К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Экономика шеринга: как Александра Кумпан помогает ретейлерам спасать тонны продуктов

Александра Кумпан (Фото Даниила Головкина)
Александра Кумпан (Фото Даниила Головкина)
Александра Кумпан — победительница премии Forbes Woman Mercury Awards в номинации «Лучший проект в сфере социального предпринимательства». Быть социально ориентированными она помогает ретейлерам, которые часто вынуждены утилизировать невостребованные продукты с еще не истекшим сроком годности, но благодаря АНО «Фудшеринг», которую возглавляет Александра, могут передать еду нуждающимся. Forbes Woman поговорил с ней о том, как устроен проект, помогающий спасать тонны продуктов ежемесячно, и что движет его участниками — волонтерами и представителями бизнеса

Не выбрасывать еду

Россияне ежегодно выбрасывают на свалки почти 90 кг продуктов питания. Часть из них может быть еще пригодными для потребления. Исполнительный директор АНО «Фудшеринг» Александра Кумпан стремится исправить эту ситуацию: с 2019 года она вместе с волонтерами из разных городов России учит людей делиться едой друг с другом. В 2025-м Александра стала победительницей премии Forbes Woman Mercury Awards — жюри оценило ее вклад в развитие системной благотворительности и успехи в выстраивании партнерств с социально ответственным бизнесом.

История АНО «Фудшеринг» началось с волонтерского движения «Фудшеринг Москва», организованного активисткой Анной Успенской в 2015 году. Создано оно было по образцу немецкого проекта Foodsharing.de, запущенного в 2012-м, вероятно, первой в новейшей истории подобной инициативы. К 2019 году у немецкого проекта было уже 5000 партнеров в Германии, Австрии и Швейцарии. 

Победительницы премии Forbes Woman Mercury Awards 2025: Оксана Саприна, Юлия Андриевич, Наталия Стоцкая и Александра Кумпан (Фото Даниила Головкина)

К «Фудшеринг Москва» тогда же присоединилась выпускница Всероссийской академии внешней торговли Александра Кумпан. В то время она работала в консалтинговой компании «ТИАР-Центр» и познакомилась с Успенской, когда проводила исследование о проблеме нерационального использования еды. «Мы как раз собирали информацию о том, сколько еды выбрасывается, как с ней обходится бизнес, какие есть инструменты, чтобы использовать продукты рационально», — вспоминает Александра. 

 

Кумпан помогла волонтерскому движению обрести «юридическую и бухгалтерскую оболочку», а затем и увеличить масштаб работы. Деньги на развитие проекта — 500 000 рублей — в 2021 году удалось получить благодаря участию в конкурсе «Новаторы Москвы», эта сумма помогла масштабировать деятельность, найти партнеров среди бизнеса, отладить внутренние процессы. 

Сейчас в штате АНО «Фудшеринг» восемь человек, их зарплаты — основная статья расходов. Доход организация получает из разных источников. «Привлеченные средства — это пожертвования от бизнеса на поддержание основной деятельности (то есть фудшеринга). Гранты тоже бывают, но нечасто, — перечисляет Александра. — Кроме того, мы реализуем исследовательские проекты: анализируем потребительское поведение, замеряем объемы образующихся отходов, проводим аудит процессов компаний, чтобы они могли снизить образование пищевых отходов и так далее. Один из таких недавних проектов — исследование «Бум готовой еды: воздействие на окружающую среду». 

 

С 2022 года именно Кумпан занимается развитием проекта (Успенская остается соучредителем). По данным организации, с тех пор объем спасаемой еды вырос с 27 т до 300 т в год. 

Экономика фудшеринга

Фудшеринг для Кумпан — часть экономики совместного потребления, которой она посвятила диплом в вузе. «Мы уже что-то произвели, зачем это выбрасывать?» — объясняет Александра. Она объясняет: шеринг дает людям доступ к товарам и услугам, которые иначе были бы для них недоступны, и при этом способствуют сокращению вредного воздействия на окружающую среду. «В фудшеринге меня привлекает идея рационального использования ресурсов. Интернет и технологии помогают соединить потребности большого количества людей и компаний с возможностями или с ресурсами других людей и компаний», — продолжает она. 

На это указывает и кандидат экономических наук, декан Факультета экономики и бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ Екатерина Безсмертная. Она рассматривает фудшеринг как механизм поддержки децентрализованной продовольственной помощи и отмечает, что он решает целый ряд проблем — в том числе социальные (обеспечение питанием нуждающихся), экономические (сбережение ресурсов, направленных на производство питания, и снижение финансовых потерь, связанных с утилизацией пищевых отходов), экологические (снижение количества отходов, сокращение выбросов метана в атмосферу с мусорных свалок, уменьшение нагрузки на экосистемы благодаря снижению темпов производства новых продуктов).

