К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Толчок цивилизации


Большинство российских дач не имеют теплого туалета. Для производителей очистных сооружений это золотое дно

Вспомнили на Руси традицию: строить — так на века. И появилось, как богатырь, локальное очистное сооружение, названное по-старинному — «Золотарь», — патетически вещает телереклама «Нового завода колодцев и труб». Гендиректор этого завода Александр Карамыслов не столь высокопарен. «Мы говно копаем», — емко определяет он специализацию своей компании.

К этому древнему бизнесу 44-летний московский предприниматель пришел не сразу. Окончив Московский энергетический институт, проектировал АЭС в НИИ энерготехники. С началом перестройки не растерялся, «занялся бизнесом»: «Я ведь инженер-исследователь. Мне заточили мозги на решение задач. И предпринимательство было для меня новой задачей, которую надо было решить». Карамыслов поставлял сырье на сталелитейные заводы, шпалы в Иран, в 1996 году занялся выполнением муниципальных заказов на строительство школ в Москве. Этот бизнес до сих пор приносит ему основные деньги: «Одну, две школки в год я сейчас строю». Средняя стоимость объекта — $3–4 млн.

Но в 2000 году строитель столкнулся с проблемой. По совету друзей Карамыслов купил за $250 000 немецкую установку, чтобы лить бетонные колодцы для московских коммунальных служб. Советчики подвели Карамыслова. Колодцы, изготовленные по немецкой технологии, оказались слишком дороги для коммунальщиков, заказов предприниматель не получил. «Установка простаивала, деньги были заморожены, — вспоминает Карамыслов, — я долго мучился: как бы использовать оборудование?» Раз у государства денег нет, значит, надо как-то приспособить продукцию под нужды частных клиентов? Решение нашлось неожиданно. «В 80% случаев озарение приходит не ночью, все это вранье, а на толчке, — улыбается Карамыслов. — Вот и я сидел как-то в туалете и придумал «Золотарь».

 

К 2001 году было разработано и поступило в продажу индивидуальное очистное сооружение (ОС) для частных загородных коттеджей, основу которого составляют три бетонных колодца, отлитые на немецкой установке. «Золотарь» укрывают в земле на участке заказчика. Поступающие в установку из жилого дома сточные массы проходят комплексную очистку через ряд механических и биологических фильтров. Чистая вода сбрасывается в ближайший водоем или коллектор, а то и просто в овраг — санитарные нормы это позволяют. Неорганические твердые фракции, выделяющиеся в ходе очистки, скапливаются на дне установки. По расчетам производителя, опорожнять «Золотарь» с помощью ассенизаторской машины и заменять биофильтры нужно раз в пять лет при пропускной способности до 2500 литров жидкости в сутки.

Словом, вполне удобное устройство для загородного дома. Но поначалу «Золотарь» не пользовался особым успехом. Рыночную нишу относительно недорогих (до $3000 с установкой) очистных сооружений занимала продукция тех производителей, которые пришли в этот бизнес гораздо раньше Карамыслова: «НИИ Сантехники» (системы «Осина»), «МКАД-сервис» (системы «Фаворит-Плюс»), «Эколайн» и «Биокомпакт» (одноименная продукция) и еще с десяток российских компаний. К тому же в силу исторической традиции массового спроса на локальные очистные сооружения не было, конкуренты бились буквально за каждого клиента.

 

Так и ушел бы Карамыслов с рынка, если бы не два обстоятельства. Первое: предприниматель четко определил целевого потребителя своей продукции. Это‑типичный представитель московского среднего класса — беднее обитателя элитных поселков на Рублевке, оборудованных центральной канализацией, но существенно богаче участников садовых товариществ, которые обходятся классическими деревянными «скворечниками» на выгребной яме. Это мужчина 35–50 лет, получающий хорошую «белую» зарплату в московской компании, уровень дохода которого — до $2000 в месяц на‑члена семьи. В его каменном загородном доме вполне можно жить и зимой, если будут созданы соответствующие условия.

Обдумав эти факты, Карамыслов с помощью широкой рекламной кампании стал прививать клиентам мысль, что и за городом можно иметь теплый туалет. Ролики, в частности, крутились на телеканале ТВЦ и радиостанции «Милицейская волна»: «Там аудитория, соответствующая по возрасту, родом из СССР. Слушают «Две звезды» и прочее ретро». Кроме того, щитовая реклама «Золотаря» разместилась на шоссе по дмитровскому, рижскому, калужскому, можайскому и киевскому направлениям. Любопытный факт: 60% нынешних покупателей «Золотаря» живут на можайском направлении.

Второй фактор успеха: продолжающийся уже несколько лет бум коттеджного строительства в Подмосковье и «просветительская кампания», которую ведут Карамыслов и его конкуренты. Все это вызвало наконец взрыв спроса на локальные очистные сооружения. «Только за 2003 год рынок ОС вырос минимум в два раза», — говорит Дмитрий Самоходский из компании «ЕвроРус Констракшен», занимающейся установкой очистных сооружений с 1996 года.

 

В 2003 году «Новый завод колодцев и труб» установил на участках заказчиков около 70 «Золотарей». Карамыслов арендует цех на Московском заводе железобетонных изделий и труб, здесь работают уже 30 человек; для вывоза ОС к заказчику и установки на месте предприниматель держит в автопарке два грузовика, автокран и экскаватор. В лидеры рынка «Новый завод колодцев и труб» еще не выбился, но проект уже окупился. Карамыслов не вполне доволен динамикой: «Будем формировать рынок этих устройств в мозгах у потребителей. А то привыкли природу загаживать».

Мобиль-клозет

Ни одна свадьба на свежем воздухе, ни один турнир по гольфу или корпоративный пикник не обойдутся без туалета. И лучше, если речь в данном случае пойдет не об ординарной пластиковой кабинке с узнаваемым запахом, а о спецфургоне с ватерклозетом, отдельными кабинками, умывальниками, зеркалами, паркетом, озонатором, музыкой и швейцаром в смокинге.

[pagebreak]

Мобильные туалеты должны соответствовать взыскательному вкусу устроителей подобного рода развлечений, быть под стать угощению и сервировке. Сдача в аренду роскошных клозетов — это 15% бизнеса Andy Gump Inc. (Калифорния). А в компании Black Tie Services (Иллинойс) в прошлом году продажи выросли на 25% и достигли $4 млн. В апреле фирма Kohler (Висконсин) предложила в аренду передвижные туалеты с фарфоровыми унитазами и раковинами, отделанные хромоникелевой плиткой.

Арендная плата: $5000 за уикенд, при том что типовая кабинка обошлась бы в $70 за месяц. Изготовители подобных сооружений, компании Advanced Containment Systems и Ameri-Can Engineering, продают их в среднем по $70 000.

 

— Алисон Фасс (Forbes, США)

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости