К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Плохой социализм


В СССР придумали фантом под названием «социалистическое соревнование». Как тогда писали, оно было «прямой противоположностью капиталистической конкуренции». Это, кстати, сущая правда: никакого отношения к конкуренции соцсоревнование не имело и не давало потому никакого положительного результата. Там, где речь шла о чести и принципах или же пускались в ход угрозы, удавалось производить качественный товар, будь то космический аппарат, ядерная бомба или тройной тулуп с акселем. (Но это, заметим, происходило на фоне конкуренции с Западом.) Там, где действовало пресловутое соцсоревнование, получались убогие «товары народного потребления».

Сейчас вроде бы большая часть экономики развивается свободно, и мы можем пользоваться плодами конкуренции: качественной и недорогой сотовой связью, ресторанами, автомобилями и т. п. Однако есть одна сфера бизнеса, где качество улучшается чрезвычайно медленно. Речь о недвижимости. Точнее, о московской недвижимости. Кто не видел, как выглядит квартира «под чистовую отделку» в столичной новостройке: кривые потолки и стены, незакрывающиеся окна и двери, непродуманная планировка и мертвая территория в радиусе 10 метров от дома. Но ведь и этот товар берут!

В прошлом году строителям предложили отвечать за построенные дома деньгами — был введен запрет на долевое инвестирование. Хорошая идея. Но бизнесмены сделали вид, будто против них устроили заговор. Один из видных застройщиков на голубом глазу заявил тогда корреспонденту Forbes: «Если я вам продал квартиру, то вы легко можете выставить штрафные санкции, просто не приняв ее по акту приема-передачи. Скажем, на окне царапина. Или окно коричневое, а должно было быть белым... Это называется «потребительский терроризм».

 

Московский рынок недвижимости вообще поразительно иррационален. На нем есть «двушки» в панельных новостройках по цене таунхауса на Кипре и бесплатная раздача жилплощади очередникам. Здесь вы встретите «элитные» дома, окруженные облупленными брежневскими девятиэтажками и дорогущие квартиры в гигантских, похожих на муравейники «жилых комплексах». Такое впечатление, что столичный рынок недвижимости все еще участвует в социалистическом соревновании, где никто ни за что не отвечает. Реклама строительных компаний сродни насмешливой «Летайте самолетами «Аэрофлота». А чем еще летать?

Можно ли что-то поменять? Можно. Например, ценой непопулярных мер. Отменить бесплатную раздачу квартир малоимущим (им нет дела до качества — «дареному коню в зубы не смотрят») и ввести высокий налог на жилье (особенно если это вторая или третья квартира). Политика социальной ответственности, которую до сих пор исповедовали московские власти, к сожалению, завела рынок в тупик. Конечно, никому не захочется расшатывать московское благополучие перед выборами. А проблемы тем временем будут копиться и дальше (см. также статью на стр. 28).

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+