К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Восток — Запад


Западники и славянофилы есть не только в политике, но и в бизнесе. Героини Forbes Woman рассуждают о том, в чем отличие работы в российских и иностранных компаниях, и сравнивают стиль ведения бизнеса, менталитет и устройство офиса

Марина Жигалова-Озкан

генеральный директор российского офиса компании Disney

Переход из российской сферы бизнеса в иностранную и наоборот я делала несколько раз. Сначала были два года в лондонском офисе ЕБРР после окончания МГИМО, затем возвращение в Россию и работа в «Интерросе». В 25 лет я стала заместителем гендиректора «Северо-Западного пароходства» и первой женщиной в его совете директоров. Кроме меня из женщин в руководстве была еще только главный бухгалтер. Пришлось осваивать сразу два направления — бизнес в российских реалиях и общение с капитанами судов. Поначалу эти суровые мужчины мне не очень доверяли, но потом, когда стали очевидны результаты нашей работы, начали прислушиваться.

 

Решение

Компания Disney пригласила меня создать и возглавить российский офис, когда я работала в должности первого заместителя гендиректора холдинга «ПрофМедиа» в 2006 году. В российской компании у меня все было хорошо. У меня были прекрасные отношения с коллегами, я входила в совет директоров основных компаний «ПрофМедиа» и работала над приобретением новых активов, например ИД «Афиша». Поэтому моей первой реакцией на звонок из кадрового агентства было: «Спасибо, нет».

 

Стиль

Я прошла 60 интервью с потенциальными работодателями в Лос-Анджелесе. На протяжении недели с 8 утра до 8 вечера я общалась со всеми руководителями глобальных бизнесов Disney по полчаса. До этого я проходила собеседование лишь в 1994 году в ЕБРР и один раз в Гарварде. Надеюсь, что теперь я израсходовала свой резерв собеседований на всю жизнь.

Адаптация

 

Мне проще было адаптироваться из российских реалий в международные. Потому что для меня

важнее не менталитет и происхождение человека или компании, а сам человек. В России гораздо больше возможностей сделать что-то интересное. Поэтому я вернулась в Россию.

Ритм

Disney в России — это российская компания. Мы делаем фильмы для российских зрителей. Поэтому говорить о глобальной разнице менталитетов не очень правильно. Отличия в основном в организации труда и отношениях внутри коллектива. У нас надо быть готовым всем делать все.

В Disney более жесткий рабочий ритм. Приходится общаться с огромным числом людей и быть на связи со всем миром. Каждый день мой ассистент, которая пришла со мной из «ПрофМедиа», соединяет меня с офисами Disney в Индии, в Латинской Америке, в США. Она делает раз в десять больше звонков, чем раньше. Конечно, работать со мной в «ПрофМедиа» ей было гораздо проще.

 

Офис

Наш офис сделан в виде open space. Российские офисы сейчас тоже не удивить открытым пространством, но перегородки там могут быть построены таким образом, что люди все равно не видят друг друга. У русских все гораздо более официально. А у нас все открыто, и сотрудники постоянно общаются друг с другом.

Внешний вид

Наша форма одежды более свободная, даже для мужчин. У нас никто не сделает замечание, если сотрудник пришел в офис в майке с Микки Маусом, куртке с блестками или в платке с черепами из фильма «Пираты Карибского моря». И это даже поощряется. Это же наши герои. Костюмы мы тоже носим, и я, и другие сотрудники.

 

Моя встреча с председателем совета директоров Walt Disney International была назначена на пятницу. Я пришла в костюме, а он — джинсах и майке. Его первая фраза была: «Простите, Марина, у нас casual Friday».

Общение

У нас в офисе не просто улыбаются, а хохочут. Недалеко от моего кабинета находится кухня, и я периодически в течение дня слышу взрывы счастливого смеха. В другой компании, думаю, за такое проявление эмоций можно было бы получить и замечание.

Особенности

 

В нашем офисе можно смотреть сериалы в рабочее время. Например, когда на канале Disney идет «Финес и Ферб», все сотрудники замолкают и делают погромче телевизор. Смотреть можно не только тем, кто отвечает за контент на канале Disney.

Самый главный приоритет для нас — это семейные ценности. В офис часто приходят дети, которые сразу находят себе занятие, ведь у нас много игрушек, раскрасок и книг. А первого сентября с утра многих наших коллег нет на рабочем месте. Наши сотрудники приходят на премьеры фильмов Disney всей семьей.

Ольга Подойницына

член правления «ВТБ Капитал»,

 

глава департамента корпоративных отношений и маркетинга

И российская, и западная крупная компания — это своего рода министерства. Министерства со своими системами координат, правилами и корпоративной культурой. Но в каждом министерстве свои правила.

Я пришла в Deutsche Bank в 2000 году. Это был российский офис крупнейшего немецкого финансового института. А до этого в моем рабочем портфеле были уже PriceWaterhouse, Burson-marsteller и проекты World Bank. Не буду утверждать, что мне повезло с самого начала карьеры, но в те самые девяностые годы я сделала сознательный выбор и пошла работать к иностранцам. С ними у меня все сразу сложилось.

Стиль

 

Будучи консультантом в иностранной компании, я работала в проекте для государственной российской организации — созданной тогда Федеральной комиссии по ценным бумагам (теперь это ФСФР России). И уже тогда были очевидны преимущества работы в иностранной компании. Это абсолютно прозрачные условия работы, отношения и системы правил внутри компании. Но это не есть плюс для иностранцев или минус для русских. Это стиль, который каждый из нас имеет право выбирать. Вообще вся наша жизнь — один сплошной выбор. И если бы меня спросили сейчас про аналогичный выбор, то я отдала бы предпочтение … русским.

Адаптация

Принимая решение о переходе, ты берешь на себя новый уровень рисков. Это не только риск смены бренда, команды, проекта. Это еще и переход в новую среду с новыми правилами. В этом есть драйв и постоянное ожидание нового. Мой образ жизни стал еще более интенсивным, я все время учусь новому. И это притом что в «ВТБ Капитале» мы строим инвестиционный бизнес по международной матрице, близкой, если не идентичной, крупнейшим инвестиционным банкам.

Офис

 

Когда наша команда переходила в «ВТБ Капитал», мы знали, что меняем красивый комфортный офис и налаженный бизнес на перспективу. Но одновременно мы знали, что на новом месте нас ждут. Тем не менее разница стилей чувствовалась во многих деталях. Нам выделили временный отремонтированный офис. Первыми, кого я увидела на входе, были вооруженные охранники. Это, честно говоря,

необычно для большинства бизнес-центров. А стены одной из комнат, в которой предстояло провести первые рабочие месяцы сотрудникам моего департамента, были выкрашены в темно-зеленый цвет. Тогда мы назвали эту комнату сигарной и решили, что просто такой офисный стиль раньше нам был неведом.

Общение

В западных компаниях никто никого не называет по имени-отчеству. Мало того, мы даже не знали отчеств друг друга. В «ВТБ Капитале» нам пришлось их выучить. Чтобы запомнить отчества быстрее, мы даже на неформальных встречах стали называть друг друга полным именем. Иногда доходило до смешного. Но это не было издевкой, это стало частью среды, в которую мы вместе пришли работать.

 

Теперь для решения глобальных, на уровне всей группы вопросов требуется чуть больше времени и больше документарных усилий. Здесь другая система согласований. Эта система более многоступенчатая, и часто там, где в западной компании решение принимается одним человеком, в российской — несколькими.

Особенности

Название такого документа, как «Служебная записка», мы учили с нуля и наизусть. Дело в том, что у иностранцев такой документ, как e-mail, имеет не только статус официального документа и юридическую силу, но еще и потрясающую скорость. В отличие от других видов документооборота. В «ВТБ Капитал» электронные письма, конечно, действуют, как и раньше. Но теперь я знаю, если нужно решить важный вопрос, e-mail будет недостаточно.

Ритм

 

В сферу моей ответственности входит в том числе и организация мероприятий. И здесь системы работают по-разному. Теперь я знаю, что в процесс согласования праздничной программы может быть вовлечено большое число топ-менеджеров. В западной компании иностранные менеджеры верят, что исполнитель знает корпоративные требования, культуру, вкусы аудитории и, главное, умеет эти вкусы сочетать. В российской же компании деталям согласования уделяется больше внимания.

Моя рабочая жизнь тоже изменилась. В Deutsche Bank мне казалось, что в сутках 24 часа, иногда чуть больше. Теперь я знаю, что сутки, если в это очень поверить, бывают и длиннее.

Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+