Болезнь Фриды Кало и трагедия Камиллы Клодель: семь байопиков о великих художницах

«Фрида» (2002)
Frida
Режиссер: Джули Тэймор
Юная Фрида Кало (Сальма Хайек) живет в Мехико 1920-х — городе, где искусство и революция идут рука об руку. Она учится, увлекается идеями социализма, участвует в дискуссиях, которые формируют новое поколение мексиканской интеллигенции. Но в обычный день по дороге домой попадает в аварию, которая приковывает ее к постели. Это событие становится определяющим для жизненного пути Фриды Кало. Именно в этот период, наполненный болью и одиночеством, рождается ее художественный язык.
Вторым поворотным событием в жизни Фриды становится встреча с художником Диего Риверой (Альфред Молина). Он — признанный мастер, она — художница, которая не готова оставаться в тени и быть чьей-то ученицей. Их союз — это не только любовь и живопись, но и политическая активность, публичные скандалы, измены.
Режиссер Джули Тэймор сняла картину «Фрида» в начале 2000-х, когда о наследии Кало заговорили во всем мире: вышла биография художницы, написанная Хейден Эррерой, прошли выставки Кало и Риверы в музее Эль Мусео дель Баррио в Нью-Йорке. В этом контексте фильм Тэймор стала не просто байопиком, а частью переосмысления роли Фриды Кало в мире искусства — не как «музы» или жены великого художника, а как самостоятельной фигуры, чье творчество оказалось созвучно повестке нового тысячелетия.
«Большие глаза» (2014)
Big Eyes
Режиссер: Тим Бертон
1950-е в Сан-Франциско — время новых возможностей, но в основном для мужчин. Маргарет Ульбрих (Эми Адамс), тихая художница с дочерью на руках, пытается прорваться в мир искусства и показать людям свои картины, на которых она обычно изображает детей с большими глазами. На уличном фестивале она встречает обаятельного Уолтера Кина (Кристоф Вальц), который умеет превращать любую историю в шоу. Их стремительный роман перерастает в опасно удобный союз: Уолтер берет на себя заботу о Маргарет с дочерью и начинает продавать ее картины под своим именем, художница же остается в его тени. Но долго так продолжаться не может.
Бертон не просто рассказывает семейную драму — он вскрывает механизм культурного присвоения, где женский талант становится ресурсом для мужского успеха. Проблема Маргарет заключается не только в давлении со стороны партнера, но и в устройстве арт-рынка, который готов принимать женский труд, но не авторство. Финальная сцена суда, где Маргарет Ульбрих впервые поднимает глаза, буквально и символически, становится своего рода моментом реституции.
«Серафина из Санлиса» (2008)
Séraphine
Режиссер: Мартен Прово
Днем скромная и нелюдимая Серафина Луи (Иоланда Моро) моет полы и носит воду в дома буржуазных семей французского городка Санлиса, а ночью в своей крошечной комнате разводит краски, смешивая ягоды, копоть и масло, и пишет картины. Ее живопись в духе фовизма — отражение состояния души человека, у которого нет другого языка, кроме цвета и света. Отчужденность Серафины пугает соседей, но очаровывает Вильгельма Уде (Ульрих Тукур) — немецкого коллекционера, первого покупателя Пикассо и первооткрывателя Анри Руссо. Его внимание становится для Серафины чудом: впервые кто-то заметил в женщине не служанку, а художницу. Однако мир искусства, открывшийся ей, оказывается хрупким — наступает Первая мировая война, деньги от продаж картин заканчиваются.
Фильм Мартина Прово — деликатное исследование того, как женское искусство формируется вне академий и школ. Серафина оказывается уязвимой из-за отсутствия социальных и экономических опор: у нее нет доступа к образованию, арт-рынку, стабильному доходу. Как писал критик Роджер Эберт, это «фильм о тайне художественного творчества, сыгранный с необычайной тонкостью Иоландой Моро».
«Паула» (2016)
Paula
Режиссер: Кристиан Швохов
Паула Модерзон-Беккер (Карла Юри) живет в Германии начала XX века, в обществе строго определенных социальных ролей. Она не вступает в политические дискуссии и не участвует в движениях активистов, но выражает свой протест в картинах, переосмысляя изображение женского тела. Паула показывает, что оно может быть не только прекрасным, но уязвимым и усталым. Ее картины бросают вызов нарративам, конструирующим женскую идентичность через связь с природой и представляющим женщин подвластными эмоциям и инстинктам.
«Берта Моризо» (2012)
Berthe Morisot
Режиссер: Каролин Шампетье
Берта Моризо (Марин Дельтерм) растет в уважаемой французской семье, где девочек учат рисовать акварелью, но сюжеты рисунков ограничены соображениями о приличиях. Однако она упрямо отказывается слушать учителей и хочет писать окружающий мир так, как видит его сама. Фильм Шампетье начинается с событий 1865 года, когда молодая художница встречает уже приобретшего известность Эдуарда Мане (Малик Зиди), выставившего в Салоне «Олимпию» — картину, которую современники сочли крайне непристойной и вульгарной, и спровоцировавшую грандиозный по тем временам скандал. Эта встреча становится решающей в жизни художницы. Она влюбляется в Мане и целиком посвящает себя живописи.
В 1874 году в ателье фотографа Надара открывается выставка, которая гремит на весь Париж. 30 молодых художников выставляют 165 работ, разительно отличающиеся от тех, к которым привыкли французские ценители живописи. Среди них единственная женщина — Берта Моризо.
Когда речь заходит об искусстве XIX века, часто вспоминают мужчин-художников — Моне, Ренуара, Дега. Режиссер Шампетье же предлагает взглянуть на Берту Моризо как на полноценную участницу течения, чьи живописные решения повлияли на развитие художественного направления.
«Джорджия О’Кифф» (2009)
Georgia O’Keeffe
Режиссер: Боб Балабан
Джорджия О’Кифф (Джоан Аллен) приезжает в Нью-Йорк в начале XX века с ясным намерением — стать художницей. Здесь она встречает фотографа и галериста Альфреда Стиглица (Джереми Айронс), с которым у нее завязывается роман — бурный, неравный, почти разрушительный. В обществе О’Кифф считают последовательницей Стиглица, но на самом деле девушка создает собственный художественный мир.
Картины О’Кифф — цветы, абстракции, пустынные пейзажи — долгое время воспринимались через призму гендерных клише как «женственные», «мягкие» и «декоративные». Фильм Боба Балабана разрушает эту оптику и показывает художницу фигурой, чье искусство формирует визуальный язык американского модернизма.
«Камилла Клодель» (1988)
Camille Claudel
Режиссер: Брюно Нюйттен
Художница Камилла Клодель (Изабель Аджани) работает с камнем: с юности она видит в холодном материале форму будущей скульптуры еще до того, как берется за инструмент. В 1882 году Камилла поступает в частную академию Коларосси — одно из немногих художественных пространств Парижа, открытых для женщин. Там она знакомится с Огюстом Роденом (Жерар Депардье), который становится ее наставником, партнером по работе и возлюбленным.
Камилла участвует в создании нескольких скульптур Родена, позирует ему, работает в мастерской, но остается в положении ученицы и помощницы. После разрыва отношений в начале 1890-х Клодель пытается выстроить собственный художественный язык, освободившись от влияния бывшего соавтора. В этот период она создает «Сплетниц» и «Волну» — скульптуры, в которых соединяются пластика ар-нуво и влияние одного из самых известных художников в истории японского искусства Хокусая. Однако работы не избавляют ее от ярлыка «ученицы Родена». Несмотря на признание внутри художественного сообщества, Камилла не достигает коммерческого успеха.
Фильм Брюно Нюйттена фиксирует не только личную трагедию героини, но и системное гендерное неравенство на арт-сцене конца XIX века, где женщина-художница почти не имеет шансов на признание. «Камилла Клодель» — история о том, как в культуре, где автор по умолчанию — мужчина, женщина вынуждена выбирать между ролью музы и жизнью в тени. И о цене, которую приходится платить за попытку заявить о себе как самостоятельном творце.
