К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Автоняня в помощь родителям: как Елена Герасимова создала сервис сопровождения детей

Елена Герасимова (Фото Юлианы Головиновой)
Елена Герасимова (Фото Юлианы Головиновой)
Елена Герасимова искала водителя для своего сына, а нашла нишу для бизнеса. Ее проект — сервис автонянь Quiti — вошел в шорт-лист премии Forbes Woman Mercury Awards — 2025. Жюри обратили внимание на благотворительный проект компании: детей с ОВЗ, которым нужно посетить врача, сервис возит бесплатно. Елена рассказала, как в компании подбирают и обучают сопровождающих для детей, в чем преимущество сотрудников пенсионного возраста и почему сарафанное радио в ее случае важнее рекламы

Идея запустить сервис для сопровождения детей пришла из собственной потребности, вспоминает Елена Герасимова. Сын хотел больше внешкольной активности — из-за этого согласовать графики, чтобы самой возить ребенка, стало сложно. «Мы семьей посчитали и поняли, что водитель на весь день — это нецелесообразно,  — рассказывает Герасимова. — Сын меня спрашивает: а в Москве нет такого сервиса, чтобы только до секции и обратно? Начали смотреть».

Такие сервисы — их еще называют автоняня — в 2018 году в Москве, конечно, были. Сам сегмент детского такси появился в 2006 году в США с появлением в Нью-Йорке компании Kid Car. Однако не все сервисы детского такси предлагают именно услугу «автоняни», когда водитель выступает в роли полноценного сопровождающего, который не просто отвезет ребенка из пункта А в пункт Б, но и подождет его, чтобы отвезти обратно, поможет в случае необходимости переобуться, покормит, погуляет с ним.  

«Я представила, как мамы сидят каждый раз и думают: а заложил ли сервис время на ожидание, ведь тренер иногда ребят задерживает; а проверил ли сопровождающий, плотно ли, допустим, коньки затянуты перед тренировкой; а вдруг случилось что-то на тренировке и ребенку сразу нужно этим поделиться. Если такая услуга нужна нам, значит она нужна и тысячам других родителей», — говорит она.

 

Но, изучив отзывы и разобравшись, как работают сервисы сопровождения, Елена все же решила, что доверить ребенка готова только той компании, чью работу знает изнутри. И в 2018 году сама создала такую.

Сервис получил название Quiti («Квайти»). Это акроним, образованный от двух английских слов — quite (тихий, спокойный) и time (время). Водители Quiti доставляют детей от трех лет в Москве и Московской области в школу, на дополнительные занятия и секции, на развлекательные мероприятия, в летние лагеря. А детей с ОВЗ, которым необходимо сопровождение к врачу, сервис возит бесплатно в рамках благотворительной программы.

 

В 2025 году Елена Герасимова стала финалисткой премии Forbes Woman Mercury Awards, которая награждает женщин, создающих лучшие социально ориентированные бизнесы и благотворительные проекты.

Сервис для родителей и детей 

До запуска Quiti Герасимова уже имела предпринимательский опыт в разных сферах — от производства фитобочек из алтайского кедра до переработки рыбы на Дальнем Востоке и в Калининграде. После закрытия последнего бизнеса, когда из-за изменений таможенного законодательства сильно повысилась себестоимость производства, осталась команда, которая поддержала ее новую идею с сервисом автонянь. По личным рекомендациям сотрудников (а также друзей Елены) искали и первых водителей.

На старте основательница вложила в проект 1 млн рублей собственных средств — половина стала первым взносом за первую машину будущего автопарка, половина пошла на брендбук, сайт, разработку и регистрацию товарного знака. Основные инвестиции пришлись на последующие пять лет развития — за это время в проект было вложено около 50 млн рублей в виде личных средств и кредитов. 

 

«Начали с покупки машины, в первый же месяц после этого компания сразу начала возить детей знакомых и друзей. На линию выходил водитель на купленном авто, а параллельно я сама на личном — это позволило оперативно формировать стандарты общения с родителями и сопровождения детей, получая обратную связь», — рассказывает Елена. 

Елена Герасимова на вечере награждения премии Forbes Woman Mercury Awards (Фото Юлианы Головиновой)

Quiti начал работу в апреле 2018 года, незадолго до начала летних каникул. Затем наступило затишье, но первые клиенты сказали Елене, что вернутся в сентябре, — и действительно вернулись, а еще привели знакомых. «Это же все-таки очень специфическая услуга. Здесь не всякий формат продвижения сработает. Либо знают лично тебя, либо знают наших сопровождающих, и только в таком случае доверяют детей. Опыт показал, что ни один рекламный продукт в этом бизнесе не работает так, как сарафанное радио», — говорит Герасимова. 

