К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

В одной связке


Братья Богдановы делают одежду и оборудование для экстремалов. Поверьте, это не легче, чем карабкаться в гору

В январе 2007 года спелеологическая экспедиция под руководством Дениса Провалова установила мировой рекорд. В одной из длиннейших пещер мира, Крубера-Воронья (Абхазия), она продвинулась на 2170 м вглубь. Спелеологи шли к этой отметке 11 дней. Еще неделя понадобилась, чтобы выбраться со всем тяжеленным оборудованием на поверхность. Радости участников экспедиции не было предела.

Закончили чтение тут

Но не меньше самих экстремалов ликовали, сидя в Москве, братья Сергей и Владимир Богдановы. Принадлежащая им компания Bask — крупнейший в России производитель специализированных пуховых курток, комбинезонов, жилетов, палаток и спальных мешков. Именно Богдановы одевали экспедицию Провалова. Спуск в пещеру прошел нормально? Значит, можно ставить отметку в маркетинговом плане компании.

Продукция Bask рассчитана на специфических людей — альпинистов, байдарочников и прочих любителей экстремального туризма. Работать с этими покупателями выгодно. Цена снаряжения не является для них решающим фактором, главное — технические качества, безопасность и удобство. Но по той же причине завоевать их доверие вдвойне сложно: сообщество сплоченное, любая отрицательная информация об одежде и снаряжении быстро распространяется.

 

Как именно это происходит, Богдановым хорошо известно — они и сами в 1980-х, будучи студентами Московского физико-технического института, спускались по бурным рекам на байдарках и катамаранах. Снаряжение для походов мастерили из подручных материалов, те же катамараны, например, делали из водонепроницаемых тентов для КамАЗов. Постепенно братья стали шить на продажу одежду, палатки и рюкзаки — все с оглядкой на российского туриста. Путешественники у нас привыкли к вместительным рюкзакам, но иностранные компании таких не производили — объем 90 л для них казался пределом. Bask же делал рюкзаки и на 100, и на 120 л. Одежду Богдановы поначалу шили дома, потом стали размещать производство на российских фабриках (материалы импортируются из Европы, США и Японии). Владимир дважды в год наведывался в Непал, где на подступах к Гималаям обходил магазины, торгующие альпинистской экипировкой, — подсматривал технологические решения иностранных конкурентов: американской The North Face, швейцарской Mammut, французской Millet.

Но требовалось еще убедить туристическое сообщество, что сшитая в России экипировка надежна. Сделать это можно было лишь одним способом — использовать «агентов» из самого сообщества. Так Bask и стала снабжать одеждой и оборудованием профессиональных экстремалов вроде Провалова. «Наша сверхзадача, — говорит Сергей Богданов, — чтобы экспедиция могла снарядиться у нас полностью».

За год компания тратит около $200 000, треть рекламного бюджета, на спонсирование (в основном в виде бесплатного снаряжения) двух десятков соревнований и экспедиций — от мотопробега на отечественной технике по семи пустыням мира до одиночного лыжного похода по Заполярью. Экстремалы охотно рекламируют продукцию Bask, если она им нравится. «Мы сотрудничаем с Bask более десяти лет. Совершенно нормальная экипировка», — говорит Оскар Конюхов, сын известного путешественника Федора Конюхова (звонок корреспондента Forbes застал его во время пересечения ледников Гренландии на собачьих упряжках). «Отчеты» об этих экспедициях покупатели могут увидеть в пяти фирменных магазинах Bask — стены здесь украшены фотографиями участников. «Людям важно чувствовать себя похожими на героев», — констатирует Владимир Богданов.

Сотрудничество с известными путешественниками обеспечивает компании не только паблисити, но и обратную связь. Линию яхтенной одежды, например, Bask создала благодаря замечаниям экипажа яхты «Апостол Андрей». По словам путешественника Матвея Шпаро, членам команды не понравились манжеты костюма: когда поднимаешь руку, вода заливается в рукава. В итоге Богдановы подобрали прорезиненную ткань, которая плотно облегала запястье, но не сдавливала его.

Год назад Богдановы поняли, что отзывы о продукции можно получать не только от «звезд», но и от рядовых потребителей. Так появилась «Команда Bask» — сообщество на сайте компании, в которое может вступить каждый, кто заполнит анкету и пришлет отзывы на используемую продукцию (сейчас в «команде» состоят 370 человек).

 

Отзывы не всегда приятные. Вот оставленное недавно замечание участницы дискуссии по имени Юка27: «Подвесная полка [у палатки] нефункциональна (падают все предметы, будь их много или всего лишь один). После второй установки из шва внутренней палатки, у верха треугольника, начал крошиться материал. Если честно, я ожидала… большего». Или чуть раньше: пользователь по имени Враг явно недоволен курткой из мембранной ткани за 1890 рублей. «Постоянно внутри был конденсат… куртка становилась влажной уже через 10–15 минут после начала движения… Согласен с высказыванием о том, что молния неудобная… Да и запах… вызывает ностальгию по армейской плащ-палатке». Владимир Богданов тут же, в форуме, отвечает (его ник Bask-1): «Влагостойкость проверяем, а дышащие свойства нам дает производитель».

Бывают и такие конфузы. Гость форума спрашивает: «Где на тенте Canopy V2 упомянутая в описании специальная подставка для весла?» Отвечает представитель компании: «Ошибка в описании. Приносим извинения. Кармана нет на тентах V2».

[pagebreak]

Не обидно ли выслушивать все это? «Да, мы публикуем отрицательные отзывы, — признает Владимир Богданов. — И это увеличивает доверие к марке». Насколько оно высоко? В год Богдановы продают 300 000–400 000 изделий на $15 млн, за девять лет продажи выросли в 15 раз.

В 2003-м у Bask провалился эксперимент по производству недорогой спортивной одежды для горожан. Куртки стали продаваться на вещевых рынках, и это возмутило дилеров компании. Пуховики под лейблом Bask City с производства сняли — бизнесмены вовремя осознали, что девальвируют бренд. Зато примерно тогда же Богдановы решили открыть производство одежды для сноубордистов под маркой LMA. На рукаве куртки есть специальный карман для скипассов, в капюшоне спрятан лавинный свисток — все как желают любители катания на досках. Успехи? За четыре года продажи курток и комбинезонов LMA выросли в пять раз.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+