К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Правила хорошего вкуса


Лео Макклоски утверждает, что разработанная им компьютерная программа — ключ к изготовлению лучших вин

Трюк был дешевый, но эффектный. Лео Макклоски пригласил в свой офис двенадцать виноделов из‑калифорнийской винодельни Robert Mondavi и‑попросил их продегустировать содержимое десяти бутылок. Когда дегустаторы закончили перекатывать вино во рту, сплевывать и выносить свои вердикты напиткам, Макклоски предъявил виноделам запечатанный конверт. Внутри лежал лист бумаги, на котором были «выстроены по ранжиру» те же самые десять сортов вин. Рейтинг составила компьютерная программа определения качества вина, разработанная Макклоски. Рейтинг качества вин в списке Макклоски в точности совпал с вердиктом экспертов Mondavi.

Этот фокус — типичный прием 53-летнего Макклоски. В поисках клиентов для своей калифорнийской фирмы Enologix, оказывающей консультационные услуги виноделам, он демонстрировал его уже десятки раз. «Мы умеем определять качество вина при помощи математических методов», — уверяет Макклоски.

Это все равно, что свести любовь к математическому алгоритму. Как именно работает программа, держится в строжайшем секрете. Макклоски ограничивается лишь самыми общими объяснениями: он расщепляет вино на молекулы и выделяет антоцианы — пигменты, отвечающие за цвет напитка, катехины, придающие вину терпкость, и сложные эфиры, наделяющие вино ароматом и, следовательно, вкусом. Определив количество этих элементов в винограде, Макклоски может сказать виноделам, какие именно сорта надо смешать, чтобы вино приобрело наилучшие вкусовые характеристики. Вся информация хранится на сервере в его офисе, и он продает клиентам право доступа к этим сведениям в режиме он-лайн. Всего за $600 в месяц (сумма зависит от объема производимого клиентом вина) они могут получать информацию о качестве своего будущего вина, оптимальном сроке его выдержки, а также о том, как ухаживать за виноградником, чтобы улучшить качество урожая.

 

Макклоски утверждает, что его прогнозы обладают высокой степенью корреляции с рейтингами вин, которые потом составляют такие авторитеты, как Роберт Паркер и журнал Wine Spectator. «Мы можем предсказать виноделу, какое вино у него получится, задолго до того, как об этом станет известно рынку», — говорит Макклоски. Уже в прошлом декабре он обладал данными о том, каким будет калифорнийское каберне урожая 2003 года.

Идея создания Enologix возникла у Макклоски в 1984 году, когда он и его жена Сьюзен Аррениус работали над своими докторскими диссертациями по химической экологии в Калифорнийском университете (Санта-Крус). Выдвинув гипотезу о том, что качество и цена вина могут зависеть от его химического состава, Макклоски попросил декана математического факультета построить соответствующую статистическую модель. Следующие десять лет Макклоски провел на различных винодельнях: работая менеджером и консультантом, он собирал информацию в винных погребах своих клиентов и проверял свою теорию.

 

К 1990 году программа Макклоски была готова. Он обратился за содействием к ныне покойному Ричарду Граффу, американскому виноделу, чье вино в 1976 году во время «слепой» дегустации, проведенной парижскими экспертами, превзошло лучшие бургундские белые вина. Графф, обладавший обширнейшими связями, помог Макклоски протестировать в знаменитых погребах Chateau Lafite Rotschild в Пойаке его идею о наличии связи между химическим составом вина и его ценой. Результат: различия в химическом составе двенадцати эталонных бутылок вина разных урожаев отражались на их цене (а они стоят от $200 до $800) именно так, как предсказывал Макклоски. Так он вошел в бизнес.

Сегодня Enologix располагает химическими «отпечатками пальцев» 50 000 вин, а также данными о свойствах разных дубовых бочек, о климатических условиях различных винодельческих регионов плюс тысячами образцов почв с разных виноградников. Эту обширную базу данных обрабатывают четыре роботизированных тестера винограда и вин и целая батарея хроматографов. Они анализируют образцы вин, которые еще настолько молоды, что их будущие характеристики не распознает даже самое чувствительное нёбо, и выдают прогнозы относительно его качества и оптимального срока выдержки. Они могут моделировать купажи и даже выбирать оптимальную для вина дубовую бочку. В штате Enologix 14 сотрудников, среди которых химик-аналитик, два доктора химических наук, а также глава информационного отдела. «Мы можем таким образом моделировать самые лучшие вина», — утверждает Макклоски.

