Медики привыкли лечить заболевания коленей, опираясь не на физиологию, а на металлургию. Скоро это изменится
За свою пятилетнюю карьеру хирург-ортопед Раффи Мирзаян провел 850 операций на коленных суставах и вживил пациентам огромное количество винтов, пружин и металлических пластин. Теперь он применяет новый, более «биологический», подход. В прошлом году он сделал дюжину операций, в ходе которых подсадил в разрушенный коленный хрящ пациента кусочек сульфата кальция — белого вещества, которое часто применяется как загуститель для тофу. Через десять дней после такой операции исчезает хроническая боль; через год губчатый наполнитель рассасывается, а его место занимают здоровые ткани — хрящ и кость. «Все получилось, и я очень доволен», — радуется Мирзаян, который сейчас руководит отделением спортивной медицины в калифорнийском госпитале Kaiser Permanente.
С каждым годом все больше американцев страдают от избыточного веса. Не только из-за ожирения, но и из-за чрезмерного увлечения бодибилдингом. Это не подарок для здоровья, и один из самых страдающих органов — коленные суставы, которые просто не выдерживают нагрузки. В этом году операцию по протезированию коленного сустава придется сделать ни много ни мало 300 000 американцам, утверждает аналитик компании Lazard Capital Markets Александр Эрроу.
Причем замена коленного сустава — чрезвычайно болезненная процедура. Четырехглавую мышцу бедра отрезают от надколенника, удаляют хрящ и некоторые связки, а концы двух главных костей ноги, большой берцовой и бедренной, отпиливают и заменяют протезом из металлоцементной смеси или керамики. Каждому двенадцатому пациенту операцию приходится делать повторно.
Хирурги ищут способ обойтись без протезирования, для этого нужно научиться наращивать хрящ. «Будущее спортивной медицины — в биологии», — уверяет Скотт Родео, один из руководителей отделения спортивной медицины Нью-Йоркского госпиталя специальной хирургии.
Самая распространенная причина операций на коленном суставе — повреждение мениска, хрящевого амортизатора между костями. Сейчас хирурги стараются удалять как можно меньшую часть поврежденного мениска или заменяют его трансплантатом, взятым у трупа, — технически это очень сложная операция. Биотехнологическая компания Osiris Therapeutics из Балтимора начинает испытания новой процедуры, благодаря которой, возможно, удастся восстанавливать мениск с помощью донорских стволовых клеток. Однако, даже если исследования завершатся удачно, на поток такие операции поставят не раньше чем через несколько лет.
Большая часть грядущих инноваций в хирургии коленного сустава связана с заменой суставного хряща — плотного слоя защитной ткани на стыке большой берцовой и бедренной костей. Работа над этим началась 10 лет назад в бостонской компании Genzyme. Здесь разработали процедуру Carticel (cartilage — хрящ, cell — клетка), в ходе которой в поврежденную область пересаживали собственные хрящевые клетки пациента. Хирург забирает из колена пациента 300 000 хондроцитов (это клетки-предшественники зрелого хряща) и посылает их в Genzyme. Через четыре недели Genzyme возвращает хирургу 12 млн культивированных клеток, а тот вводит их под тонкий лоскут мембраны, взятой со здоровой части большой берцовой кости.
Ежегодно проводится около 1400 операций Carticel, каждая из которых стоит $30 000–35 000. Хирургам нравятся результаты. Правда, без ошибок не обходится: если лоскут сместится, введенные клетки могут попросту вытечь.
Развитие идеи Carticel — это как раз то, что делает Мирзаян при помощи наполнителей TruFit, производимых компанией OsteoBiologics, подразделением изготовителя приборов Smith&Nephew. Наполнитель впитывает кровь и костный мозг, и эта смесь побуждает расти кость и хрящ. Процедура одобрена в Европе для восстановления хряща и в США — костной ткани.
В клинике Cleveland в штате Огайо сейчас тестируют новую процедуру, разработанную австрийской компанией Ars Arthro. Хирург берет хрящевые клетки из колена пациента и отсылает в лабораторию, где из них выращивают клеточную культуру в тонкой матрице на основе коллагена, который извлекают из крысиных хвостов.
Через две недели хирург вырезает из матрицы кусочек нужной формы и вставляет его в сустав пациента. Коллаген удержит хрящевые клетки на месте, пока они будут врастать. Энтони Миниаси, хирург-ортопед, возглавляющий отделение спортивной медицины в клинике Cleveland, говорит, что в Европе эта процедура уже дала положительные результаты.
Впрочем, несмотря на все новые научные достижения, врачи не собираются полностью отказываться от протезирования коленного сустава. Новая хирургическая программа с лазерной системой управления теперь помогает правильно расположить имплантат. В апреле Zimmer Inc. выпустила первый имплантат для женщин — они составляют две трети всех пациентов, которым требуется протезирование колена.
Еще одна новая процедура, разработанная компанией Mako Surgical из Флориды, направлена на борьбу с юношеским остеоартритом — одним из видов воспаления сустава. Созданный компанией робот стоимостью $750 000 срезает несколько миллиметров костной ткани на концах большой берцовой и бедренной костей. Поскольку операция затрагивает небольшую область кости, пациенты отправляются домой спустя два дня, а через неделю обретают способность нормально передвигаться, говорит Морис Ферре, исполнительный директор Mako. Процедура Mako проводится с июня 2006 года.
В скором времени замену коленного сустава будут делать только пожилым, наиболее немощным пациентам. «За 10–20 лет количество пересадок колена постепенно уменьшится, а количество биологических заменителей — возрастет», — говорит Майкл Трайс, хирург из госпиталя Johns Hopkins в Балтиморе.