К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Территориальное превосходство


Прошлой весной президент одного крупного холдинга, объединяющего горнорудные и транспортные компании, объяснил в интервью Forbes свою стратегию. Конкурентное преимущество России, говорил он, — ее огромная территория, следовательно, задача компании должна сводиться к двум действиям — «копать и возить»: добывать полезные ископаемые, которых в избытке, и налаживать транспортные потоки от месторождений к потребителям. Такой подход кто-то назовет хищническим и даже несовременным, но именно в этом и состоит смысл работы не только вышеупомянутого холдинга, но и всей российской экономики. Как бросил однажды в сердцах министр природных ресурсов Юрий Трутнев: «Полезные ископаемые — это то, что в стране объективно есть».

Тут совершенно нечего стыдиться. Проблема ведь не в механистичности выдвинутого президентом холдинга лозунга, а, скорее, в механистическом подходе к нему. Хищнической является не сама по себе добыча нефти, золота или железной руды, а бесконтрольная их добыча — извлечение полезных ископаемых без расширения ресурсной базы и без инвестиций в новые технологии. Что же касается транспорта, то, вкладывая деньги в инфраструктуру, бизнесмены решают проблему №1 для России. Речь об отсутствии скоростных безопасных трасс, железнодорожных магистралей и современных портовых терминалов. Это мешает свободному передвижению товаров между регионами и не позволяет извлекать выгоду из географического положения страны, так удачно связывающей Европу с Азией, а также сдерживает внутреннюю трудовую миграцию, тормозит приток капиталов в регионы и ведет, в конечном счете, к дезинтеграции государства. Что предпринимает правительство для строительства дорог? Очень мало. Министерство транспорта гордится тем, что в 2004 году на федеральной автомобильной дороге «Амур» введено 282 км — тем самым «обеспечена автотранспортная связь Дальневосточного региона с центральной частью страны». Это хорошо. Но в соседнем Китае за 2004 год на прокладку высокоскоростных магистралей было израсходовано $42 млрд, а протяженность таких дорог была доведена до 28 000 км (еще 15 лет назад было всего 250 км).

Вернемся к глаголу «копать». В этом номере есть несколько статей о новых, скажем так, «неолигархических» сырьевых компаниях. У каждой из них большие запасы — газа (стр. 54), драгоценных камней (стр. 43) или — не удивляйтесь — торфа (стр. 30). Если бизнесмены инвестируют в долгосрочные проекты добычи полезных ископаемых или строят планы транспортировки сжиженного газа из российской тундры в Америку, это значит — они верят в экономику. Государство должно всячески эту веру поддерживать. Для этого, кстати, достаточно строить нормальные дороги.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+