К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Балтийский призыв


ЮКОС теряет позиции в Прибалтике. На его место метят компании, более лояльные российским властям

Еще полтора года назад, летом 2003 года, Михаил Брудно, вице-президент и совладелец нефтяной компании ЮКОС, слал премьер-министру Латвии Эйнарсу Репше гневные письма. Брудно требовал убрать посредников, связанных с владельцами порта в городе Вентспилсе, и обещал полностью загрузить порт, обеспечив перевалку до 12 млн т нефти и нефтепродуктов в год.

Прибалтийские порты еще при СССР считались главными морскими воротами страны. После распада Союза транзит через страны Балтии остался выгодным делом. Незамерзающий порт в Вентспилсе был настоящей жемчужиной балтийского транзита — к нему подведены магистральный нефтепровод и нефтепродуктопровод. Поставки нефти через Вентспилс теоретически были наиболее эффективны, но мешала цепочка посредников. Если бы ЮКОС купил порт, проблема решилась бы автоматически, однако хозяева порта расставаться с прибыльным бизнесом не спешили.

В соседней Литве покупка нефтеперерабатывающего завода, принадлежащего компании Mazeikiu Nafta, и ее портового терминала в Бутинге, мощности которого позволяют переваливать около 12 млн т нефти и нефтепродуктов, обеспечила компании Михаила Ходорковского господствующие позиции. В Эстонии присутствие нефтяного гиганта было менее заметно, хотя ЮКОС всерьез намеревался создать там сеть АЗС.

 

С тех пор как основной владелец ЮКОСа оказался за решеткой, влияние компании в Прибалтике ослабло. Между тем балтийский транзит остается значимым бизнесом — за девять месяцев 2004 года через порты Эстонии, Латвии и Литвы было перевалено 45 млн т нефти и нефтепродуктов. Это около $200 млн доходов и не менее $80 млн прибыли только от транспортных и погрузочных операций. Кто сегодня здесь правит бал?

В ноябре 2004 года в фешенебельном таллинском Rocca al Mare Onistar Tennis Hall состоялся не совсем обычный турнир. Играли владельцы и топ-менеджеры компаний, причастных к нефтяному бизнесу в странах Балтии. «Они уже пятый или шестой год собираются в Таллине. Последние два года у нас», — рассказала администратор теннисного центра Валерия Хейнсо.

 

Всего играют человек двадцать. Состав более или менее постоянен. Мероприятие носит закрытый характер, посторонних в арендованный зал, где проходят соревнования, не пускают. Среди наиболее заметных игроков — Геннадий Тимченко, крупнейший трейдер компании «Сургутнефтегаз» и известный любитель тенниса. Он, например, финансирует проходящий в Финляндии кубок IPP Open (от названия одной из компаний предпринимателя International Petroleum Products). Поводом для визита в Таллин, помимо желания поиграть, послужило партнерство с «Северстальтрансом», одной из крупнейших российских транспортных компаний.

«Северстальтранс» на 50% принадлежит Алексею Мордашову. В 2004 году компания купила эстонского портового оператора Estonian Oil Services (EOS), и теперь у «Северстальтранса» есть мазутный терминал в Таллинском порту, способный переваливать с железной дороги в танкеры около 5,8 млн т нефтепродуктов в год.

«Северстальтранс» участвует в строительстве еще одного терминала — Trendgate. Когда он будет введен в действие, суммарный объем годовой перевалки в контролируемых российской компанией эстонских терминалах может достичь 11‑млн т нефти и нефтепродуктов в год. Перевалка нефти и нефтепродуктов в портах Эстонии как раз и есть тот бизнес, который, по утверждению местных экспертов, «Северстальтранс» делает вместе с Тимченко.

 

«Северстальтранс» обзавелся в Эстонии, помимо терминалов, собственным железнодорожным оператором — компанией Spacecom с 3000 цистерн и пятью магистральными локомотивами. Компания перевозит около 600‑000 т нефти в месяц, что составляет 20% эстонского нефтяного транзита. По большей части это нефтепродукты с принадлежащего «Сургутнефтегазу» Киришского НПЗ, которые поставляет компания «Трансойл». Управляет этим бизнесом еще один партнер «Северстальтранса» — Олег Оссиновский. «У моей личной компании Skinest Project в Spacecom — 10%», — рассказал Оссиновский Forbes.

Дружественные нефтетрейдеры, обеспечивающие поставки; порты, где нефть грузится на танкеры; собственные цистерны и локомотивы. Чего не хватает? Мощностей для ремонта подвижного состава. Эту проблему «Северстальтранс» решил, взяв под контроль завод в Даугавпилсе (Латвия). С лета 2004 года Spacecom и Skinest Project владеют 84,3% акций предприятия.

[pagebreak]

Возглавил компанию Оссиновский. Новые владельцы первым делом вернули заводу традиционное название — Даугавпилсский локомотиворемонтный. Затем объявили о сокращении персонала на 10%. Возможно, жесткие меры помогут улучшить положение на заводе, который за девять месяцев 2004 года показал убыток в €1,16 млн.

Что дальше? Наиболее вероятный вариант — покупка порта в Вентспилсе. Того самого, где ЮКОС пытался изменить условия перевалки в 2003 году. Сегодня владельцы порта должны стать сговорчивее. Российская трубопроводная монополия «Транснефть» закрыла направление на Вентспилс, чтобы пустить нефть через Приморск — новый российский порт в Финском заливе. Теперь основной объем перевалки Вентспилсу дают нефтепродукты, поступающие по железной дороге. Рентабельность бизнеса упала, и хозяева порта уже готовы его продать.

 

В ноябре Олег Степанов, один из основных совладельцев Ventspils Nafta, заявил, что потенциальный покупатель найден и ему сделана оферта. Кому именно предлагается порт, Степанов говорить отказывается. Уточняет лишь, что это крупная российская транспортная компания. По сведениям Forbes, предложение о покупке было получено в «Северстальтрансе». Официальные представители этой компании комментировать ситуацию отказываются.

Остается еще литовский актив ЮКОСа — Mazeikiu Nafta и терминал в Бутинге. Один претендент на эту часть компании Михаила Ходорковского уже определился. Президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов заявил, что, если литовский бизнес ЮКОСа будет продаваться, его компания готова его купить.

Пока, впрочем, владельцы ЮКОСа храбрятся. «Мне ничего неизвестно о планах менеджмента компании ЮКОС продать Mazeikiu Nafta», — заявил Михаил Брудно в интервью Forbes.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+