К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Если женщина хочет


Производители лекарств как никогда близки к тому, чтобы выпустить «виагру для женщин»

Жительница Кливленда Джин Тот, эксперт по налогообложению, тяжело перенесла климакс. Однако, как выяснилось, худшее ждало ее впереди: она потеряла всякий интерес к сексу. Отсутствие у 56-летней Джин Тот сексуального влечения — а с этой проблемой сталкиваются миллионы женщин по всему миру — едва не стало причиной разрыва отношений с мужчиной, с которым она прожила 19 лет. «Я даже не давала ему меня обнимать, — вспоминает Джин, — потому что тогда ему захотелось бы большего, а у меня не было никакого желания». Джин Тот перепробовала все: кремы, травяные эликсиры, «игрушки» для секса и даже романтическое путешествие на Багамы — увы, ничего не помогло.

А потом она услышала по радио, что для участия в клинических испытаниях нового лекарства приглашаются женщины с низким либидо. Джин стала участницей испытаний в начале 2003 года. Ей наклеили на бедро пластырь с тестостероном, и вскоре она заметила, что с нею происходят удивительные перемены. «Я вновь почувствовала себя женщиной», — вспоминает Джин. «Я тоже это заметил», — свидетельствует ее спутник жизни, 65-летний Джордж Баррингтон. Раньше они занимались сексом три-четыре раза в год; теперь стараются делать это как можно чаще — иногда каждый день.

Что вызывает у женщин сексуальное возбуждение? На протяжении многих столетий эту тайну пытались разгадать не только мужья и любовники, но и сами женщины. В Средние века мужчинам рекомендовали потчевать своих возлюбленных различными травяными настоями, грибами и прочими возбуждающими зельями. Маркиза де Помпадур, став в 1745 году фавориткой Людовика XV, «разогревала» свою любовную страсть горячим шоколадом. До недавнего времени женщинам приходилось справляться с этой проблемой самостоятельно, так как у производителей лекарств были другие приоритеты.

 

Но революция, произведенная виагрой, вызвала всплеск научных исследований, посвященных сексуальным дисфункциям у мужчин, — за этим неминуемо должны последовать прорывы и в методах лечения половых дисфункций у женщин. Уже сейчас десятки производителей лекарств — от Procter & Gamble до малоизвестных биотехнологических «бутиков» — проводят клинические испытания лекарств, воздействующих на половые органы и на мозг женщин. Многие из них уже вступили в завершающую стадию. «Звонок уже прозвенел», — говорит Леланд Ф. Уилсон, глава фармацевтической компании Vivus из Калифорнии.

Оптимисты считают, что есть все предпосылки для возникновения нового рынка с годовым объемом продаж порядка $3 млрд, однако скептики ставят под сомнение само существование такой болезни, как «женская половая дисфункция». По их мнению, риск возникновения побочных эффектов при использовании новых препаратов достаточно велик. «Никто не знает, нужны ли вообще эти лекарства: ни одного всестороннего исследования на эту тему не проводилось», — утверждает Леонора Тифер, психолог-клиницист из Медицинской школы Нью-Йоркского университета. Шер Хайт, автор одного из самых известных в США исследований женской сексуальности, утверждает, что никакие лекарства не могут компенсировать плохое владение техникой секса: «Если лекарства и пробудят в женщинах сексуальное желание, то удовлетворить это желание те же самые препараты никак не помогут».

 

Первый из препаратов, усиливающих сексуальное влечение у женщин, — тестостероновый пластырь Intrinsa (тот, что помог Джин Тот) — скоро может быть одобрен американской Администрацией по контролю за продуктами питания и лекарствами (FDA). Этот пластырь, который создан Procter & Gamble совместно с компанией Watson Pharmaceuticals, пациентки должны наклеивать дважды в неделю. Из пластыря в кровеносную систему пациентки поступает по 300 микрограммов тестостерона в день — именно столько его вырабатывается в организме женщин, когда их репродуктивная способность достигает своего пика. Считается, что тестостерон стимулирует одновременно и клетки гениталий, и клетки мозга, поэтому наряду с плотью на него реагирует и психика, пробуждая в женщине сексуальные фантазии и усиливая желание. На заключительной стадии одного из испытаний, в котором участвовали 562 женщины, выяснилось, что благодаря пластырю частота «доставляющих удовлетворение сексуальных контактов» выросла на 74% (впрочем, плацебо увеличивало этот показатель на 33%). В ходе другого испытания пластырь увеличивал частоту занятий сексом на 51%.

На первых порах Intrinsa будет рекомендован всего миллиону с небольшим американок, перенесших операцию по удалению яичника, после которой у них ослабло либидо. Однако P&G уже завершила клинические испытания Intrinsa, в которых участвовали 549 женщин, у которых наступила естественная менопауза. У этих пациенток частота сексуальных контактов после лечения пластырем возросла на 73% (эффективность плацебо — 19%). В Procter & Gamble не уверены, что FDA разрешит сейчас использовать пластырь и для лечения данной категории женщин (около 52 млн потенциальных пациентов!), но это может произойти уже в 2006 году. Что же касается тех 20 млн американок, которые пока не вступили в климактерический период, но, как предполагается, уже страдают от пониженного либидо, то клинических испытаний пластыря с участием этой категории пациенток P&G пока не планирует.

