К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Не до выборов


Так ли плоха аполитичность большинства россиян?

До парламентских выборов всего четыре месяца. Политической тематике пора бы уже стать пищей для ума широких слоев избирателей — от молодых профессионалов до пожилых «пикейных жилетов». Но политическая активность находится в точке замерзания. Повысить интерес граждан к выборам пока не в состоянии ни популистская риторика большинства партий, ни прозрачные намеки политологов, что от исхода битвы за парламент во многом зависит, кого президент Путин объявит своим преемником.

Принять участие в голосовании 2 декабря сегодня намерены 58% граждан, имеющих право голоса. Однако далеко не все, кто обещает, придут на выборы. По консервативной оценке наших социологов, учитывающих опыт региональных выборов последних двух лет, 2 декабря придут и проголосуют чуть более 45% избирателей. Это больше, чем в среднем на региональных выборах 2005–2007 годов (39%), но существенно меньше, чем на последних (56%) и предпоследних (63%) думских выборах.

Новый руководитель Центризбиркома Владимир Чуров заявил: важным критерием качества работы избирательной системы служит политическая активность граждан. Ряд близких к ЦИК экспертов даже обозначали нижний «приемлемый» уровень явки в 55–65%. Если он не будет достигнут, появится основа для утверждений о слабой поддержке политической системы обществом, для агитации разнообразных «несогласных» за бойкот выборов и т. п.

 

Можно ли поднять явку до 60% и нужно ли? Мировая практика показывает, что высокая явка характерна для переломных, противоречивых моментов в жизни демократических стран. Больше 80% французов, проголосовавших на последних президентских выборах, выбирали между двумя яркими политиками, каждый из которых представил свою программу реформ, призванную положить конец поднадоевшей эпохе Ширака. Столь же острым было противостояние Буша и Керри в США в 2004 году. Когда речь идет о выборе не просто лица или партии, а курса, которым должна двигаться страна, высокая явка понятна и оправданна. Но если курс не просто определен (президентом) и активно реализуется (правительством), но и пользуется поддержкой подавляющего числа граждан? И его сохранение или смена мало зависит от результатов выборов?

Еще вопрос: какой ценой добиться высокой явки? За счет административного «загона» на участки всех имеющих право голоса и оглушающей информационной кампании? Это мы уже проходили. Отмена нижнего порога явки, на мой взгляд, большое благо для нашего общества. Она позволяет отказаться от воспроизводства советской, сугубо ритуальной и иррациональной культуры политического участия, где формальная явка на выборы подменяла реальную гражданственность. А избирателя заставляет относиться к голосованию как к своему священному праву, а не как к тяжелой обязанности.

 

Растущая деполитизация россиян говорит больше об их расширяющихся жизненных возможностях, чем о разочаровании в эффективности государства. Неслучайно толпы избирателей собираются не на «маршах несогласных», а в гипермаркетах. Мы всей страной незаметно переселились в потребительское общество, где сакральный статус политики утерян, а в борьбе за внимание гражданина партийные лидеры соревнуются не столько со своими коллегами, сколько со звездами телесериалов.

Россиян, безразличных к политике (54%), больше, чем тех, кто ею интересуется (44%). А еще полтора года назад эти доли были примерно одинаковы (48% и 50%). Отсутствие интереса к политике сами люди объясняют прежде всего неверием в возможность повлиять на нее (29%), тем, что политикой должны заниматься профессионалы (27%), и отсутствием времени (18%). Причем доля тех, кто считает политику уделом профессионалов, по сравнению с 2005 годом увеличилась вдвое (с 15% до 27%). Зато снизилась доля тех, кто не просто получает информацию о политике с телеэкранов, но и обсуждает политические вопросы в кругу близких, — сегодня их только 41%.

Процесс деполитизации общества начался не сегодня. Он носит долговременный характер и прямо коррелирует с процессом нормализации социальной и экономической жизни людей, с поиском ими места в новой, пореформенной реальности. Чем больше тех, кто находит возможность жить и развиваться самостоятельно, без помощи государства, тем меньше рациональная мотивация к участию в выборах. Конечно, этому сопутствует разочарование в работе властей, неспособных решить все проблемы гражданина за него самого. Но только ли в этом состоит миссия и обязанность государства?

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости