К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Все на защиту конкуренции!


Как привести в действие главный принцип свободного рынка

Конкуренция защищает наши интересы, но и сама срочно нуждается в защите. У нее нет влиятельных друзей и защитников. Каждый предприниматель сделает все, чтобы оградить себя от конкурентов. Для профсоюзов и некоммерческого сектора конкуренция олицетворяет жестокость и античеловеческую сущность нерегулируемых рынков. Чиновникам же она не нужна, потому что на конкурентных рынках практически нет места сбору статусной ренты. Основные выгоды от конкуренции получают потребители, но они слишком плохо организованы для того, чтобы отстоять свои интересы.

Неудивительно, что часто приходится слышать: преимущества конкуренции, мол, преувеличены, а структура переходной экономики (в частности и российской) для нее вовсе не приспособлена. Многочисленные исследования это мнение опровергают. Конкуренция — в том числе и конкуренция с импортом — приводит к реструктуризации и росту эффективности во всех странах с переходной экономикой, и Россия не исключение.

Стремительный рост нашей экономики в последние годы обеспечили именно те отрасли, где возникла конкурентная борьба. Наиболее динамично развиваются не монополии, а конкурирующие друг с другом и с иностранцами производители нефти, стали, пива и безалкогольных напитков, телекоммуникационных и розничных торговых услуг. Самый яркий из примеров противоположного рода — автопром, который не спасли даже самые решительные протекционистские меры.

 

Мобильный телефон оставался предметом роскоши, пока в самом ходовом стандарте GSM не появилось второго оператора. Менее банальный пример — ситуация с московским жильем. На первичном рынке работают несколько застройщиков, договорившихся о его разделе. Результат — не только заоблачные цены, но и «советский» уровень сервиса. На вторичном рынке торгуются множество покупателей и продавцов, а посредники жестко борются за клиентов. Цены на аренду и продажу квартир, комиссионные агентов, качество сервиса находятся на совершенно другом уровне.

Как ни парадоксально, для защиты свободного рынка необходимо вмешательство государства. Ведь, победив в борьбе, каждый предприниматель пытается диктовать цены и защититься от новых конкурентов, в том числе лоббируя удобные ему правила игры. С другой стороны, в деле обеспечения конкуренции необходима исключительная тщательность, основанная на количественных исследованиях и понимании того, что представляет собой тот или иной рынок. Иначе борьба с монополиями обернется подавлением успешных предпринимателей.

Существенное расширение полномочий Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которое предусмотрено проектом нового закона о конкуренции, не обязательно улучшит ситуацию. Доминирование крупных частных предприятий или даже бизнес-групп — не главная проблема для России. Подавляющее большинство «олигархов» работают не на российском, а на глобальном рынке. Конкуренция внутри страны в основном страдает от бюрократического произвола. Система, в которой степень защиты прав собственности и исполнения контрактов определяется близостью к представителям власти, эквивалентна монополистической экономике, контролируемой единым игроком — государственной бюрократией.

Хотя новый закон уделяет особое внимание ограничению антиконкурентных органов власти, подчиненность ФАС правительству не позволяет антимонопольному ведомству бороться со своими же коллегами. Поэтому по аналогии с уполномоченным по правам человека необходимо создать пост федерального уполномоченного по правам предпринимателей, подчиняющегося напрямую президенту и отвечающего за защиту бизнеса от бюрократов. В Мексике такой уполномоченный был назначен в 1988 году. Ежемесячно он отчитывался перед главой государства о ходе дерегулирования, причем все письменные жалобы на избыточное регулирование его аппарат разбирал в течение 45 дней. Соблюдалась «презумпция невмешательства»: если не выносилось решение о пользе регулирования, оно по умолчанию отменялось.

Можно ли добиться успеха при наличии монополии на власть у партии — апологета растущего госприсутствия в экономике? Опыт Мексики, где одна партия управляла десятилетиями, показывает: если найти подходящую кандидатуру уполномоченного, дать ему адекватные стимулы и вывести его из подчинения бюрократии, то результат не заставит себя ждать.

 
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+