К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Правильные выборы: как политтехнолог стала главой аптечной сети

Фото Евгения Дудина для Forbes Woman
Фото Евгения Дудина для Forbes Woman
В 30 лет, не имея профильного образования, Анастасия Карпова получила в управление компанию, пять лет подряд приносившую акционерам миллионные убытки

В январе 2016 года в Школу бизнеса Оксфордского университета начали съезжаться студенты новой программы МВА. Раньше других комнату в кампусе заняла студентка из России. От родных и коллег, оставшихся в Москве, Анастасия Карпова, генеральный директор компании «Эркафарм», не скрывала — лишний день ей необходим для шопинга. Одно из правил карьеристки Карповой — не реже чем раз в месяц гардероб должен пополняться новым платьем.

Группу компаний «Эркафарм» (сейчас в нее входят 314 аптек в 12 регионах России) Анастасия Карпова возглавила в 2012 году. В 30 лет, не имея профильного образования, она получила в управление компанию, пять лет подряд приносившую акционерам миллионные убытки. По итогам 2015 года «Эркафарм» показала выручку 21 млрд рублей, чистая прибыль — 702,5 млн рублей. Как ей это удалось?

«Я всегда знала, что стану карьеристкой в лучшем смысле этого слова, — рассказывает Карпова в интервью Forbes Woman. — Папа мотивировал меня на учебу и работу и частенько защищал перед мамой, сетовавшей, что я опять не убрала свою комнату». Победительница школьных олимпиад по английскому с детства была амбициозна и будущую профессию выбирала по принципу актуальности и престижности вуза. «У нас была очень сильная школа, силен соревновательный дух, у нас престижно было побеждать, — рассказывает она. — Я гуманитарий, отмела все технические специальности и выбрала факультет прикладной политологии в ВШЭ. Только что прошла избирательная кампания Бориса Ельцина 1996 года, это было время ярких политических кампаний «Купи еды в последний раз», «Голосуй или проиграешь!», телепрограммы Сергея Доренко и Евгения Киселева.

 

Для меня это было ужасно увлекательно, и казалось, что именно такие люди управляют страной». 

На четвертом курсе института Карпова на полгода уехала участвовать в избирательной кампании губернатора одного из регионов. На экзамены и защиту диплома приезжала в Москву на пару дней. «Участвовать в политической гонке и тем более побеждать было очень интересно, но специализироваться на политконсалтинге я передумала, — говорит Карпова. — Это был 2002 год, всем уже стало понятно, что никакой политической активности в ближайшие десятилетия не стоит ожидать. Да и кочевая жизнь по регионам не способствует построению карьеры».

 

Проработав несколько лет в издательском бизнесе, Карпова вместе со старшим партнером стала выпускать журнал про медицину: «Мы задумали журнал, где можно было найти не только новости, но и контакты хорошего врача, в поисках которого люди обычно обзванивают знакомых». Когда деньги закончились, партнеры-издатели обратились с предложением о продаже проекта в крупнейший фармацевтический холдинг «Протек», но вместо журнала продали себя. Карповой предложили стать пиар-менеджером компании. Так 10 лет назад она оказалась в фармацевтике. «Я не ожидала, что буду строить свою карьеру в фарме, но в тот момент точно знала, что не хочу ее строить в политологии или журналистике», — говорит она.

Через год Карпова отвечала уже за всю рекламу, а позже ее назначили директором по маркетингу сети аптек «Ригла» (входит в ГК «Протек»). «Реклама и пиар — это, конечно, увлекательно, но это все про красоту. А вот в маркетинге я уже могла влиять не только на предпочтения покупателей, но и на выручку компании и, соответственно, прибыль, — говорит она. — В 25-летнем возрасте это очень страшно. С другой стороны, я всегда была смелой и амбициозной». В то время она буквально дневала и ночевала в офисе. Вскоре потенциал амбициозного менеджера оценили и конкуренты.

 

В 2009 году в возрасте 27 лет Карпова стала заместителем гендиректора группы компаний «Эркафарм» по коммерческой деятельности. 

10 правил лидерства Анастасии Карповой

1. Необязательно хорошо делать все — строить карьеру и быть образцовой домохозяйкой. Так не бывает. Найдите помощников.

2. Большинство людей боятся ответственности. Готовность принимать решения и отвечать за результат — ключевые качества руководителя.

3. Старайтесь сами обеспечить свою свободу и растущие потребности. Я, например, уже на первой курсе института преподавала английский детям, а на втором и третьем — переводила заметки для «Газеты.ру».

4. Будьте самоуверенной в лучшем смысле этого слова.

 

5. Не стесняйтесь отличаться от ровесников.

6. Я достаточно авторитарный руководитель и всегда могу настоять на своем, если меня не убедили в обратном. Но я всегда выслушиваю альтернативные мнения.

7. Не бойтесь противостоять общественному мнению и давлению семьи. Не надо бояться в 30 лет быть не замужем. Да и в 40 лет в этом нет ничего страшного.

8. Не ставьте вопрос о совмещении карьеры и семьи. Ни один мужчина не ставит перед собой этот вопрос. Почему вы должны?

 

9. Не стесняйтесь признавать свои ошибки. Думающий и работающий человек не может не совершать их.

10. Будьте членом команды. От этого зависит не только ваша карьера, но и успех компании, в которой вы работаете.

«Эркафарм», управлявшая аптечной сетью «Доктор Столетов», переживала тогда не лучшие времена (ее владелец Бидзина Иванишвили (№298 в рейтинге богатейших людей мира, состояние — $4,8 млрд) увлекся грузинской политикой). По итогам 2010 года при выручке 5 млрд рублей убыток составил более 200 млн рублей. Вскоре у компании сменились акционеры.

Сейчас, по данным журнала Vademecum, «Эркафарм» входит в тройку лидеров фармацевтического рынка страны с выручкой 21 млрд рублей. Правда, в сравнении с конкурентами у нее минимальный прирост выручки к предыдущему году. Карпова объясняет это тем, что для ее компании рост выручки — не ключевой показатель, в приоритете прибыльность. Кроме того, у «Эркафарм» самый высокий показатель выручки на точку — одна аптека-дискаунтер «Озерки» приносит в среднем 30 млн рублей в месяц (для сравнения: месячная выручка средней московской аптеки — 3 млн рублей) и высокий показатель рентабельности по EBITDA — 5,5%.

 

Как Карпова этого добилась? В 2012 году пришлось значительно сократить персонал за счет офисных сотрудников (непосредственно в аптеках сокращали только охранников), закрыть убыточные аптеки и изменить систему мотивации персонала.

Получив в управление два года назад петербургскую сеть аптек-дискаунтеров «Озерки», Карпова интегрирует их в стандарты «Эркафарм» и выводит на новые рынки — в конце 2015 года открыли точку в Москве. Всего за четыре месяца «Озерки» на Кузнецком Мосту побили рекорд московских аптек, выручив за месяц 15 млн рублей.

Прорыв произошел не только в карьере. Карпова вышла замуж, родила сына. Она, по ее собственным словам, опасалась, что рождение ребенка скажется на карьере: «Но так не случилось. Я стала более собранной, научилась более жестко планировать время. Материнство только подстегнуло меня на развитие лучших деловых качеств».

Она наконец-то научилась уходить с работы пораньше, около восьми часов — ведь надо успеть почитать ребенку на ночь.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+