«Это от плохого ухода»: как женщины сталкиваются со стигматизацией из-за акне

В августе 2025 года шотландский футбольный клуб «Килмарнок» опубликовал в своих соцсетях фотографию 16-летней Скай Стаут — новой участницы основного состава команды. Для футболистки, подписавшей свой первый профессиональный контракт, дебют в команде обернулся травлей. Пользователи соцсетей оставляли под снимками Скай оскорбительные комментарии о состоянии кожи спортсменки, которая живет с акне.
Инцидент разделил футбольное сообщество: многие фанаты встали на защиту Стаут, а поддержку ей выражали известные спортсмены, журналисты и политики (например, бывший глава правительства Шотландии Хамза Юсаф в своем обращении назвал обидчиков Скай «жалкими» и отметил, что к своим 16 годам спортсменка добилась большего, чем кто-либо из ее хейтеров). Другим акне-буллинг, который обрушился на Стаут, дал возможность высказаться. Занявшие сторону спортсменки комментаторы рассказывали, что и сами в подростковом возрасте переживали из-за высыпаний, связанных с ними комплексов и неуверенности в себе.
На сегодняшний день акне остается одним из самых распространенных заболеваний кожи — оно затрагивает 80% людей в возрасте от 11 до 30 лет. Часто акне дебютирует на фоне гормональной перестройки организма в период полового созревания. Гендерное соотношение среди подростков за годы исследований менялось. В 1996 году французские ученые пришли к выводу, что с акне сталкиваются 27,9% юношей и 20,8% девушек, но в 2021-м специалисты Китайской академии медицинских наук опубликовали иные данные: в их исследовании, которое охватило 204 страны, говорится, что среди девушек акне встречается на 25% чаще, чем у юношей.
Завершение периода полового созревания не означает, что акне отступит. В дерматологии существует понятие acne tarda, что в переводе с латыни означает «поздние» или «запоздалые угри». С этим заболеванием сталкиваются после 25 лет — и среди пациентов преобладают женщины. Например, в исследовании, проведенном компанией Pierre Fabre (производит лекарства и косметику) в 2024 году среди 50 000 жителей 20 стран мира, с угрями столкнулись 23,6% женщин против 17,5% мужчин. Другое исследование фиксирует: среди людей старше 20 лет доля обращений к дерматологу по поводу угревой сыпи среди женщин почти в 2,5 раза выше, чем среди мужчин.
«Грязные» и «непрофессиональные»
Акне — не просто дерматологическое заболевание, но и мощный стресс-фактор для женщины в любом возрасте. В рамках существующих стандартов красоты красивой считается та женщина, чью кожу можно назвать «чистой». Акне-позитив, который еще несколько лет назад воспевала бьюти-индустрия, призывая ценить свою кожу со всеми особенностями, ушел в тень. Сегодня в центре внимания — эстетика clean girl: выверенный подход к уходу и минимум макияжа с акцентом на чистую кожу.
Став вирусной в социальных сетях, эстетика clean girl быстро приобрела преданных последовательниц из числа, как отмечают критики тренда, конвенциально красивых девушек. Их кожа здорова и не нуждается в плотном макияже для «маскировки» угрей, что часто не могут себе позволить девушки с акне. Это подтверждают и статистические данные: в исследовании американских дерматологов говорится, что 58,2% респонденток с высыпаниями регулярно носят макияж, без которого чувствуют себя менее уверенными и привлекательными.
Поразив кожу, акне наносит урон и самооценке, что подтверждают многочисленные исследования. Результаты одного из них в 2024 году опубликовали французские дерматологи, проанализировав 1780 анкет женщин с акне в возрасте от 18 до 50 лет. 83% респонденток признали, что испытывают неловкость из-за высыпаний, 56,7% считают свою кожу уродливой, 67% завидуют людям со здоровой кожей, 37,1% сталкиваются со стигматизацией из-за прыщей.
В опросе российской клиники Dr.Konstanta (результаты есть в распоряжении Forbes Woman) 73% респондента заявили, что хотя бы раз в жизни сталкивались с осуждением в разных формах: от насмешек (62%) и прямых оскорблений внешности (45%) до избегания общения (7%). 98% участников исследования — женщины.
«Люди с плохой гигиеной», «непривлекательные», «неприятные», «ненадежные» — такие характеристики получили люди с угревой сыпью от участников опроса, результаты которого опубликованы в журнале JAMA Dermatology. В рамках исследования им показывали фотографии людей с разной степенью акне и просили ответить на несколько вопросов. 27% респондентов не хотели встречаться с людьми с тяжелой формой сыпи, 18% — с легкой.
Опрос с такой же механикой провели ученые польского Университета Николая Коперника с тем отличием, что показывали респондентам фотографии исключительно женщин. Самые низкие оценки получили пациентки с высыпаниями в U-зоне — на щеках, скулах и нижней челюсти. Участники анкетирования охарактеризовали их не просто как «наименее привлекательных», но также «менее счастливых» по сравнению с женщинами без высыпаний.
В 2024 году польские ученые пришли к выводу, что женщины независимо от тяжести акне сталкиваются с более сильной стигматизацией по сравнению с мужчинами.
Подобные систематические унижения влияют на самовосприятие людей с акне, считают специалисты школы медицины Уэйк Форест в Южной Каролине. Для многих из них чистая кожа становится признаком успешного, умного и популярного человека, а людей с угревой сыпью они характеризуют как застенчивых и занудных одиночек.
Последствия стигматизации затрагивают многие аспекты жизни людей с акне. «Если предстоит деловое мероприятие, я всегда надеюсь, что оно состоится вечером, когда прыщи менее заметны», — рассказывает 36-летняя итальянка — участница международного исследования о влиянии угрей на психологическое благополучие пациентов. Ее дополняет 31-летняя жительница США: «Я не пойду на пляж или в бассейн с друзьями, я не буду носить сарафаны летом. Люди заметят мои угри, и я буду чувствовать себя некомфортно».
