К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Дворец на обочине

фото Влада Локтева для  Forbes
фото Влада Локтева для Forbes
Красота или прибыль — что выбирает основатель «Крокус Интернэшнл»

Самые большие деньги московскому предпринимателю Арасу Агаларову приносит его самый нелюбимый бизнес — торговля стройматериалами, мебелью и товарами для дома. Почему нелюбимый? Потому что обои и плитка для Агаларова — это скучно. Владелец «Крокус интернэшнл» мечтает о воздушном замке. Так он называет свое главное детище — центр торговли дорогой одеждой и предметами роскоши «Крокус Сити Молл». Здесь, за пределами Московской кольцевой автодороги, в классических интерьерах разместились 200 бутиков и зимний сад.

Молл обошелся Арасу Агаларову в три раза дороже, чем каждый из двух магазинов «Твой дом», торгующих товарами для дома, а денег приносит значительно меньше. Скептики до сих пор предрекают, что молл вообще не окупится. Но Агаларов никогда не поверит скептикам.

ДЕНЬГИ ИЗ МАТРЕШКИ

Каков владелец — таков и бизнес. Агаларов одевается дорого и щеголевато, любит внешние эффекты и широкие жесты. Когда Агаларова фотографировали для этой статьи, ему сказали, что хорошо бы из кармана его пиджака выглядывал платок. Платка под рукой не оказалось. Владелец молла, глазом не моргнув, купил в соседнем бутике дорогую сорочку и попросил сделать из нее платок.

 

Агаларов начинал карьеру еще при советской власти в Министерстве связи Азербайджана. Молодой инженер пришел туда работать в конце 1970-х после Бакинского политехнического института и как-то слишком быстро продвинулся, возглавив местный комитет профсоюза. В 1980-м его направили на учебу в Москву, в Высшую школу профдвижения, где повышали квалификацию ведущие профсоюзные и партийные кадры со всей страны. Свой шанс закрепиться в столице он использовал: «Я понравился людям. Проректор взял меня на работу». В 1982 году он уже получил московскую прописку и квартиру. Окончив Высшую школу профдвижения, остался в аспирантуре по специальности «экономика труда». В 1987 году защитил диссертацию. Через год понял, что перестройка открывает новые возможности, и ушел в бизнес.

Арас Агаларов обычно рассказывает, что начинал с импорта компьютеров. На самом деле сначала у него были матрешки. Его кооператив «Шафран» производил их в Липецкой области и отправлял на экспорт.

 

Матрешечные заработки в 1989 году он вложил в торговлю компьютерами. «Началась компьютерная истерия, — вспоминает Агаларов. — Все ездили за границу закупать компьютеры на выставках. Я тоже этим занимался и постепенно понял, что надо в Россию притащить саму выставку». В 1990 году он впервые провел в Москве компьютерную выставку «Комтек». К середине 1990-х «Крокус интернэшнл» стал крупнейшим в России оператором разнообразных международных выставок — продуктов питания, сетевых технологий, видеоаппаратуры и пр.

В 1997 году Агаларов построил в центре Москвы один из первых жилых домов для богатых, который, кстати, впервые был назван именем собственным — «Агаларов Хаус». И сам он до сих пор в нем живет. Но главное, он стал крупным импортером обуви — создал сети магазинов «Крокус-интер» и «Сконти». В лучший год его обувного бизнеса, 1998-й, он потратил на закупки обуви $80 млн. После августа 1998 года обувной бизнес начал рушиться. Но еще раньше Агаларов открыл новую золотую жилу. Он построил первый «Твой дом».

ЕГО «ТВОЙ ДОМ»

Продажи мебели, строительных и отделочных материалов в России уже несколько лет непрерывно растут — как минимум на 20% в год. В 1996 году бизнесмен Сергей Зуев открыл самый большой на тот момент российский магазин таких товаров — торговый центр «Гранд» площадью 30‑000 кв.м.

 

А в 1998 году Агаларов построил у Московской кольцевой автодороги «Твой дом» площадью 42‑000 кв. м. В отличие от Зуева, который главный упор делал на мебель, Агаларов большую часть площадей отдал под материалы для ремонта и предметы интерьера.

В то время стройматериалы и товары для дома продавались в основном на открытых рынках и в магазинах советского образца. Исключением были несколько торговых точек сетей «Старик Хоттабыч» и «Ключстройарсенал» (последняя прекратила существование), но они не предлагали покупателям того, что Агаларов: большой торговый центр, где под одной крышей можно купить для дома все.

Треть площадей «Твоего дома» Агаларов сдал арендаторам, на остальных 70% развернул собственную торговлю. Покупатели и оптовики приняли на ура новый для России формат. И к 2000 году Агаларов продал почти весь остальной бизнес. «Комтек» он уступил конкурентам из британской компании ITE за $14 млн. Выставочный бизнес в России в те годы был в упадке, арендные ставки в павильонах упали с $300 до $150. Кстати, ITE так и не смогла вернуть «Комтек» к жизни и в 2003 году закрыла его. Из четырех десятков своих обувных магазинов Агаларов оставил всего 12, из которых 10 переделал в бутики одежды.

Он мог бы вложить все деньги в новые «Твои дома». Этот рынок до сих пор быстро растет, причем большая часть продаж по-прежнему приходится на московские рынки вроде «Каширского двора». Крупные иностранные сети — шведская IKEA, немецкая OBI, французская Leroy Merlin — смогли отыграть, по оценкам, около 15% рынка.

И действительно, Арас Агаларов в 2001 году открыл второй «Твой дом», который размером превышал первый. А третий «Твой дом» до сих пор в проекте. Владелец «Крокус интернэшнл» решил, что настала пора переквалифицироваться в торговца товарами класса люкс — парфюмерией и аксессуарами, модной одеждой, ювелирными изделиями и престижными автомобилями. И рядом со вторым магазином «Твой дом» начал строить «Крокус Сити Молл».

 

ГОРОД-МЕЧТА

О бизнесе так не рассказывают, так говорят о Мечте. «Это самое красивое место в Подмосковье», — Агаларов об участке в 75 га на берегу Москвы-реки, на котором молл соседствует с «Твоим домом». «Так трудно было получить то, что ты хочешь», — о дизайне 62 000 кв. м торговой площади.

В «Крокус Сити Молле» 200 бутиков работают в окружении пальм и цветов, под пение птиц и журчание фонтанов. Агаларов проходит по своему «городу бутиков», как по любимой усадьбе. Он счастлив. Осуществление мечты обошлось ему в $60 млн, из которых половину дал Сбербанк — на пять лет по выгодной ставке 12% годовых. На соседний «Твой дом» (65‑000 кв. м) хватило $20 млн, из которых $7‑млн выделил тот же Сбербанк.

Стройка «Крокус Сити Молла» стоила Агаларову больших переживаний. «Каждый раз ты понимаешь, что сделано что-то не то, что твой воздушный замок в голове выглядит иначе, — вспоминает он свои ощущения. — Говоришь: сломайте это. А тебе отвечают: это уже невозможно сломать. Ты настаиваешь: ломайте. И так каждый день».

Хорошо еще, говорит Агаларов, что в «Крокус Сити Молле» у него нет партнеров. «У меня точно не хватило бы сил убеждать какой-нибудь совет директоров, почему надо сделать так, а не иначе». Он произносит эту фразу задумчиво, как будто уговаривая сам себя.

 

Найти партнера, который бы согласился ввязаться в проект молла, ему действительно было бы непросто. Представители ведущих компаний рынка роскоши — таких, как «Боско ди Чильеджи» и «ДжамильКо», — раньше в неофициальных беседах называли идею дорогого торгового комплекса за пределами Московской кольцевой автодороги бессмысленной. Эти две компании отказались арендовать в молле торговые площади. Как и многие другие владельцы бутиков первоклассных марок.

ЧТО СПАСЕТ КРАСОТУ?

Первым арендатором в 2001 году стала компания «Люкс холдинг». Ее‑владелец и президент Владимир Воронченко открыл в молле бутики Louvre и Rivoli. Агаларов предоставил ему значительные скидки с официальной арендной платы $2500 за кв. м. Ставки в центре Москвы составляют $2200–2300 за кв. м в год (за исключением Тверской и других бойких мест, где аренда может обходиться и в $5000 за кв. м).

За Воронченко потянулись другие арендаторы, в том числе группа Mercury, открывшая одноименный ювелирный бутик Mercury и магазин хрусталя Baccara. Представитель Mercury, правда, сказал Forbes, что компанию до сих пор смущает то, что в «Крокус Сити Молле» присутствуют «слишком разные по уровню арендаторы»: «Видимо, там работают те, кого удалось собрать на начальном этапе работы».

