К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Плыть по течению: история успеха топ-менеджера Airbnb Варши Рао

фото Ивана Голова
фото Ивана Голова
Директор компании Airbnb Варша Рао основала и успешно продала американский интернет-магазин косметики Eve.com, а после этого построила успешную карьеру в нескольких глобальных компаниях

Директор международного сервиса аренды недвижимости Airbnb по развитию международных отношений Варша Рао, прежде чем стать топ-менеджером, занималась собственным бизнесом. В свое время она основала интернет-магазин косметики Eve.com и вошла с ним в десятку самых успешных молодых предпринимателей по версии американского журнала Business Insider. Оставив бизнес, она успела побывать топ-менеджером ритейлера Gap и нескольких крупных сингапурских медиакомпаний. Летом 2013 года основатель Airbnb Брайан Чески пригласил Варшу Рао на работу в свою компанию.

Проверка на прочность

Едва начав разговор о своей карьере, Варша вспоминает своих родителей – иммигрантов из Индии, переехавших в США в 1970-х годах. Варша и ее сестра родились уже в Бостоне. «У меня потрясающие родители. Они всегда меня поддерживали и внушали, что я могу стать, кем захочу. Я выросла с мыслью, что у меня все получится и все зависит только от меня самой». Именно этим Варша объясняет свою уверенность в себе и успех в жизни.

Девушка окончила сразу два вуза - факультет математики Пенсильванского университета и Уортонскую школу бизнеса при том же университете - одну из лучших в США. А спустя пару лет она получила диплом МВА Гарвардской школы бизнеса.

 

Первая работа стала проверкой на прочность. После института Варша в течение двух лет работала финансовым аналитиком в небольшой компании Wasserstein Perella (позднее стала частью Dresdner Bank). Там она была единственной женщиной в отделе из семи мужчин, к тому же ей пришлось переехать в Нью-Йорк, который сильно отличался от родного Бостона и Филадельфии. Работать приходилось по 16 часов в сутки. «Я работала в довольно агрессивной и динамичной компании. И тогда я поняла, что если я смогу продержаться в таком ритме и при этом преуспеть, с учетом высокой конкуренции внутри, то я смогу вообще все», - вспоминала она.


Свое дело

После окончания Гарвардской бизнес-школы последовало приглашение в консалтинговую компанию McKinsey&Co. Это время она называет «великим тренингом». «Мне приходилось встречаться с абсолютно разными людьми и с каждым находить общий язык. Например,  работать с клиентами, у которых опыт на 10 или 20 лет больше, чем у тебя, и они сами по себе просто гораздо старше», - рассказывает она.

 

Занимаясь клиентской работой, Рао одновременно практиковалась в онлайн-маркетинге, хотя это напрямую не входило в ее обязанности. «Это было на самой заре интернет-продаж, мы изучали сетевую аудиторию, ее вкусы и привычки», - вспоминает Варша. Однажды она поняла, что маркетинговые исследования приносят больше удовольствия, чем обычная работа, и что пришло время начинать свое дело.

В 1999 году Варша вместе с подругой Мариам Нафиси - финансистом из инвестбанка Goldman Sachs и соседкой по нью-йоркской квартире -  уезжает в Сан-Франциско, чтобы основать один из первых американских интернет-магазинов косметики - Eve.com. Когда они рассказывали про свою идею инвесторам, те в один голос твердили: «Женщины никогда не будут ничего покупать по интернету!». Но предпринимательницы продумали все детали: широкий ассортимент, простая логистика, небольшая стоимость и гарантированная востребованность. В итоге им удалось найти стартовый капитал (чуть более $200 000) в бизнес-инкубаторе Idealab.

«Мы прекрасно понимали, кто наши клиенты – работающие женщины. В конце концов, мы сами были очень занятыми работающими женщинами, и у нас тоже вечно не хватало времени на шопинг», - вспоминает Варша.

 

Сайт ориентировался на жительниц небольших городков, где не было крупных универмагов, и соотвественно такого широкого выбора косметики, который предлагал им Eve.com. В нем были представлены около 200 международных косметических брендов.

В результате менее чем за год штат стартапа вырос до 125 человек. Eve.com занял 6-е место в рейтинге лучших интернет-магазинов США делового журнала Fortune. К первым инвесторам присоединились еще три венчурных фонда, а капитализация компании к 2000 году составила $25 млн.«Это было сумасшедшее время – ничего кроме работы, причем без выходных. Первый год мой маршрут был такой: дом — работа — дом, причем домой я приходила только поспать на пару часов. Но я делала то, что хотела делать. Вообще я считаю, что если вы любите то, что делаете, то вы не приносите никаких жертв», - рассказывает Варша.

О доходах предпринимательница с партнерами думала в последнюю очередь. «Мы никогда не ставили себе такой задачи, – говорит предпринимательница. - Мы строили бизнес, и это совсем другое».

В 2000 году партнеры снова начали искать инвесторов: объемы продаж росли, но магазин так и не вышел на рентабельность. Для развития бизнеса требовались новые инвестиции. Тогда же Eve.com заинтересовался международный гигант LVMH, который собирался расширить интернет-продажи своего бренда Sephora на американском рынке, где на тот момент у бренда был только один онлайн-магазин. По количеству посетителей Eve.com в два раза опережал сайт французского бренда. LVMH сделал девушкам предложение, от которого было трудно отказаться. Но тут в игру вступил первоначальный инвестор – бизнес-инкубатор Idealab, который уже имел долю в Eve.com и решил перебить предложение французов. В итоге за Eve.com разгорелось настоящее сражение между Idealab и LVMH с неожиданным концом. Сайт был выкуплен за $110 млн бизнес-инкубатором. Но тут на перегретом американском рынке разразился кризис доткомов. У нового владельца Eve.com возникли финансовые сложности, и интернет-магазин был выкуплен LVMH, который сразу же перенаправил трафик на сайт Sephora. «Мы продали одну и ту же компанию дважды», - говорит сооснователь магазина Мариам Нафиси. В свои неполные 30 лет Варша Рао стала миллионером – за магазин соосновательницы получили несколько десятков миллионов долларов.

.wysiwyg-forbesbreak {display:block;border:0;border-top:1px dotted #ccc;margin-top:1em;width:100%;height:12px;background: transparent url(/sites/all/modules/custom/forbes_wysiwyg_plugins/plugins/forbesbreak/images/breaktext.gif) no-repeat center top;}

pagebreak

 


Жизнь после миллиона


Что делать, если ты только что стала миллионером, у тебя есть любимый муж и тебе всего лишь 30 лет? Варша родила ребенка. Правда, работать не бросила – устроилась на должность вице-президента по маркетингу компании Keen/Ingenio со свободным графиком и возможностью работать из дома. Этот период 2001-2002 годов она называет одним из самых сложных этапов своей карьеры, когда появился первый ребенок и непонятно было, куда двигаться дальше.

«У меня был такой невероятный и захватывающий опыт создания и управления собственным бизнесом, что я крепко задумалась, какой опыт я еще хотела бы приобрести. Самое сложное, когда растешь так быстро, – ставить себе новые цели. Поэтому я хотела работать там, где я смогу развиваться», - говорит директор Airbnb.

В итоге Варша Рао стала вице-президентом крупнейшего производителя одежды Gap, где занималась развитием онлайн-аутлетов концерна. Позже она возглавила интернет-подразделение бренда OldNavy.com, где увеличила продажи на 60%. Но перед этим она стала мамой во второй раз. «Пожалуй, пойти работать в Gap было одним из самых мудрых и правильных решений в моей карьере. Я хотела посмотреть, как работает крупный бизнес изнутри, – и посмотрела. Я хотела научиться быть лидером и управлять большой командой – у меня был прекрасный босс, который меня многому научил, в том числе и руководить людьми».

В 2008 муж Варши получил перспективное предложение по работе в Сингапуре. «Когда я делала Eve.com, он переехал со мной в Сан-Франциско, хотя у него была работа в Нью-Йорке, так почему бы мне не переехать теперь с ним в Сингапур?» - решила она.

 

В Сингапуре Варша тоже не сидела без дела. Здесь она возглавила отдел маркетинга и продаж  медиакомпании InSing.com. «Конечно, переезд в Азию с точки зрения карьерных рисков был такой же авантюрной затеей, как и основание сайта Eve.com. Правда, я смогла много путешествовать со своей семьей по региону. Китай, Япония, Корея, Индонезия – все это было рядом и очень доступно, и очень интересно. Теперь мои дети бегло говорят по-китайски». Варша говорит, что именно тогда узнала о существовании сайта Airbnb, услугами которого они пользовались во время семейных поездок.

Следующим местом работы Варши стал похожий сервис организации досуга и развлечений Living Social: пользователям предлагался удобный и функциональный поиск ресторанов, выставок и разных развлечений по всему миру. Через три года она вернулась с семьей в Америку, гда продолжила заниматься развитием социальной сети Living Social, однако здесь на нее вышел основатель сайта Airbnb.com Брайан Чески.

«Я решила познакомиться поближе с самой компанией, ее топ-менеджментом и была просто очарована Брайаном Чески. Если бы вы были с ним знакомы, то поняли бы, что я имею в виду, когда говорю «подпасть под обаяние», - вспоминает Варша.

В среднем Варша Рао меняла работу каждые 2-3 года, однако, по ее словам, это скорее случайность, чем закономерность. Главной случайностью в ее жизни оказалась Азия. «Я бы поработала подольше в Gap, если бы мне не пришлось переехать вместе с мужем в Азию». Анализируя свою стратегию, она говорит, что фактически плывет по течению. Хотя именно весь ее предыдущий опыт прекрасно суммировался для выполнения задач уже в Airbnb. «Я бы не занимала свою текущую позицию в Airbnb, если бы у меня не было опыта жизни и работы за пределами США. Конечно, в детстве я много путешествовала с родителями, но жить и путешествовать – разные вещи», - говорит Варша, называя Airbnb «самой крупной и динамично развивающейся на всех континентах компанией» в сфере онлайн-сервиса.

 

Найти свое место

В Airbnb Варша Рао фактически четвертый человек в компании, занимается мобильными приложениями, развитиями клиентской базы, дополнительными опциями «полезных рекомендаций», когда пользователи могут делиться впечатлениями не только о жилье, но и давать советы тем, кто едет в то же место. Еще одно направление – развитие и закрепление стандартов гостеприимства и работа с общей базой, в том числе и с уникальными предложениями. В их числе и 100-метровый двухъярусный лофт в центре Москве, в высотке на Кудринской площади. А с этого лета на сайте появилось и стало активным новое направление – бизнес-бронирование («командировки»).

На вопрос о «профессиональной мечте» Варша отвечает, что живет только настоящим, поэтому «все сбылось уже сегодня». «Я работаю в глобальной компании, которая предоставляет уникальный сервис практически во всех странах. – рассуждает Варша. - Это то, о чем я мечтала, когда мне было 16-17-18 лет. И наконец, моя работа и сама компания меняют мир к лучшему».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+