 

«Технологически фудшеринг может реализовываться в разных формах: от установки «общественных холодильников» до цифровых платформ, связывающих между собой тех, у кого есть продуктовые излишки, с теми, кто в них нуждается», — уточняет Безсмертная. Она выделяет две основные модели фудшеринга — C2C и B2C. Первая предполагает, что отдельные участники сами размещают в соцсетях или на специальных платформах объявления о том, какой едой они готовы поделиться. АНО «Фудшеринг» работает по второй модели, B2C: в ней компании-производители, торговые сети, предприятия общественного питания передают продукты с истекающими сроками годности напрямую нуждающимся либо помогающим организациям — «банкам еды» (организациям, занимающимся оказанием продовольственной помощи) или благотворительным фондам.  

Александра Кумпан во время торжественного ужина в честь финалисток премии Forbes Woman Mercury Awards (Фото Юлианы Головиновой)

Компании сами обращаются в «Фудшеринг», предлагая спасти (то есть быстро передать нуждающимся) невостребованные продукты с истекающим сроком годности. Срок годности может быть и «с запасом» — иногда продукты списывают заранее, просто из-за поступления новой, более свежей партии, которую нужно поставить на полки. 

Эколог сети «ВкусВилл» Татьяна Шитова, сотрудничающая с АНО «Фудшеринг», в разговоре с Forbes Woman признается, что с точки зрения бизнеса утилизировать списанные продукты питания выгоднее, чем спасение еды. «Но проект по фудшерингу — это не только и не столько социальный проект, но важный элемент экономики замкнутого цикла, помогающий сократить образование пищевых отходов. Спасение еды отражает и одну из основных ценностей компании — «Забота о себе и о будущем». Фудшеринг также повышает уровень жизни людей: социально незащищенные люди могут благодаря нему бесплатно получать значительную часть своего рациона. Мы планируем развивать фудшеринг и далее в торговых точках сети, в том числе в регионах», — говорит Шитова.

Екатерина Безсмертная подтверждает, что финансовая отдача от подобной деятельности для бизнеса минимальна — для организаций, участвующих в фудшеринге, основными мотивами передачи продуктов с истекающими сроками годности являются участие в благотворительности и укрепление деловой репутации. «С одной стороны, снижаются затраты на утилизацию просроченной продукции. С другой стороны — компании обязаны уплачивать НДС за товары, отдаваемые на благотворительность, и, кроме того, тратиться на оплату рабочего времени задействованных в проекте сотрудников, организацию логистики и т. д. В итоге благотворительная раздача продуктов питания оказывается для бизнеса гораздо более затратной, чем традиционная утилизация», — отмечает она. 

По словам Безсмертной, за рубежом проблема невыгодности фудшеринга решается путем исключения пожертвований продуктов питания, удовлетворяющих ряд особых условий из перечня объектов налогообложения (например, Бельгия), или с помощью установления нулевой ставки НДС (например, Великобритания), или путем предоставления компаниям-благотворителям права учитывать стоимость жертвуемых товаров в составе расходов по налогу на прибыль (Германия и другие). «В России с принятием федерального закона от 08.06.2020 №172-ФЗ организации могут передавать товары на благотворительность без обложения налогом на прибыль, однако их количество должно быть эквивалентно не более 1% от выручки за год». 

 

В 2021 году АНО «Фудшеринг» предложила Минфину освободить от НДС все продукты, переданные на благотворительность. В мае 2025-го «Парламентская газета» сообщила, что такой законопроект готовится к внесению в Госдуму.  Пока он не принят фудшеринг остается для ретейлеров прежде всего социальным проектом. В этой ситуации задача НКО, работающих в этой сфере, — взять на себя всю организацию, сделав процесс передачи еды нуждающимся максимально удобным для бизнеса.

От магазина до человека

«Например, появляется магазин, с которым мы договорились о сотрудничестве. Под эту точку мы формируем команду волонтеров из тех, кто живет неподалеку, составляем график, кто в какой день ездит, утверждаем время вывоза, — объясняет принцип работы проекта Кумпан. — В назначенное время волонтер приходит в розничную точку, проверяет качество и безопасность продуктов, которые приготовил партнер. Далее они составляют акт, в котором фиксируют те продукты, которые волонтер забирал. После этого волонтер отправляется распределять продукты среди людей».

Чтобы привлекать волонтеров в своих ряды, АНО «Фудшеринг» обычно пользуется бесплатными инструментами продвижения: СМИ, соцсетями; работает и «сарафанное радио». Помогает в этом и выстраивание отношений с местными сообществами благотворителей и экоактивистов — этот подход, к примеру, активно применялся в Мурманске, где работа по привлечению волонтеров выстраивалась с нуля. За годы этой деятельности накопилась «обширная база потенциальных волонтеров, которая продолжает пополняться». 

«Фудшеринг» работает с разными точками — общепитом, гостиницами, офисными центрами, ретейлом. Сотрудничество с сетью «Вкусвилл» началось еще в 2021 году. «Коллеги из АНО «Фудшеринг» связались с нами и предложили проект по передаче нереализованных продуктов нуждающимся. Далее мы проанализировали риски, формат работы, заключили соглашение и начали работать, — рассказывает Татьяна Шитова. — За время сотрудничества мы спасли 284 т еды, волонтеры распределили их среди порядка 2700 человек». По ее словам, «Фудшеринг» взял на себя всю работу по сопровождению продуктов от магазина до получателей. 

 
АНО «Фудшеринг» сотрудничает в Мурманске с сетью «Пятерочка» (Фото DR)

В АНО отмечают, что каждая передача продуктов сопровождается соответствующим документом — волонтеры и конечные получатели подписывают акты приемки. Организация заключает договоры и с волонтерами, и с компаниями-партнерами, причем последним отчитывается о судьбе спасенных продуктов.

«Сейчас мы вышли на 50–60 т еды, спасаемой в месяц, — делится Александра Кумпан результатами работы. — Порядка 20 000 человек получают продукты питания благодаря фудшерингу безвозмездно. И в этом задействованы около 500 волонтеров, которые регулярно забирают и распределяют продукты». 

Сеть партнеров растет. Например, упомянутый выше проект фудшеринга в Мурманске был с нуля организован в 2024 году при поддержке X5 Group — он охватил 50 магазинов «Пятерочка». Сейчас благодаря партнерству с ГК «А101» фудшеринг развивается в возводимых девелопером жилых кварталах, а заодно способствует укреплению добрососедских отношений: жители знакомятся с владельцами локальных пекарен, кафе и магазинов и помогают передавать списываемую ими еду нуждающимся соседям.

Друзья и соседи

Получатели спасенной еды, как правило, знакомые волонтеров: семьи в сложной жизненной ситуации, пенсионеры, люди с инвалидностью и не только. По словам Кумпан, продукты от точки до получателя доходят за один–два часа. Это при том, что на их доставку волонтеры тратят свое свободное время. За проверку качества еды и ее безопасность отвечают все участники цепочки: при каждой передаче, перед тем как подписать акт, принимающая сторона должна убедиться, что продукты пригодны для употребления. Волонтер — когда принимает продукты от партнера, конечный получатель — от волонтера. 

 

«Когда все отдыхают, для фудшеринга активная пора, — объясняет Александра. — Например, летом, когда, с одной стороны, продукты быстрее попадают в категорию «снятые с продажи», а с другой — люди разъезжаются, и волонтеров становится меньше».

Как удается преодолевать эти сложности? Александра Кумпан подчеркивает: для самих волонтеров в их работе важен личный фактор и чувство, что они действительно помогают людям. «Фудшеринг в этом контексте работает как социальный клей и повод вообще выйти из дома, познакомиться, поздороваться, пообщаться — словом, добавить активность в свою повседневную деятельность», — говорит она.

Среди волонтеров проекта есть пенсионерка, которая забирает продукты и распределяет их среди пожилых соседей, один из ее подопечных — мужчина, которому 90 с лишним лет, рассказывает Кумпан. По словам волонтерки, фудшеринг для нее — это возможность социализироваться, прогуляться, поболтать с сотрудниками магазина, с получателями и соседями. 

«Другой пример — незрячая девушка-волонтер, которая участвует в проекте вместе с сестрой. Вывозы продуктов для нее — это шанс на социализацию, возможность обрести значимость в том, что ты не просто живешь свою жизнь, но и помогаешь другим, — рассказывает Кумпан. — Иногда приходят волонтеры, которые заранее знают, кому они готовы помогать. Например, была девушка, которая покупала продукты своей соседке-пенсионерке. Когда она пришла к нам участвовать, то стала получать их через нас бесплатно. Ей не нужно каких-то дополнительных ресурсов для того, чтобы вот этот порыв помощи реализовать — только время свое инвестировать».  

 

Иногда фудшеринг может спасать жизни. «Один из волонтеров в Мурманске рассказывал, что продукты из фудшеринга он передавал рыбакам, — вспоминает Кумпан. — В один из дней волонтер передал продукты, моряки ушли в плавание и попали в шторм. Они задержались в море на несколько дней дольше, чем рассчитывали, у них закончилась их основная еда и продукты из фудшеринга их спасли». 

Следить за новостями о премии и читать истории всех ее участниц можно на сайте www.forbes.ru по хештегу #Forbes Woman Mercury Awards и во всех социальных сетях Forbes.