В результате за пять лет компания органически выросла почти в семь раз: если в 2020 году выручка от продажи составляла почти 6 млн рублей, то в 2024-м — более 40 млн рублей. Сейчас в штате компании более 100 сотрудников — это не только водители, но и финансовый блок, HR-подразделение, клиентский сервис и отдел логистики, который занимается выстраиванием маршрутов, обновлением графиков детей, координацией между родителями, водителями и клиентским сервисом — это необходимо, потому что, как говорит Герасимова, почти 50% семей меняют расписание ребенка хотя бы раз в неделю. «Тренировки задерживают, занятия переносятся, ребенок заболел, нужны дополнительные вещи, а иногда поездка отменяется за час до выезда», — отмечает она. 

Из-за сложной логистики стоимость сопровождения всегда рассчитывается индивидуально: она зависит от количества пассажиров, времени ожидания и дополнительных пожеланий родителей. Базовый тариф — 1950 рублей за полчаса, при этом большинство клиентов покупают абонементы на месяц, говорит Герасимова. Водители Quiti по запросу семьи могут подождать пассажира на месте, а могут вернуться за ним к выбранному часу, нередко родители просят сопровождающих снять видео — так они узнают, как прошел футбольный матч их ребенка или занятие в художественной школе. 

Герасимова подчеркивает, что сервис не является агрегатором (наоборот, один из источников дохода  Quiti — предоставление машин в аренду частным и государственным заказчикам). Клиент заключает договор с самой компанией, а не с водителем. Каждая поездка застрахована на 2 млн рублей. Машины компании (сейчас в автопарке 50 легковых автомобилей и два автобуса) оснащены специальными трекерами, которые отслеживают маршрут поездки, так что родители всегда видят, где находится их ребенок. Правда, в условиях периодического отключения мобильного интернета в Москве и Московской области машина может пропасть со связи. Елена Герасимова утверждает, что в итоговом отчете маршрут отображается полностью. 

 

С другой сложностью пришлось столкнуться в ходе масштабирования. По мере роста бизнеса Елена Герасимова пробовала расширить его и запустила Quiti в Екатеринбурге в августе 2024 года. Она продала франшизу знакомой семейной паре, которая исследовала рынок и решила, что спрос на услуги автоняни в городе есть. Однако весной 2025-го было решено закрыть ее, так как оказалось, что местным жителям привычнее заказать ребенку классическое такси, а не выбирать для него постоянного водителя-сопровождающего, рассказывает предпринимательница. Она отмечает, что стабильный спрос на сопровождение детей пока есть только в Москве, Подмосковье и Петербурге.

Подготовка сопровождающих

Идеальным сопровождающим, которому Елена была готова поручить заботу о своем ребенке, она сначала представила женщину. «Я хотела создать сервис для матерей в декрете, домохозяек и женщин со свободным графиком работы, чтобы предоставить им дополнительный заработок», — объясняет Герасимова. Однако специалисты из Московского института психоанализа, с которыми она общалась перед запуском бизнеса, переубедили ее, и она собрала смешанный и разновозрастной коллектив. «Мужчины создают [у клиентов] ощущение силы и возможности защитить, женщины — тепла и участия. Все вместе дает то, что человек на самом деле покупает, — спокойствие», — говорит предпринимательница.

Уже в первые месяцы работы стало понятно, что водителям старшего возраста проще установить контакт с ребенком, им больше доверяют и сами родители. Сегодня в Quiti работают 93 водителя, пенсионеры составляют 25%, люди предпенсионного возраста — 37%. «Им [сопровождающим старшего возраста] проще отвлечь ребенка от телефона, проще найти тему для беседы, ведь у них есть свои дети, свой опыт воспитания. Родителям всегда легче понять родителей, — говорит Елена. — Мы заметили, что именно сопровождающие старшего возраста находят правильные слова, чтобы после поездки передать семье эмоции, которыми поделился ребенок. Дети очень чувствительны, настроение у них меняется быстро. Вот ребенок сел в машину после соревнований или после контрольной в школе и сразу хочет рассказать, что произошло. Вечером, когда родители вернулись домой с работы, эмоции уже улеглись, ребенок больше не живет ими. Однако, если во время соревнований или просто сопровождения водитель сделает фото или видео, он поможет сохранить эмоцию и передать ее родителям».

Для компании важно, чтобы сотрудники разделяли ее ценности — это первое, на что обращает внимание HR-специалист на собеседовании. «У нас есть карта ценностей каждого нашего будущего сотрудника. Если кандидат с нами не совпадает по трем пунктам из пяти, мы дальше его не рассматриваем», — говорит Елена. Среди других этапов отбора — разбор потенциальных проблемных ситуаций с ребенком-пассажиром, проверка скорости реакции, тестирование по контр-аварийному вождению. 

 

Перед тем, как приступить к работе, водители проходят обязательное обучение. У Quiti есть лицензия на осуществление образовательной деятельности, выпускники получают сертификат о повышении квалификации по направлению «Автоняня». В программе 250-часового курса — правила профессионального поведения, первая помощь при ДТП, основы детской психологии и методы разрешения конфликтных ситуаций; плюс повторение программы автошколы. Программу может пройти любой желающий, для водителей Quiti обучение бесплатное, для сторонних обучающихся стоимость от 11 000 рублей за курс. Зарплата водителей в компании Quiti составляет от 70 000 до 130 000 рублей. 