Действительно, в «Крокусе» собрана пестрая смесь марок. Наряду с люксовыми есть брэнды для покупателя со средним достатком. Четверть магазинов принадлежит самому Агаларову, и их состав тоже довольно пестрый — от бутика Sergio Rossi, где каждая пара обуви стоит $300–500, до демократичного джинсового магазина позабытой с советских времен марки Rifle.

 

Некоторые из первых арендаторов впоследствии расторгли отношения с‑компанией Агаларова. Среди них — компания Musa Motors, дилер автомобилей Jaguar. «В будний день мимо нашего салона проходили 1–2 человека, в выходные — пятеро. Мы поняли, что наши клиенты в «Крокус» не идут», — рассказал Forbes представитель компании. По тем же мотивам ушли из‑молла дистрибьюторы Pierre Cardin.

На рынке товаров класса люкс в 2004 году преуспеть гораздо труднее, чем в торговле товарами для дома в 90-е. За $1,5 млрд — в такую сумму оценивают объем московского рынка его участники — борются несколько крупных компаний. От лидеров Арас Агаларов отстает в разы.

Лидирует в этом секторе группа Mercury с годовым доходом более $500 млн (неофициальная оценка). В активе Mercury — московские бутики Armani, Gucci, Prada и другие. Вторая на рынке компания «Боско ди Чильеджи» управляет бутиками Givenchy, Max Mara, Nina Ricci и т. д. Доход в 2003-м — $250 млн.

Большинство бутиков открывается по лицензии иностранных производителей. Владельцы торговых марок заключают эксклюзивные договоры (как, например, Burberry с компанией «ДжамильКо») или работают с несколькими компаниями (как Escada). Российские владельцы бутиков закупают у производителей коллекции и продают их с наценкой.

 

Даже в Москве в группу потенциальных клиентов бутиков входит лишь малая часть населения. Поэтому крупнейшие торговцы «красотой», поделив престижные западные марки, стали скупать старые крупные универмаги — чтобы с новых позиций начать борьбу за покупателей. Владельцы Mercury в 2002 году купили ЦУМ, а «Боско ди Чильеджи» спустя год — ГУМ. Кроме того, Mercury превратила Третьяковский проезд в центре Москвы в улицу бутиков.

А что Агаларов?

СВОЯ ИГРА

Проблема «Крокус Сити Молла» в том, что спустя два года после начала работы в нем все еще слишком мало покупателей. По данным самого Агаларова, в сентябре посещаемость составляла 15‑000 человек в неделю. Чуть больше 2000 покупателей в день, примерно две сотни человек за час работы — три человека на тысячу квадратных метров.

Тем не менее Агаларов говорит, что проект окупится в запланированный срок. И даже, возможно, с опережением восьмилетнего графика. Агаларов не называет точную цифру своих доходов от работы молла. Но известно, что из $220‑млн прошлогоднего оборота его группы «Крокус интернэшнл» $140‑млн пришлось на два торговых центра «Твой дом».

 

У Агаларова есть план, как привлечь в молл больше покупателей. Он хочет превратить его в многофункциональный комплекс: торговля, развлечения, выставки. Эта затея оценивается в $300 млн, и он уже начал ее осуществлять. Выставочный центр «Крокус Экспо» открылся по соседству с моллом минувшей весной. Центр развлечений пока строится.

Как вы уже могли догадаться, в ходе строительства Арас Агаларов не будет скромничать и экономить. «В первом здании у нас был уклон на субтропики и дворцовую архитектуру, — говорит владелец «Крокус Сити Молла», — а в новом будет река, по которой станут плавать лодки. Будет искусственное небо. Все будет выглядеть как старый город».

Сбербанк на этот раз финансирует проект лишь на треть. Под искусственным небом, созданным Агаларовым, разместятся гостиница, многозальный кинотеатр, подземный паркинг. Возможно, бизнесмен найдет место и для казино. Сам он говорит, что любит время от времени наведываться в Лас-Вегас.

Его ставка на «Крокус Сити Молл» многим кажется рискованной. Агаларов может сорвать куш, или остаться при своих, или крупно проиграть. Но сама игра ему ужасно нравится. Тем более что в тылу у него остается стабильный источник дохода — два прибыльных торговых центра «Твой дом». Бизнес, который кажется ему скучным.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+