Долгое время медицинские исследования женской половой дисфункции отставали от исследований других болезней, однако после изобретения в 1998 году виагры интерес фармацевтических компаний к этой проблематике значительно возрос. Pfizer, выпускающая виагру, еще в 1996 году стала выяснять, подходит ли препарат для лечения женщин. Раз лекарство, увеличивающее приток крови в половой орган, вызывает эрекцию у мужчин, то, возможно, и у женщин прилив крови к гениталиям усилит сексуальное желание. Однако результат оказался провальным. В некоторых случаях виагра действительно увеличивала приток крови к женским гениталиям, но это никоим образом не усиливало сексуальное желание. Похоже, что у многих женщин желание может возникнуть лишь в том случае, если в этом процессе участвует мозг. «Женщины многогранны, сложно устроены и трудно поддаются оценке», — говорит уролог Дженнифер Берман из Калифорнийского университета (Лос-Анджелес), директор Центра лечения женских половых дисфункций. Фармаколог Дэвид Фергюсон из Миннесоты добавляет: «В организме многих женщин наблюдается нестыковка: плоть может возбудиться, а мозг — нет. И наоборот. Виагра же воздействует на плоть, но не на мозг». В феврале 2004 года после восьми лет экспериментов Pfizer отказалась от идеи виагры для женщин.

 

Сейчас Pfizer ищет другие решения этой проблемы, однако подробности не раскрывает. Известно лишь, что компания экспериментирует с лазофоксифеном — синтетическим стероидом, который рассматривается как возможное средство лечения остеопороза. Однако, чтобы новый препарат получил одобрение FDA (только после этого он может применяться в США. — Forbes), ученые должны научиться измерять и оценивать «женскую сексуальную реакцию». А это дело довольно туманное. В ходе испытаний уровень «сексуальной удовлетворенности» пациенток обычно выясняют при помощи анкет. Пациенток просят оценить по шестибалльной шкале степень своего согласия с утверждениями типа: «Мне захотелось заняться сексом», «Я стала инициатором сексуального контакта» и т.д. Сексопатологи считают такие критерии оценки неприемлемыми, поскольку они субъективны и меняются от исследования к исследованию. «Компании составляют вопросник таким образом, чтобы получить нужный результат», — утверждает Леонора Тифер.

Вслед за Pfizer и P&G, которые дали старт этой гонке, группа менее известных фирм — BioSante, Cellegy, Novavax и др. — тоже начала клинические испытания лекарств на основе тестостерона: гелей, лосьонов, спреев (см. таблицу).

[pagebreak]

Vivus и NexMed, биотехнологические компании из Нью-Джерси, занимаются разработкой кремов, которые непосредственно воздействуют на ткани половых органов. Главный ингредиент обоих кремов — алпростадил, синтезированный вариант дилятатора кровеносных сосудов простагландина Е-1, который содержится в сперме. Компания Vivus, нацеленная на лечение женщин, у которых менопауза наступила из-за удаления яичников, зафиксировала также увеличение «доставляющих удовлетворение» половых актов на 64% у небольшой группы пациенток, находящихся на пороге климакса (эффективность плацебо — 42%), и теперь собирается проводить масштабные клинические испытания крема с участием женщин постклимактерического возраста. Разработка NexMed — крем Femprox проходит сейчас заключительную стадию клинических испытаний в Китае. В испытаниях участвуют и те, кому менопауза еще предстоит, и те, кто уже пережил климакс. В ходе испытаний было установлено, что крем усиливает влечение на 63%, а плацебо — всего на 13%.

Другие компании изучают взаимосвязь между мозговой деятельностью и половыми расстройствами. Nastech Pharmaceutical (штат Вашингтон) занимается изучением назального спрея на основе апоморфина, который, возможно, воздействует на женский организм и «выше шеи», и «ниже талии». Предполагается, что он стимулирует дофаминовые рецепторы в гипоталамусе, инициируя каскад реакций внутри нервной клетки, который в свою очередь запускает цикл, необходимый для повышения притока крови к влагалищу и увеличения уровня окиси азота в половых органах. Окись азота — это ключевая сигнальная молекула для возникновения эрекции, и основное действие виагры заключается как раз в том, что она предотвращает преждевременный распад этой молекулы. Результаты, полученные на начальной стадии испытания апоморфина, пока не позволяют сделать каких-то определенных выводов. Palatin Technologies совместно с King Pharmaceuticals находятся уже на второй из трех стадий клинических испытаний другого назального спрея, в состав которого входит вещество РТ-141, стимулирующее меланокортиновые рецепторы в гипоталамусе. Эти рецепторы отвечают за чувство голода, но, возможно, могут усиливать и желание. Фармаколог Дэвид Фергюсон шутит: «Это лекарство не только будет стимулировать ваше сексуальное поведение, но, быть может, еще и поможет вам похудеть».

 

Тем временем женщины, страдающие сексуальной дисфункцией, пытаются решить эту проблему самостоятельно. Врачи прописывают им несертифицированные препараты, которые действуют подобно виагре, и гормоны, включая эстроген, хотя FDA не давала формального разрешения на использование этих методов лечения. Тестостерон уже принимают десятки тысяч американок с ослабленным половым влечением.

К примеру, Маррена Линдберг, 
38-летняя домохозяйка из пригорода Бостона, изобрела собственную «любовную диету» — она принимала рыбий жир, сочетая это с упражнениями для таза. Линдберг утверждает, что в результате ее «сексуальный драйв» возрос настолько, что у нее испортились отношения с мужем и их брак распался. Несмотря на это, она признается: «Я никогда не хотела бы снова стать такой, как раньше».

Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+