К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Утомленные «колой»


Почему рабочие российских заводов Coca-Cola создают профсоюзы втайне от руководства

От работы в Coca-Cola вы можете еще и получать удовольствие, сообщает российский сайт этой компании. Похоже, удовольствие получают не все — иначе работники, занятые на многочисленных российских заводах, разливающих американскую газировку, не стали бы создавать профсоюзы.

Последняя новость: профсоюзная ячейка появилась на красноярском заводе Coca-Cola HBC Eurasia (российском подразделении Coca-Cola HBC — одном из боттлеров Coca-Cola). Наученные опытом своих коллег, рабочие из Красноярска, будто стачечники начала XX века, действовали втайне от руководства. Чем недовольны работники? По словам лидера ячейки Евгения Золоткова, он и его коллеги «достойны лучших условий труда, чем сейчас» и требуют увеличить зарплату, изменить рабочий график и т. д. (В зависимости от региона рабочие на заводах Coca-Cola получают от 8500 до 20 000 рублей в месяц.) Новоявленная ячейка уже встала на учет в краевой организации профсоюза работников агропромышленного комплекса. Руководство компании начало переговорный процесс. «Мы всегда открыты и готовы к конструктивному диалогу [с сотрудниками] и никогда не препятствуем реализации их права объединяться в профсоюзы», — отвечает менеджер по внешним связям российского подразделения Coca-Cola Яна Гуськова.

Но, если верить самим рабочим, это не совсем так. Золотков не зря действовал секретно. Он знает, что с членами первой профсоюзной ячейки, появившейся на московском заводе Coca-Cola HBC Eurasia, компания обошлась предельно жестко: после объявления о создании профсоюза его лидер Виктор Грачев был уволен. Официальная формулировка: в результате окончания срочного трудового договора. Спустя два года Грачеву удалось через суд восстановиться на работе. Тогда Coca-Cola HBC Eurasia вынуждена была смириться с появлением в столице профсоюза. Аналогичная история произошла с Владимиром Волковым, членом первичной ячейки, созданной на заводе компании в городе Волжском (Волгоградская область).

 

Весной 2005-го более 20 рабочих завода Coca-Cola HBC  Eurasia в Петербурге устроили пикет у проходной, обвиняя менеджмент в нарушении трудового законодательства и требуя повышения зарплаты. Их просьбы были частично удовлетворены: рабочим предоставили более удобный график работы.

Из 11 российских заводов Coca-Cola HBC Eurasia профсоюзные организации появились только на четырех. По словам представителя Международного профсоюза работников пищевой и смежных отраслей (IUF) Гизелы Нойнхеффер, неудачу потерпели попытки создать профсоюзы на заводах в Новосибирске, Екатеринбурге и Самаре. Люди не смогли «противостоять давлению со стороны корпорации», говорит Нойнхеффер. Всего на заводах Coca-Cola HBC в России работают около 7500 человек, при этом в профсоюзах состоят только 200. Сравните: в профсоюзах состоит каждый третий из 62 000 сотрудников, занятых на производстве Coca-Cola в США и Канаде.

 

Как победить профсоюз

Ответить на этот вопрос мы попросили российского представителя профсоюза IUF Гизелу Нойнхеффер. Она перечислила методы борьбы, которые обычно используются против ее коллег. Мы же заметили недостатки этих методов.

1. Выявить и уволить профсоюзного лидера.

ПРИМЕЧАНИЕ: По российскому трудовому законодательству уволить человека, прошедшего испытательный срок и работающего на постоянной основе, практически невозможно.

 

2. Распустить слухи о коррумпированности лидеров.

ПРИМЕЧАНИЕ: Если под этими слухами нет оснований, то подобная тактика обернется против вас.

3. Создавать организационные препятствия для работы профсоюза — 
например, не выделять помещения для него.

ПРИМЕЧАНИЕ: Всего лишь полумера.

4. Провести разъяснительную работу с желающими вступить в профсоюз.

 

ПРИМЕЧАНИЕ: Одних уговоров будет мало, нужны конкретные действия по изменению условий труда.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости