
Тадзуко Саканэ
Тадзуко Саканэ, первая женщина-режиссер в Японии, с детства проявляла интерес к искусству. После окончания школы она поступила на факультет английского языка в женский колледж Дошиша (сегодня — Женский университет Дошиша). В то время как отец Саканэ поддерживал ее стремление получить достойное образование, мать, напротив, считала, что главное предназначение в жизни женщины — выйти замуж. Увы, брак Тадзуко, ставшей женой в 20 лет, оказался неудачным, и она вернулась домой. После развода благодаря связям богатого отца получила работу ассистентки режиссера Кэндзи Мидзогути, который снимал исторические драмы, в центре которых часто были женские персонажи.
Попав в киноиндустрию, Саканэ сразу же столкнулась с гендерными стереотипами. Коллеги по кинокомпании Daiichi Eiga говорили амбициозной девушке, что единственный способ получить повышение — «закрутить роман с Мидзогути». На съемочной площадке на нее всегда смотрели косо из-за привычки носить брюки, которые не сковывали движений во время работы.
Когда на экраны вышел ее режиссерский дебют «Новая одежда» (1936) о роковой любви, вспыхнувшей между молодой гейшей и будущим буддистским монахом (считается первым художественным фильмом в Японии, снятым женщиной), картину сопровождал ролик-визитка Саканэ, в котором постановщицу зачем-то расспрашивали о ее интимной жизни. Пресса раздула из этого скандал: все обсуждали «нравственность» Саканэ, а не ее кино. В итоге кассового успеха лента не имела. После провала своего первого и единственного художественного фильма Тадзуко осталась в киноиндустрии, но была понижена до помощника режиссера.
С началом Второй мировой войны она начала снимать пропагандистское кино. В 1943 году, например, выпустила картину «Невесты на границе» о молодых японках, которые переезжают в марионеточное государство Маньчжоу-го, чтобы выйти замуж за японских эмигрантов. После завершения Второй мировой Тадзуко отошла от режиссуры. Несмотря на свою неоднозначность, Саканэ вошла в историю как первая женщина-режиссер в Японии.
Пак Нам-ок
Пак Нам-ок — первая корейская женщина, которая сняла фильм в своей стране. Она устроилась в Chosun Film Company после того, как Корея в 1945 году была освобождена от японской оккупации. До карьеры в кино Пак, бросившая учебу в Женском университете Ихва, успела поработать репортером. В 1955 году она дебютировала как режиссер.
Съемки картины оказались тяжелым испытанием. За производство фильма отвечала кинокомпания, созданная старшей сестрой Пак: крупные студии не хотели поддерживать женский дебют. Денег не хватало ни на то, чтобы нанять няню для недавно родившейся дочери Пак Нам-ок, ни на то, чтобы покормить съемочную группу. Режиссер на время съемок привязывала младенца к спине и сама готовила еду коллегам. «Я ужасно страдала, когда снимала «Вдову», но, оглядываясь назад, я бы отдала все, чтобы заново пережить те дни», — говорила она позже в интервью.
«Вдова» не имела успеха у зрителя, но сегодня считается знаковой работой в истории корейского женского кино. Фильм, посвященный судьбам вдов во время Корейской войны, был очень острым и смелым для своего времени. Главная героиня, мать-одиночка, отказалась подчиняться конфуцианской традиции, согласно которой женщина должна хранить верность покойному мужу. Она страдала от внутреннего конфликта — разрывалась между любовью и священным долгом вдовы и в конце концов выбрала первое.
«Вдову» показали на первом Международном женском кинофестивале в Сеуле в 1997 году, а в 2001-м Ассоциация женщин в кино Кореи выпустила документалку «Красивая жизнь» о наследии Пак Нам-ок.
Хайфа Аль-Мансур
«Я не ставила перед собой цели стать первой женщиной-режиссером в Саудовской Аравии… — говорит в интервью Хайфа Аль-Мансур. — Я начала снимать кино, еще будучи молодой женщиной. Я пыталась самоутвердиться и найти свой голос, но в нашей культуре женщины невидимы, они не имеют значения. Меня лично это не затрагивало, но я чувствовала себя очень подавленной. Мне нужно было хобби, которое помогло бы мне справиться с ситуацией».
Вместе с братьями и сестрами она сняла короткометражку «Кто?» о маньяке, носящем бурку и убивающем женщин в их домах. «Речь шла об идентичности — если все женщины в Саудовской Аравии полностью покрыты, как мы узнаем, кто есть кто?» — объясняет постановщица. В 2005 году Хайфа Аль-Мансур выпустила документальный фильм «Женщины без теней» о буднях жительниц государств Персидского залива. С этой картиной постановщица объездила 17 международных кинофестивалей.
Еще одним знаковым фильмом в карьере Хайфы стало драмеди «Ваджда» (2012), отмеченное несколькими премиями на Венецианском кинофестивале. Картина рассказывает о десятилетней девочке, которая мечтает о велосипеде. «Мне хотелось рассказать о своей культуре, не слишком радикально. Велосипед не пугает — это всего лишь игрушка, — но он ассоциируется с современностью, скоростью, возможностью управлять своей судьбой. Для меня он олицетворяет то, какой должна быть женщина», — говорит режиссер.
Хайфа Аль-Мансур сделала и международную карьеру, которая началась с байопика о Мэри Шелли «Красавица для чудовища» (2017). В фильме о создательнице «Франкенштейна» режиссер сделала акцент на борьбе писательницы за собственный голос. Хайфа Аль-Мансур успешно реализовалась как режиссер сериалов, но совсем недавно вернулась к корням и на кинофестивале в Торонто показала криминальный триллер Unidentified («Неопознанная»), который обращается к проблеме фемицида.
Саба Сахар
Саба Сахар — первая женщина-режиссер и первая женщина-продюсер в Афганистане. Она 20 лет проработала в полиции, а в 2004 году основала собственную кинокомпанию, продолжая при этом работать в правоохранительных органах. Неудивительно, что снимала она именно полицейские драмы. Сериал «Комиссар Аманулла» — самая масштабная работа Сахар, которая сама же исполнила главную роль.
Снялась она и в фильмах «Закон» (2004) и «Прохождение радуги» (2008). В картинах, сделанных в духе болливудских боевиков, она играет этакую супергероиню, которая носит традиционную афганскую одежду и с помощью приемов кунг-фу побеждает плохих парней. «Я хочу показать, что афганские женщины способны на все, что делают мужчины. Я хочу показать консерваторам, которые запирают своих дочерей и жен дома, что они должны отпустить их, чтобы [дать им] получить образование, заработать немного денег и помочь восстановить Афганистан», — говорила она в интервью в 2012 году.
В августе 2020 года машина Сахар, на которой она ехала ехала вместе с водителем и телохранителем, подверглась вооруженному нападению группы талибов. Сахар получила ранение в живот, но открыла ответный огонь, чтобы защитить дочь, которая также находилась в машине. Девочка не пострадала, Сахар спасли врачи. О судьбе Сахар после 2021 года, когда «Талибан» захватил власть в стране, неизвестно.
Сара Мальдорор
Хотя Сара Мальдорор родилась во Франции в семье выходцев с Антильских островов, ее называют матерью африканского кино. Сара изучала драму в Париже. В 1956 году она вместе с друзьями-студентами организовала театральную группу Compagnie d'Art Dramatique des Griots. Помимо увлечения драмой Мальдорор занималась активизмом в поддержку антиколониального движения Африки и так познакомилась со своим будущим мужем — ангольцем Марио Пинту де Андраде.
В 1960-х Мальдорор поступила по стипендии во ВГИК и уехала в СССР, по окончании учебы перебралась в Марокко, а затем в Алжир. Она работала ассистентом у разных режиссеров, в том числе на съемках документального фильма Elles («Они») Ахмеда Лаллема о молодых алжирских женщинах и их взглядах на будущее. Сара выступала посредником между мужчиной-режиссером и героинями его фильма.
Режиссерским дебютом Мальдорор стал 17-минутный фильм Monangambée («Монагамбе») о пытках, которым подвергались ангольские партизаны, попадавшие в плен. В 1971-м его показали в программе «Двухнедельник режиссеров» в Каннах. В следующем году Сара сняла свой знаковый фильм Sambizanga («Самбизанга»), рассказывающий о судьбе женщины во время войны за независимость Анголы.
«Африканские женщины должны быть повсюду. Они должны быть в кадре, за камерой, в монтажной комнате и участвовать на каждом этапе создания фильма. Они должны говорить о своих проблемах», — говорила Мальдорор.
Сэйфи Фэй
Сэйфи Фэй была первой женщиной из стран Африки к югу от Сахары, которая сняла художественный фильм, вышедший в прокат. Уроженка Сенегала изучала этнологию в Париже (позже получила докторскую степень). Ее режиссерским дебютом стал короткометражный фильм La Passante («Прохожая»), снятый в 1972 году. Картина рассказывала об эмигрантском опыте жизни самой Фэй в Париже. В «Прохожей» она гуляла по городу и фиксировала то, как на нее реагировали проходящие мимо мужчины.
Первым полнометражным фильмом Фэй стал Kaddu Beykat, что переводится как «Голос крестьянина». Международное название картины — «Письмо из моей деревни». Фильм, показанный на Берлинском кинофестивале, критиковал политику правительства, поощрявшую выращивание товарных культур на экспорт, что в некоторых случаях приводило к обнищанию деревень. Сэйфи Фэй предоставила слово женщинам из сельских общин Сенегала. Фильм был запрещен к показу на родине постановщицы. В 1983 году она сняла документальную ленту «Сельбе: одна среди многих» — о 39-летней женщине, которая пытается прокормить своих восьмерых детей после того, как ее муж покинул деревню в поисках работы.
Почти все фильмы Сэйфи Фэй (и документальные, и художественные) сосредоточены на историях женщин в сельской Африке. Однако сама постановщица не считает, что снимает исключительно женское кино. «Женщины не могут жить в Африке одни. Женщины живут в сообществе, и я не могу уничтожить сообщество», — говорит Фэй.
Фатма Бегум
Фатма Бегум — первая женщина-режиссер в Индии. Еще в детстве она была неравнодушна к искусству, а в юности выступала в театре. Снималась она в кино — дебютировала в 1922 году в немом фильме «Храбрый Абхиманью». Это притом что актерство считалось неподходящей профессией для женщин, а женские роли в кино иногда исполняли мужчины.
В 1926-м Фатма Бегум стала первой женщиной в Индии, которая основала свою собственную производственную компанию — Fatma Films, где была продюсером, сценаристкой и режиссером. Ее дебютный фильм «Соловей из страны фей» имел большой успех на родине (в том числе благодаря обилию трюковых сцен) и породил волну фэнтезийных картин в индийском кино. Фильм не сохранился, и о его сюжете почти ничего не известно. Однако в статье, опубликованной в газете The Bombay Chronicle 26 июня 1926 года, картину хвалили за декорации, «прекрасный и современный сценический танец», актерскую работу самой Бегум, а также выступления ее дочерей Зубейды и Шехзади.
Бегум одинаково талантливо снимала триллеры, костюмированные драмы и фэнтези. Такое жанровое разнообразие, по словам историка кино Рози Томас, подчеркивало связь индийского кино с мировым кинематографом и культурой, «а не его экзотические отличия». При этом Бегум отдавала главные роли в своих фильмах женщинам и своим примером проложила дорогу другим постановщицам.