Респондентки уже упоминавшегося исследования клиники Dr.Konstanta признавались, что из-за угрей испытывают неуверенность в себе. Они избегают фотосъемки, боятся публичных выступлений или предпочитают не появляться в общественных местах, если кожа «вне контроля».
Подобное влияние акне распространяется и на профессиональную жизнь: согласно опросу издания Journal of Clinical and Aesthetic Dermatology, 10% респондентов пропускают работу из-за высыпаний. «Они беспокоятся, что не будет выглядеть «достаточно взрослыми» или «зрелыми», так как акне более известно как подростковая проблема», — считает психотерапевт Шеннон Гарсия. Такого же мнения придерживается дерматолог и ведущий автор исследования JAMA Dermatology Джон Барбиери, многие пациентки которого отмечали негативное влияние акне на личную и профессиональную жизнь: «Некоторые считают, что угри заставляют их выглядеть моложе или менее профессионально, не заслуживающими доверия или признания их квалификаций на работе».
«Родишь — пройдет»
Основательница клиники Dr.Konstanta, врач-дерматокосметолог Екатерина Константиновская опровергает миф о том, что причина высыпаний — плохая гигиена: «Науке хорошо известен патогенез акне, который включает в себя четыре звена. Это гиперсекреция кожного сала, фолликулярный гиперкератоз (накопление ороговевших клеток кожи в волосяных фолликулах. — Forbes Woman), колонизация бактерией Cutibacterium acne и воспаление. Сочетание этих четырех факторов ведет к возникновению акне». Недостаточное очищение кожи — не причина, а триггер, который может спровоцировать обострение уже имеющегося заболевания.
Еще один миф — что акне возникает из-за злоупотребления сладким. Но питание — тоже не причина, а триггер. «Безусловно, наш организм — единое целое, и употребление низкокачественных продуктов, большого количества сладкого в разной степени влияет на течение процессов в организме, но не являются первопричиной этих высыпаний, а усугубляют имеющийся дерматоз», — объясняет врач-дерматовенеролог клинико-диагностического центра «Медси» в Грохольском переулке Любовь Куркиева.
В надежде повлиять на работу сальных желез и «подсушить» высыпания некоторые пациенты отказываются от увлажнения кожи. Делать этого нельзя, отмечает Куркиева: «Даже жирная, комбинированная кожа нуждается в увлажнении, особенно при использовании средств, подсушивающих высыпания. В противном случае сальные железы начинают работать еще более активно, пытаясь увлажнить кожу самостоятельно».
Не стоит рассчитывать и на благотворное действие солнца: «Оно в целом негативно влияет на кожу, и в частности на кожу с акне, — говорит Константиновская. — В первые две недели после возвращения из отпуска может показаться, что ситуация на лице стала несколько лучше. Соленая вода и солнце подсушили высыпания, загар замаскировал пятна, ультрафиолет, который попадает на кожу, снизил количество Cutibacterium acne. Но через две-три недели после возвращения из солнечного края, наоборот, очень часто случается обострение заболевания ввиду того, что роговой слой утолщился под действием солнца, и, соответственно, комедоны начали активнее появляться».
Женщины с акне нередко слышат рекомендацию забеременеть. Екатерина Константиновская отмечает: это не только бестактно, но еще и не соответствует действительности. «Что такое происходит с женщиной после родов, что по этой причине должно что-то там пройти? Честно говоря, ничего. Сколько случаев было в моей практике и моих коллег, когда приходят многодетные мамы с тремя, с четырьмя детьми, но у них тоже есть это заболевание. И даже после нескольких родов оно не прошло», — рассказывает эксперт.
С этим согласна и Любовь Куркиева: «Утверждение «родишь — прыщи пройдут» не верно, так как акне — отдельное генетически обусловленное хроническое заболевание сальной железы, которое протекает волнообразно. Гормональные перестройки в период беременности могут как временно улучшить состояние кожи, так и ухудшить».
Миф о якобы благотворном влиянии беременности на акне, вероятно, связан с представлением о гормональной природе этого заболевания. «Акне — заболевание, которое в том числе связано с половыми гормонами (андрогенами), но важно понимать, каким именно образом, — рассказывает Константиновская. — Существуют два типа гиперандрогенного состояния. Первое — абсолютная гиперандрогения — это когда в крови повышен уровень мужских половых гормонов, и это повышение заставляет сальную железу работать активнее, вырабатывать кожное сало в большем количестве и, соответственно, запускает каскад процессов, которые приводят к акне. Второе — относительная гиперандрогения, при которой уровень гормонов в крови нормальный, но рецепторы сальной железы гиперчувствительны к андрогенам и воспринимают их нормальный уровень как повышенный. Это заставляет сальную железу работать активнее». Куркиева отмечает, что для борьбы с акне врач может рассмотреть системную гормональную терапию в виде оральных контрацептивов определенной группы совместно с дерматологическим лечением. «Нарушение цикла данная терапия не вызывает, наоборот, помогает его урегулировать», — подчеркивает она.
В лечение тяжелых форм акне нередко используются системные ретиноиды — препараты на основе производных витамина А. У них зарегистрирован тератогенный эффект — негативное влияние на эмбриональное развитие, поэтому их нельзя принимать во время беременности. Вероятно, из-за этого возникают и опасения, что такие препараты могут вызывать бесплодие. «Это такой же необоснованный миф, — утверждает Екатерина Константиновская. — Системные ретиноиды никак не влияют на репродуктивную функцию и беременеть можно уже через пять недель после окончания курса лечения акне».
