-то поняли, что романтика может быть ироничной, грустной и честной, а Китон получила премию «Оскар» за лучшую женскую роль. Несмотря на расставание, Китон и Аллен остались друзьями и творческими партнерами, еще ни раз поработав вместе.

«В поисках мистера Гудбара»

«В поисках мистера Гудбара»

Вместо того, чтобы наслаждаться успехом «Энни Холл» и окончательно утвердиться в амплуа королевы романтических комедий, Китон решила пойти на риск и побороться за совершенного противоположную по духу роль в драме Ричарда Брукса «В поисках мистера Гудбара». Вместо очаровательной чудачки Энни — замкнутая, непредсказуемая Тереза, исследующая темную, саморазрушительную сторону своей натуры. Китон привлекала двойственность этого персонажа: днем она была скромной и доброй учительницей для глухих детей, а ночью — искательницей приключений и острых ощущений в местных барах. 

Роль далась Китон нелегко. Сначала ей пришлось убедить Брукса в том, что она способна на серьезную драматическую работу, в чем ей сильно помогла роль в «Крестном отце», а затем справиться с невероятным волнением перед сексуальными сценами и наготой. Ведь Китон в свое время была единственной актрисой в мюзикле «Волосы», отказавшейся оголяться, поэтому откровенные сцены в фильме стали для нее настоящим испытанием. Но этот риск полностью оправдался. «В поисках мистера Гудбара» вышел в тот же год, что и «Энни Холл», и критиков поразил не только глубокий контраст между этими двумя работами Китон, но ее смелость и способность отразить трагическую сложность героини. Эта роль окончательно закрепила за Китон статус настоящей голливудской звезды.

«Красные»

«Красные»

После «Энни Холл» и «Гудбара» Китон находилась на пике славы, и ее следующий проект снова родился из романтических отношений. На этот раз с актером Уорреном Битти, который мечтал снять историю американских журналистов Джона Рида и Луизы Брайант, ставшими свидетелями и участниками Октябрьской революции в России. И в роли Брайант Битти видел именно Китон, что в целом идеально совпадало с амбициями актрисы. Она с удовольствием взялась за роль амбициозной писательницы-феминистки, которая борется за место под солнцем в тени своего гениального мужа.

Однако Китон не могла представить, с какими трудностями ей придется столкнуться во время съемок. Битти оказался невероятно требовательным и скрупулезным режиссером, иногда снимая до 80 дублей за раз. Это абсолютно противоречило более легкому и спонтанному стилю актрисы. Съемки продлились больше года. Китон не раз порывалась покинуть проект, а ее личные отношения с Битти разваливались под давлением его маниакального перфекционизма. В конечном счете мучения актрисы оказались не напрасны. Ей удалось создать многослойный образ талантливой журналистки, которая разрывается между любовью к мужу, своими собственными амбициями и романом с драматургом Юджином О'Нилом в исполнении Джека Николсона. За эту работу Китон получила вторую номинацию на «Оскар».

«Комната Марвина»

«Комната Марвина»

Роль в картине Джерри Цакса стала не только одной из главных в зрелом периоде актерской карьеры Китон, но и позволила ей наконец-то исполнить свою мечту — поработать с еще одной важнейшей актрисой своего поколения Мэрил Стрип. Фильм рассказывает историю двух сестер Бесси (Китон) и Ли (Мэрил Стрип). Первая — самоотверженная и тихая женщина, которая осталась в родном доме, чтобы ухаживать за больным отцом, вторая — эгоцентричная и независимая, сбежавшая подальше от семейных проблем. Они вынуждены воссоединиться после 20 лет разлуки, когда Бесси диагностируют лейкемию.

Для Китон эта роль оказалась эмоционально сложной — ей необходимо было передать состояние женщины, привыкшей всю жизнь жертвовать собой ради других и не умеющей просить помощи. Ее игра построена на полутонах и недосказанности. За эту работу Китон получила свою третью номинацию на «Оскар», а «Комната Марвина», несмотря на скромный финансовый успех, постепенно приобрела статус современной классики и стала одной из самых тонких работ Китон за всю ее карьеру.

«Клуб первых жен»

«Клуб первых жен»

Картина Хью Уилсона основана на одноименном бестселлере Оливии Голдсмит. Голливудские студии решили экранизировать книгу как своеобразный ответ «мужским» блокбастерам, где главной движущей силой оказался мощный актерский состав. На главные роли в картине взяли легендарных Дайан Китон, Бетт Мидлер и Голди Хоун. 

Фильм рассказывает историю трех подруг по колледжу, которые решают отомстить своим мужьям, бросившим их ради молодых любовниц. Китон играет Энни, самую мягкую и нерешительную из троицы, типичную «хорошую девочку», которая даже после предательства мужа все еще пытается сохранить семью и боится идти на конфликт. Она как будто продолжает классическое амплуа Китон, созданное в «Энни Холл», и становится его взрослой версией. 

В итоге голливудские продюсеры оказались правы. Картина стала настоящим кассовым успехом, собрав более $180 млн в мировом прокате, и культурным феноменом. «Клуб первых жен» доказал, что женщины среднего возраста интересны зрителям, и превратился в гимн женской солидарности и сестринства. Эта роль закрепила за Китон образ сильной женщины, которая, несмотря на возраст и трудности, способна взять свою жизнь под контроль.

«Любовь по правилам и без»

«Любовь по правилам и без»

Именно этот образ актриса успешно развила в романтической комедии Нэнси Майерс «Любовь по правилам и без», которая написала роль успешного драматурга Эрики Барри именно для Дайан Китон. По сюжету стареющий ловелас Гарри (Джек Николсон) встречается только с девушками до 30. Однако во время уикенда с очередной молодой девушкой в доме ее матери, у него случается сердечный приступ, и Гарри вынужден остаться на реабилитации под присмотром владелицы дома Эрики (Китон). Герои полные противоположности друг друга, но, к их удивлению, между ними вспыхивают чувства.

Изначально студия сильно сомневалась в идее Майерс. Все-таки ромкомы — это территория молодых, а Китон и Николсону на момент съемок было 57 и 66 лет соответственно. Однако в итоге «Любовь по правилам и без» оказалась настоящим коммерческим успехом, собрав более $266 млн, и сразу же полюбилась зрителям. Фильм стирает границу «дозволенного» и показывает, что романтика возможна в любом возрасте. Китон, по сути, снова играет видоизмененную версию себя — независимую и одинокую женщину, которая решается пойти на риск и не боится быть уязвимой, смешной и настоящей.

Таким образом Китон снова совершила революцию, показав, что зрелые женщины могут быть главными героинями, а не довольствоваться ролью матери или бабушки. Хотя без бабушек тоже не обошлось. Как и после выхода «Энни Холл», Китон снова стала настоящим модным феноменом. Стиль героини с ее белыми свитерами, льняными брюками и всеми оттенками бежевого превратился в тренд в соцсетях под названием «прибрежной бабушки». Сама того не ведая, Китон снова стала иконой стиля для нового поколения.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+