Эпитет «самые лучшие» применительно к винам означает, что они получат высокую оценку от грозного Роберта Паркера. Этот бывший юрист из Мэриленда, застраховавший свой нос на $1 млн, сам себя назначил блюстителем американского вкуса в вине.

 

Соединенные Штаты — крупнейший импортер вин, поэтому рейтинговая шкала из 100 пунктов, по которой Паркер оценивает вина, формирует и весь мировой рынок. «Падение в рейтинге Паркера уже «звонок с того света» для многих виноделен — от Tierra del Fuego до Langhe Hills», — говорит винный обозреватель Лоуренс Осборн, автор книги The Accidential Connoisseur. Для лидеров рейтинга снижение на 10‑пунктов может оказаться равносильным удешевлению розничной цены бутылки на $100.

Макклоски утверждает, что оценки Паркера можно предсказать и заранее спланировать. «Ведь уже сегодня они в бочке», — говорит он. Только американцы могут возлагать столько надежд на компьютерный анализ. Макклоски верят 75 его клиентов, среди которых марки Beaulieu и St.Francis, принадлежащие Diageo; дорогие винные бутики Diamond Creek и Ridge Vineyard, а также Kobrand — крупный французский дистрибьютор американских вин. «Я сужу по его базе данных и по результатам его работы с другими винодельнями и могу сказать, что у Макклоски очень высокая степень корреляции с рейтингом Паркера», — свидетельствует Уильям Лейгон, глава винодельни California’s Hahn Estates и тоже клиент Макклоски.

По словам Лейгона, Макклоски в свое время спас его от краха. В 2001 году с 1000 акров виноградников, принадлежащих Hahn, собирали слишком много винограда, а вино из него получалось, по общему мнению, отвратительное. Руководствуясь полученной от Enologix информацией о сопоставимых с Hahn виноградниках и сортах винограда, Лейгон снизил урожайность с пяти тонн винограда с акра до трех. В прошлом году Лейгон получил именно такой виноград каберне, какой хотел, и отправил его на анализ к Макклоски. Винодел решил определить точное время сбора урожая, установив степень зрелости винограда на основе данных о его вкусе, а также уровне содержания в нем сахара, который часто зависит от капризов погоды. Когда компьютер Макклоски выдал информацию о том, что характеристики винограда, выращенного Лейгоном, отличаются от столь желанного им каберне бордоского типа не более чем на 5%, он тут же дал команду собирать урожай.

По сравнению с 2001 годом Лейгон утроил объемы выпуска вина и продал в прошлом году 260 000 ящиков. В 2004 году он собирается реализовать уже 400‑000 ящиков. Его рейтинги выросли на 10 пунктов. И хотя для того, чтобы повысить цену на свою продукцию, Лейгон должен по меньшей мере в течение трех лет иметь рейтинг более 90 пунктов, виноделу уже не приходится продавать вино с большими скидками.

В компании Diamond Creek, чьи марочные каберне продаются по $400 за бутылку, тоже доверяют Enologix. Макклоски помогает ее виноделам определить лучший виноградный сок на самой ранней стадии, чтобы элитный урожай попал в лучшие бочки. «Ваше нёбо подскажет вам, что в вине много танинов, но не определит, сколько именно, — говорит основатель Diamond Creek Эл Джей Броунстайн. — Enologix — это инструмент, как текстовый редактор. Он расширяет наши возможности, но в конечном счете вино все равно делает винодел».

 

В прошлом году объем продаж компании Макклоски достиг $1,6 млн, а прибыль до вычета налогов составила $650‑000. Он ставит перед собой цель превратить Enologix в Dun & Bradstreet виноделия. «Модель, по которой организована торговля — идет ли речь об автомобилях или вине, — такова, что потребители не верят производителям», — говорит Макклоски. Но поверят ли они человеку, который измеряет одно из самых тонких человеческих ощущений с помощью нулей и единиц?

Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+