К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Манерный бизнес


Евгения Деллос и ее компаньон Лариса Эванс приобщают русских к основам не только зарубежного, но и российского этикета.

Когда Евгения Деллос училась в Сорбонне, она обратила внимание на то, как наши соотечественники ведут себя во французском высшем свете. Обычно россияне выбирают одну из двух моделей поведения с окружающими: либо нарочито высокомерную, либо чересчур простодушную. Каким бы противоречивым поведение ни казалось на первый взгляд, причина неадекватности одна — отсутствие понимания, как вести себя в обществе.

Поэтому полтора года назад Евгения и ее коллега по работе в Maison Dellos, подруга Лариса Эванс вложили по 1,5 млн рублей в открытие школы этикета ISE (International School of Etiquette). О том, где и кому читать первые курсы, долго не думали. Дело в том, что муж Евгении — Андрей Деллос — основатель ресторанного дома Maison Dellos, куда помимо «Турандот» входят «Пушкинъ», «Манон», «Бочка», «Каста Дива», «Шинок» и сеть кафе «Му-му». Выбрали помещения «Турандот». «Мы сэкономили на аренде, а ведь это колоссальная статья расходов, — рассказывает Евгения. — К тому же там правильный антураж. Когда сидишь в интерьерах XVIII века, хочется соответствовать обстановке — и вилку, и чашку держать не как вздумается, а правильно». В этом совместном предприятии Деллос отвечает за бизнес-план и организационные моменты, Эванс — за составление программ и привлечение клиентуры.

Первыми клиентами школы этикета стали дети. Детская аудитория самая благодарная и восприимчивая, да и родители всегда охотнее вкладывают деньги в образование потомков. Но после первых же уроков компаньоны получили знак, что будет спрос и со стороны взрослых. В один из холодных осенних вечеров в «Турандот» оказался в гостях принц Майкл Кентский — двоюродный брат британской королевы Елизаветы II. Во время экскурсии по ресторану принц заглянул и в комнату, где учили детей. Идея настолько понравилась принцу, что он посоветовал Евгении и Ларисе обязательно сделать нечто подобное для взрослых.

 

Для составления первой взрослой программы учредители школы обратились за помощью к знакомому тренеру по этикету из Швеции Диане Матер. Диана предложила начать с «британского этикета» — программы, нацеленной на женскую аудиторию и подробно объясняющей, как себя вести в обществе в Великобритании. Учить решили с самого элементарного — где и как стоять, с кем говорить и кому подавать руку. Английский этикет сейчас самый востребованный и распространенный не только потому, что почти весь мир говорит по-английски, но и потому что в Лондоне большая русская диаспора. Французский же этикет сильно пострадал после Великой французской революции, поясняет Эванс, теперь его редко где можно встретить в чистом виде. Зато есть очень строгий светский протокол, несоблюдение которого может сделать из вас «пейзана».

На первый курс занятий, который прошел прошлой весной, собрались 16 девушек. Их созывали по базе контактов того же «Турандот». «Большего количества курсисток для таких занятий и не требуется, — поясняет Деллос, — поскольку у каждого участника должен установиться контакт с тренером». После того как билеты быстро распродали и на второй курс занятий, Деллос и Эванс приступили с составлению серьезного бизнес-плана для своего совместного предприятия. Срок окупаемости поставили два года, планируемую прибыль — 2 млн рублей. «Уже сейчас мы вышли в ноль, — констатирует Лариса Эванс. — Хотя по опыту западных школ этикета окупаемость школы занимает 3–4 года. На этом фоне наш бизнес-темп вполне приемлемый». Из 500 клиентов базы ресторанного дома Деллоса около 50 человек являются постоянными клиентами ISE. Как долго такая школа сможет существовать без притока новых клиентов?

 

Курс этикета занимает два дня и стоит от  €300 до  €800, он рассчитан на аудиторию с доходом выше среднего. Лекции читаются два раза в месяц. ISE предлагает несколько программ: английский, французский и российский этикет, а также бизнес-этикет и детский. После прохождения всех курсов учеников ждет завершающая программа — выездной семинар. Например, это может быть поездка во французский замок, где можно применить полученные знания на практике и пообщаться с настоящим маркизом.

Команда школы состоит из четырех человек плюс приглашенные тренеры. Ключевые имена в тренерском списке — графиня Мари де Тили, отвечающая за приемы в Елисейском дворце, и Диана Матер, известная тем, что преподает детям монарших семей ОАЭ и американского высшего общества. Российский этикет преподает Татьяна Белоусова — единственный специалист в России по николаевскому этикету. Данный этикет также называют классическим, поскольку это последний стандарт поведения в свете, принятый в России до революции 1917 года.

Чтобы бизнес развивался, чтобы получать приток новых клиентов, Деллос и Эванс решились на диверсификацию. Помимо продажи билетов на основной курс и выездные программы, стали «завоевывать» масс-маркет. Сейчас школа разрабатывает трех-четырехдневную программу стоимостью €100 для московских студенток. Суть курса в том, чтобы научить девушку элементарно сидеть за столом и правильно держать столовые приборы — тому, чему, в принципе, должны были научить в семье, но по разным причинам не сделали этого.

 

Еще одно направление работы ISE — обучение гостиничного и домашнего персонала. «Вышколенный персонал — визитная карточка отелей уровня Four Seasons. Очень часто в гостиницах, особенно в региональных, качество обслуживания оставляет желать лучшего», — считает Деллос. Поэтому сейчас она ведет переговоры с отелями в Казани, Екатеринбурге, Баку и Алма-Ате о том, чтобы преподавать там этику гостиничного сервиса. Также школа работает с индивидуальными клиентами как консьерж-служба — например, если друзья или клиенты школы летят в Нью-Йорк или Лондон, то можно договориться об индивидуальном визите практически в любую антикварную галерею.

Несмотря на то что учредители школы знают о манерах абсолютно все, даже они не застрахованы от казусов. Так, однажды Ларисе Эванс довелось посетить охоту с ужином в Великобритании. Весь вечер Лариса гадала, чем так угодила хозяйке дома, что ее посадили к самому именитому и самому старшему гостю. «Ему было за восемьдесят, и он прикрикивал мне в ухо», — вспоминает Лариса. Из вежливости она не решалась прервать с ним беседу. Но это оказалось ошибкой: согласно британскому этикету при подаче блюд она должна была повернуться к соседу по другую руку, а не продолжать разговор с пожилым джентльменом. Без того шаткую ситуацию Лариса усугубила, заявив, что ей нужно в дамскую комнату. А ведь по правилам этикета во время торжественного ужина стол покидать нельзя ни при каких обстоятельствах. Когда она вернулась к столу, гости с ней почти не разговаривали. Впрочем, долго обиду не держали и на следующий год снова пригласили ее на охоту. «Именно тогда я поняла, что необходима специальная школа, где бы этикету обучали мировые специалисты. Это же особая наука», — говорит Эванс.

Женская дружба бизнесу не помеха. «Мы подружились быстро и легко, — вспоминает Деллос. — Лариса пришла на собеседование на должность маркетингового директора в ресторан «Турандот» по рекомендации моей близкой подруги и сразу мне понравилась. У нас оказалось много общих тем для разговора — заграничное образование, дети одного возраста, к тому же у обеих сыновья». Деллос убеждена, что такой бизнес, как школа этикета, невозможно создавать с человеком, которого едва знаешь, пусть даже он тебе симпатичен как личность и профессионал. «Здесь должно быть такое глубинное доверие, долгий опыт общения, одинаковое отношение к жизни», — считает она.

Сама фраза «заходит русский в замок к маркизу» уже звучит как начало анекдота. Но Евгения и Лариса защищают наши национальные поведенческие особенности. Проводя параллели с клиентами из Азии и с Ближнего Востока, учредители ISE убеждают, что у нас с этикетом не все так плохо, россияне ведь тоже европейцы.

Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости