Как дизайнер из Москвы занялась бизнесом на Бали

На Бали основательница популярной московской школы интерьерного дизайна «Детали» изо всех сил работает над «правильным» имиджем русского за границей. Если она открывает бар-ресторан — то с ожидаемым акцентом на водке, но при этом без медведей. Вместо них и прочих балалаек в элегантном монохромном Oazia Spavodka Lobster Bar — хитроскроенные блюда из лобстеров, гребешков и икры, фэшн-показы и сеты модных диджеев. Название Spavodka не на шутку будоражит фантазию местных экспатов. Если Вероника строит яхту, то снова обманывает ожидания обывателей: вместо сияющего плексигласовым боком современного монстра по волнам скользит изящная белоснежная лодка с мачтами и парусами.
«Кто-то сказал, что корабли — это самое близкое к мечте, что могут сделать руки человека, — говорит Блумгрен. — Это самый романтический, удивительный, сложный и прекрасный проект в моей жизни. Строить на воде — это совсем другое измерение. А потом еще на этом плавать — до сих пор не могу привыкнуть к тому, что это реальность. Проект уникальный и с точки зрения коммерции. Яхт такого размера всего с одной кабиной — предназначенных только для двух гостей — в мире нет. Конечно, у нас очередь из клиентов. Мне самой удалось побыть на лодке лишь два дня. Но ничего, у меня все впереди. И однозначно буду строить еще — планы для двух следующих яхт уже почти готовы, начнем в следующем году».
Бар, яхта и спа-виллы, самое первое детище Вероники на Бали, — это только верхушка айсберга.
За этими мечтательными, «девичьими» проектами скрывается основательная бизнес-платформа. Сейчас Блумгрен работает над планами 32 га отельного и жилого комплекса на 110 га собственной земли на острове Сумба, освоения принадлежащего ей острова между Комодо и Флоресом и застройки городского квартала в Лабуан Баджо.
Общий инвестиционный бюджет всех строительных проектов — более $15 млн (собственные и привлеченные средства, подробности Вероника не раскрывает). Помимо этого она только что закончила стройку внушительной коммерческой виллы (выставлена на продажу за $2,8 млн) на Бали и достраивает еще одну такого же класса. В планах Вероники также создание издательского дома — процесс запущен, первые четыре книги выйдут уже в начале 2014 года.
«Мой первый проект Oazia Villas & Spa — самый безумный в финансовом смысле, — рассказывает Вероника. — Я только приехала, ничего не знала и слишком поздно поняла, что за все платила в два раза больше, чем надо. Частный остров — лучшая инвестиция в жизни. Это же относится и к 120 га пляжа на другом острове. Яхту вряд ли можно построить за меньшие деньги, чем удалось мне. Ну а бар — это отдельная долгая и мутная история. Все, у кого есть бар, меня поймут». Насколько прибыльны эти проекты? Блумгрен осторожничает и не спешит раскрывать финансовые показатели.
Нехотя говорит, что спа-виллы приносят ей $500 000 в год, а прокат яхты (исходя из первых четырех месяцев плавания) — $600 000.
Главная проблема, с которой сталкиваются организаторы собственного бизнеса на Бали, — это квалифицированные сотрудники. Виной всему общая островная расслабленность, нежелание думать на два шага вперед и, как правило, полное отсутствие инициативы. Помимо прочего, здесь практикуется one way lunch: даже самый вменяемый менеджер в один прекрасный день может просто пропасть без объяснения причины, что уж говорить о младшем персонале. «Если считать все проекты, то на меня работает около 150 человек — страшная цифра, — смеется Вероника. — Менеджмент — 15 человек, их зарплата намного выше средней по острову, от $1000 до $10 000. Из них реальных специалистов всего пять, и получают они по местным меркам очень много. Но, слава богу, наконец-то они есть!»
Начать свой бизнес на Бали несложно — уж точно проще, чем в Москве. Однако здесь свои тонкости. «То, что стоит $300 дома или в Европе и занимает две недели, здесь стоит $6000–7000 и занимает полгода в лучшем случае, — рассказывает Блумгрен. — Зато здесь очень гуманные налоги, всего 10%. И этой стране точно есть куда эти деньги потратить, иллюзий я не питаю. Но при такой ставке не считаю морально правильным от них уходить. К тому же мы здесь всего-навсего гости».
Московский бизнес Вероники тоже стабилен. «Школа процветает. Без меня у руля моя мама. Она мой лучший бизнес-партнер. Кстати, она партнер и во многих моих индонезийских проектах, например, остров мы купили с ней вместе. Семейный бизнес — это лучший вариант деловых отношений, если, конечно, в семье мир и любовь». Остальные проекты — виллы, бар, магазин — Вероника делает совместно с другими партнерами.
Вероника уверяет, что Бали — уникальное место для инвестиций: «Во-первых, все платят наличными, во-вторых, сезон круглый год, в-третьих, Бали хочет весь мир, даже американцы, которым лететь черт знает сколько. Инвестиции в землю все еще себя оправдывают: цены как росли пять лет назад, так и растут. Здесь нет ни религиозных ограничений, ни политических, подноси свои пожертвования духам вовремя — и все будет отлично».
Что нужно для того, чтобы стать успешным на острове богов? «Думаю, как и везде, надо любить то, что ты делаешь. Не сдаваться и не слушать негативных людей, даже если они твои лучшие друзья», — говорит Блумгрен. Она сама каждый раз начинает именно с мечты. Идея спа возникла после первой поездки в Азию, а сейчас Oazia славится на весь остров — как место с уникальными терапевтами и процедурами. Лодка получилась в результате мечты о настоящей романтике. А вот бар вырос скорее из необходимости.
«Мне было совершенно негде выпить. Без шуток!» — смеется Вероника.
«Не помню, кто сказал: если ваши мечты вас не пугают — они недостаточно большие. У меня столько планов и проектов в ближайшем будущем, что мне уже по-настоящему не по себе».