Иногда Елена Герасимова выходит на линию в качестве водителя и сама сопровождает детей — это помогает ей понять, как ее сотрудники работают с подопечными, правильно ли выстроена коммуникация с клиентами. «Я прохожу весь путь так же, как любой наш сотрудник от получения заявки до передачи ребенка родителям или ответственному лицу. Когда родители знают, что приезжаю я, они часто выходят пообщаться лично. Я всегда задаю прямой вопрос о том, что изменить или добавить в сервис, — делится предпринимательница. — Очень ценна и обратная связь от детей: в дороге они рассказывают про своих любимых водителей и сопровождающих, вспоминают шутки и делятся историями. Все впечатления и наблюдения после выездов я передаю команде. Мы меняем алгоритмы маршрутизации, обновляем обучение, корректируем стандарты общения. Для меня выезды — это способ держать сервис живым. Так я вижу, как он работает на самом деле, и понимаю, что еще можно улучшить».

Поддержка людей с инвалидностью

К началу 2020 года компания планомерно увеличивала парк автомобилей, привлекала новых водителей и наращивала базу клиентов, однако рынок услуг в одночасье изменила пандемия коронавируса. Число поездок из-за режима самоизоляции ожидаемо снизилось, компанию «накрыла долгая неизвестность». «Сидеть дома мы не хотели, я собрала команду, мы обсудили варианты и решили, что хотим помогать, быть полезными в трудное время», — говорит Елена Герасимова.

Она связалась с благотворительными фондами и предложила бесплатно возить их подопечных. Откликнулся МБОО «Справедливая помощь Доктора Лизы»: там объяснили, что волонтеры сидят по домам, а деятельность центра фактически приостановлена, в то время как потребность детей с ОВЗ посещать медучреждения никуда не делась. Так началось сотрудничество, продолжающееся и сегодня. В рамках проекта «Дорога добра» сервис Quiti обеспечивает бесплатную перевозку детей с заболеваниями двигательного аппарата, онкодиагнозами и после пересадки органов. С момента запуска проекта в 2020 году водители Quiti сопроводили более 120 пассажиров с ОВЗ. Такие заказы сервис получает как напрямую от родителей, так и через фонд. 

 

Большинство семей с детьми с инвалидностью предпочитают передвигаться на собственном автомобиле или посещать учреждения, расположенные в пешей доступности. Это объяснимо: такие дети, как правило, не любят транспорт и могут испытывать дискомфорт в замкнутом пространстве, говорит руководитель центра дневной занятости «Дом под солнцем» благотворительного фонда «Образ жизни» Инга Жгенти. 

Кроме того, поездка в общественном транспорте часто невозможна  из-за отсутствия доступной среды или из-за повышенного риска получить инфекцию, которая особенно опасна для ослабленного иммунитета.

Вариант с обычным и социальным такси также подойдет не всем. «Водителям такси обычно не хватает навыков работы с людьми с инвалидностью. Если речь идет о детях с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нужно помочь с коляской», — объясняет Инга Жгенти. По ее словам, сервисы социального такси для особенных детей чрезвычайно важны, но зачастую они не могут целиком выполнить свою функцию — освободить родителей и снизить нагрузку на семьи, ведь ребенку все равно требуется сопровождающий, а не только тот, кто довезет в нужный пункт. 

«Люди обычно думают, что особенные дети — это про боль, про страдания, не каждый готов с ними работать, — говорит Елена Герасимова о том, как запускала благотворительный проект в Quiti. — Я попросила одного водителя съездить в ознакомительный рейс, и он вернулся такой вдохновленный». Оказалось, что дети с ОВЗ не только нуждаются в поддержке, но и становятся ее источником для взрослых: «Это почувствовали и водители — детям было важно, чтобы они не волновались».

 

Компания не только сопровождает особенных пассажиров в медучреждения, но также организует благотворительные мероприятия (праздники для подопечных онкоцентра, утренники для детей с ОВЗ), участвует в тренингах для их семей, развозит продуктовые наборы для малоимущих. 

Кроме того, с 2025 года в рамках образовательного подразделения компании работает проект «Путь к независимости» для водителей с ограниченными возможностями. Пройдя обучение, они могут устроиться в Quiti или в другие организации — подобрать место работы помогает московский Центр занятости населения.

«Для меня социальное предпринимательство — это не статья расходов, а вклад в капитал будущего, инвестиции в наше общество. Проект, конечно, требует ресурсов, но когда получаешь фидбек, когда тебя искренне благодарят — понимаешь, что все не зря», — отмечает основательница Quiti. 

Следить за новостями о премии и читать истории всех ее участниц можно на сайте www.forbes.ru по хештегу #Forbes Woman Mercury Awards и во всех социальных сетях Forbes.

 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+