К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Корпорация Тверь


    Бывший топ-менеджер «Норильского никеля» Дмитрий Зеленин стал тверским губернатором. Корреспондент Forbes съездил и посмотрел, что за актив оказался в управлении бизнесмена

    Дорога от Москвы до Твери длиною в 167 км — часть пути между двумя российскими столицами. В названиях деревень, через которые она проходит, подчас зашифрованы малоизвестные детали российской истории. Вот, скажем, последняя деревня Московской области на границе с Тверской — Спас-Заулок. Здесь путешествовавшая императрица Елизавета спаслась от преследовавших ее разбойников, свернув в заулок, — отсюда и название. А поселок Эммаус на подъезде к Твери назван так, по местному преданию, потому, что жившая здесь когда-то немка Эмма Ус вкусно накормила императрицу Екатерину II.

    В Эммаусе меня догнал новый черный Range Rover с внушительным «кенгурятником» и федеральными номерами. Мигнул фарами, требуя уступить дорогу. Это из Москвы в Тверь ехал новый губернатор Тверской области — Дмитрий Зеленин.

    О том, что это машина Зеленина, я узнал позже. А в тот момент, принимая вправо, подумал, что с нормальной скоростью по этой дороге могут ездить только спецмашины. Для остальных, кто не желает проезжать все эти Пешки и Ложки темпами путешествующего Радищева, дорога становится платной. 100 рублей без протокола — стандартная дань гаишникам, прячущимся по обочинам. В среднем на пути 5–6 засад.

     

    Поэтому и едем полторы сотни верст из Москвы в Тверь два с половиной часа. Это еще без пробок, которые утром стоят в районе подмосковных Клина, Солнечногорска, Зеленограда в сторону столицы, а вечером — в обратном направлении.

    В Твери между тем находится управление автомагистрали Москва — Санкт-Петербург. Здесь вам расскажут о проекте расширения трассы за счет строительства платных объездных участков в районе всех населенных пунктов на главной дороге страны. Первый участок, в обход Вышнего Волочка, начнут строить уже в 2005 году, еще через год-два займутся участками на выезде из Москвы. Судя по предварительным картам, на МКАД планируют построить развязку, которая поведет поток на новую питерскую трассу шириной целых 8 полос. Это впечатляет.

     

    Не менее поразительно звучит новость, что в качестве эксперимента на платных участках дороги вообще не будут ограничивать скорость, как на самых совершенных автобанах мира. По словам начальника управления автомагистрали Олега Маликова, доля государственного участия в проекте составит примерно половину, остальное дадут частные инвесторы, которых, вроде бы, уже нашли. Сколько нужно денег на строительство, пока неизвестно, но речь идет о миллиардах долларов. Также неизвестно, когда проект завершится. Скорее всего, не раньше 2010 года.

    Повод для гордости

    А пока же приходится тратить на дорогу до Твери вышеуказанные два с половиной часа. Джип Дмитрия Зеленина добрался быстрее и уже припаркован у здания обладминистрации на Советской площади, от которой лучами расходятся городские улицы.

    По приказу Екатерины II застройка центральной части города в конце XVIII века велась по так называемому лучевому плану, который ранее использовали в проектировке Адмиралтейской части Петербурга. Родину купца Афанасия Никитина, добравшегося до Индии и написавшего знаменитое «Хождение за три моря», вполне можно назвать «малым Питером». Та же строгость прямых кварталов над речной водой. Те же Росси и Казаков. Но если Питер путешественнику иногда кажется ветшающим музеем, то в случае с Тверью это «иногда» излишне.

     

    Ямы на главных проспектах города такие, что в простое бездействие городских властей не верится: асфальт будто специально буравили. Путевой дворец Екатерины, тверская архитектурная жемчужина и городской музей, разваливается на глазах. Весенняя капель внутри здания совпала с началом расследования прокуратуры по поводу того, как городские чиновники потратили выделенные на ремонт деньги.

    Так что архитектурой своего города тверичи не очень гордятся. Зато гордятся земляками — четырьмя Михаилами. Первый — Великий князь Михаил Тверской, правивший Тверью в начале XIV века. Свое княжение Михаил посвятил соперничеству с Москвой за лидерство в объединении русских земель. Исторический результат соперничества очевиден. Второй — Михаил Салтыков-Щедрин, в 1860 году ставший вице-губернатором Твери. На этом посту писатель отметился в основном организацией антиправительственных демонстраций 1861 года, из-за чего был отправлен в отставку. Третий — Михаил Калинин, в честь которого у Твери на 60 лет отняли историческое имя. И, наконец, Михаил Круг, при жизни которого Тверь имела неофициальный статус «столицы русского шансона».

    Приходится гордиться историей, если богатством похвастать не можешь. По официальной статистике Тверская область занимает третье место среди 18 губерний Центрального округа по объему инвестиций — после Москвы и Московской области. Эта статистика более чем лукава: примерно половина из 19,5 млрд рублей, пришедших в регион в 2003 году, инвестирована «Росэнергоатомом» в строительство третьего энергоблока Калининской АЭС. Будучи филиалом концерна, в бюджет области АЭС не платит ни копейки. Дотации из федерального бюджета тверскому в 2003 году составили более 3 млрд руб. — четверть его доходной части. В том же году местные налоговики выполнили план всего на 83%. Что, впрочем, неудивительно — почти 52% предприятий в области убыточны.

    Треть от общего объема промышленного производства области обеспечивают машиностроительные предприятия. Но и у них не все благополучно. Вот типичный пример — ОАО «Тверьсельмаш». Предприятие существует за счет продажи одного вида техники — недорогой сушилки для собранного льна. Еще на заводе давят масло из семян масличного льна — полезнейший и вкуснейший, кстати говоря, пищевой продукт. Но порядком подзабытый, и о каком-то его серьезном маркетинговом продвижении речь пока не идет. Масло жмут, чтобы удержаться на плаву. С этой же целью в соседнем цехе запущена линия по намотке туалетной бумаги.

    В Тверской области выращивают отличный лен-долгунец, здесь действуют два отраслевых «льняных» института. Любой модник в Европе скажет вам, что льняные рубахи и костюмы — лучшая одежда на лето. В магазине «Тверской лен» я действительно купил себе рубаху — фольклорного вида косоворотку. Одежды, которую можно надеть не только на карнавал, в магазине практически нет. Да и эта рубаха — не тверского, а костромского производства. Оказывается, в области нет своего льнокомбината, где делали бы ткань для многочисленных, и вполне пристойных, местных швейных предприятий. А на продаже сырья, как известно, много не заработаешь. «Строительство льнокомбината мирового уровня стоит порядка $80 млн. Интерес к этому проекту проявляют итальянцы», — говорит Евгений Пучков, начальник управления по развитию льняного комплекса администрации Тверской области. Но о конкретных действиях речь пока не идет.

     

    Ничего удивительного в том, что по доходам населения Тверская область — на третьем месте с конца в списке регионов Центрального округа, хотя по стоимости жизни — на третьем месте с начала. И в том, что покупателей в сверкающем огнями огромном универсаме «Патэрсон» — единственном магазине такого рода в Твери — на порядок меньше, чем в аналогичных столичных магазинах. Самые дорогие продукты здесь обернуты пищевой пленкой. Видно, они не пользуются спросом и представлены скорее для поддержания имиджа магазина.

    Чужой среди своих

    Тверь, возможно, единственный в России город, жители которого не знают, как себя называть. Точнее, у них существует целых четыре варианта: тверитяне, тверичане, тверичи и тверяки.

    Договориться тверским лингвистам не удается. Так проявляется черта характера, которую жители Тверской области считают у себя главной, — упрямство. Может быть, именно из-за него местные жители до последнего времени практически не пускали в регион инвесторов со стороны.

    Здесь нет представительств ни одного крупного частного банка. Не толпятся здесь и ФПГ федерального уровня — разве что ОАО «Тверской экскаватор» входит в «РусПромАвто» Олега Дерипаски, а 22% акций ОАО «Тверской вагоностроительный завод», основного поставщика пассажирских вагонов для РЖД, принадлежит «Трансмашхолдингу» Искандера Махмудова.

     

    Единственная компания российского масштаба, которая начала бизнес в Твери в эпоху реформ, — производитель слабого алкоголя «Хэппилэнд», открывшая здесь в октябре 2003 года завод стоимостью $30 млн. А ведь разместить производство в регионе, который так близок к Москве, хотели многие компании — и молочные, и шоколадные, и мебельные. Тверские чиновники вспоминают такие звучные имена, как, например, IKEA и Campina. «Инвесторы приезжали, неделю жили в гостинице. Губернатор Владимир Платов просто с ними не встречался», — рассказывает чиновник из экономического департамента областной администрации. «Прежнее руководство области узнало о нашем существовании через полгода после начала строительства предприятия», — вторит гендиректор завода «Хэппилэнд» Алексей Федотов.

    В декабре 2003 года эту ситуацию пообещал исправить Дмитрий Зеленин — основатель известной когда-то компании «Микродин», бывший топ-менеджер «Интерроса» и «Норильского никеля», потом зампредседателя Госкомспорта. Борясь на выборах со «своим» для жителей губернии Платовым, «чужак» Зеленин на предвыборную кампанию не скупился. Одна только акция по раздаче всем пенсионерам области бесплатного набора лекарств стоила ему около $400 000. В результате избиратель простил ему и олигархический имидж, и предвыборную декларацию о доходах, где со скромными квартирами и банковскими счетами соседствовали полтора десятка автомобилей, включая Jaguar и Rolls Royce, и организацию знаменитых светских мероприятий в подмосковном Ильинском и французском Куршавеле.

    Новый губернатор утверждает, что умеет привлекать деньги. Вот «Норникель», с гордостью заявляет он, за время его работы получил больше $3 млрд. «Я выбрал Тверскую область прежде всего потому, что это недооцененный актив. При правильной экономической и социальной политике возможен большой рост», — говорит Зеленин. У него живые глаза и мгновенная реакция, с которой он оборачивает в вату любой угловатый вопрос. Фраз, достойных публичного политика, он не произносит, только гладкие тексты о необходимости вернуть часть «атомных» налогов в регион, навести порядок в «точках роста» — машиностроении и льняной отрасли, обеспечить права инвесторов.

    Бобровый промысел

    Все это правильно, вот только скорой отдачи от проектов в сферах промышленного производства и сельского хозяйства ждать нельзя. Речь губернатора становится чуть живее, когда он говорит о способе пополнить тверской бюджет относительно быстро. А именно, о деньгах жителей соседних регионов: «Тверская область имеет выгоднейшее положение для развития всех видов туризма. О тверской природе можно говорить очень долго».

     

    Это действительно так. Исток Волги, Днепра и Западной Двины. Кристально чистое озеро Селигер с островами причудливой формы, на одном из которых расположен почитаемый паломниками монастырь Нилова Пустынь. Еще 800 рек, 600 озер, 9 водохранилищ и леса, которые занимают половину территории области. В Торопецком и Нелидовском районах, говорят, есть места, где не ступала нога человека, и бобры там спокойно относятся к осмотру их хаток. Все это — главный тверской актив. «Многие местности здесь по праву называют «русской Италией» и «русской Швейцарией», — сообщает сайт администрации Тверской области.

    Уже сейчас «совковые» турбазы и пансионаты у воды в сезон забиты под завязку, и мест хватает не всем. Тверская область в год принимает порядка 1,5 млн туристов, большей частью из Москвы. Комнаты отдыхающим в деревнях на берегах Селигера и Волги сдают, как на юге, чуть ли не в каждом доме. Местные жители специально строят жилье для сдачи в аренду, эта идея нравится и предпринимателям «с образованием юридического лица»: в 2003 году в области открылись небольшие частные отели «Дафна», «Парк-Отель» и «Вершина Селигера».

    Знакомый московский банкир, владелец половины гектара на волжском берегу, рассказал, что три года назад земля здесь продавалась по $150 за сотку. Сейчас цена сотки — от $1500, и свободных участков уже нет. Такой скорости «нагрева» не знает даже столичный рынок недвижимости. А участок трассы в районе базы отдыха «Завидово» ГлавУпДК МИД России не так давно стали называть «тверской Рублевкой»: стоимость участков здесь взвинчена до $2000–4000, а иногда до $5000 за сотку уже не только гладью воды и зеленью леса, но и соображениями престижа. В тверской администрации говорят, что недвижимостью в области владеют уже около 100 000 жителей Москвы и Петербурга.

    «Каналы, как в Венеции, старинный городок, но это не Венеция, а Вышний Волочек», — это уже о туристическом потенциале городов Тверской области. Стихи читает мне автор, руководитель Комитета обладминистрации по туризму Николай Данилов. Для каждой достопримечательности у чиновника заготовлены свои строки. «Была или нет Атлантида — /легенд нам про это не счесть./ А город, водою затопленный,/ доподлинно знаю, что есть./ Зовется тверской Атлантидою/ маленький тот городок./ Тогда и Макарий Калязинский/ спасти этот город не смог» — так поэт описывает город Калязин, часть которого была затоплена при строительстве Угличской ГЭС. Уникальный, кстати, объект для аквалангистов. Неплохо и без акваланга — одна только торчащая из воды колокольня чего стоит. «А потенциальным инвесторам вы стихи читаете?» — интересуюсь я у Николая Данилова. «А как же, — отвечает. — Даже подготовили медиамузыкальный путеводитель по области».

     

    «Сегодня регион стоит перед необходимостью существенного рывка в развитии туристической инфраструктуры. И этот рывок мы непременно осуществим, — утверждает Дмитрий Зеленин. — Кроме того, область должен стать культурным, спортивным центром. И здесь мои прежние связи могут очень пригодиться. В планах — проведение в Твери крупных спортивных состязаний российского и международного уровней, культурных фестивалей».

    Для начала губернатор встретился в своей загородной резиденции с представителями российской киноиндустрии. Недавно в Твери уже снимали картины «Статский советник» и «Курсанты», сейчас здесь идет работа над фильмом по роману Татьяны Устиновой «Персональный ангел». «Появилась идея создать в области многопрофильную профессиональную киностудию, где в качестве осветителей, монтажеров и технического персонала смогли бы работать жители области. Речь идет не о десятках — о сотнях новых рабочих мест», — с восторгом сообщает местная пресса. Что ж, мечту своим избирателям губернатор Зеленин уже подарил.

      Рассылка Forbes
      Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

      Мы в соцсетях:

      Мобильное приложение Forbes Russia на Android

      На сайте работает синтез речи

      иконка маруси

      Рассылка:

      Наименование издания: forbes.ru

      Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

      Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

      Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

      Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

      Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

      Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

      На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

      Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
      AO «АС Рус Медиа» · 2024
      16+