К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Держи вора!


Российский бизнес, по экспертным оценкам, теряет из-за воровства сотрудников около 6% доходов, или 1,6 трлн рублей в год. В отдельных отраслях воровство еще выше. Так, в ресторанном бизнесе потери могут составлять до 30% доходов. Как бороться с корпоративными мошенниками?

Самая распространенная проблема — так называемые откаты. За этим эвфемизмом скрывается не что иное, как коммерческий подкуп, преступление, предусмотренное статьей 204 Уголовного кодекса. За дачу отката можно получить до четырех лет лишения свободы, а за получение — до пяти, но это, похоже, мало кого смущает. В российском бизнесе система откатов так широко распространена, что об этом искусстве издается специальная литература (Ткаченко Д. В., Горбачев М. Н. ОТКАТ. Особая техника клиентской аттракции. Изд-во «Вершина», 2007).

Несмотря на широкое распространение практики откатов, статистики по статье 204 УК практически нет — случаи осуждения единичны, да и попадаются в основном менеджеры низовых звеньев. В большинстве случаев пойманный за руку нечестный сотрудник просто увольняется и тут же находит себе новую работу. Почему воры так легко отделываются? Да потому, что большинство работодателей либо сами поддерживают практику откатов на более высоком уровне, либо попросту предпочитают не выносить сор из избы.

 

Что нужно сделать руководителю или собственнику фирмы, если он все же решился обратиться в правоохранительные органы по поводу воровства сотрудников? В письменном заявлении в произвольной форме нужно описать действия подозреваемого и приложить документы, подтверждающие эти сведения. Например, можно представить документы о покупке товара и прайс-листы, из которых следует, что закупка производилась по завышенным ценам. Если службе безопасности удалось осуществить запись телефонных переговоров, во время которых сотрудник и поставщик договариваются об откате, можно представить и эти доказательства. Однако следует учесть, что запись как доказательство будет законной лишь в случае, если компания заранее уведомит работников о том, что телефонные переговоры на их рабочем месте записываются.

Но, как правило, следователям и оперативникам не удается собрать достаточно доказательств для предъявления обвинения в коммерческом подкупе, и дела разваливаются.

 

Неужели бороться с откатами невозможно? Опыт показывает, что ничего сложного в том, чтобы искоренить эту практику, нет. Решение не в уголовном преследовании, а в качестве менеджмента. Для того чтобы произошло хищение, необходимо сочетание двух факторов: психологической готовности к краже и практической возможности ее осуществления. Иными словами, потенциально склонный к воровству работник должен оказаться в таких условиях, когда риски, связанные с нечестным поведением, в его сознании оказываются меньше, чем полученная выгода.

Оценить честность или потенциальную нечестность помогают специальные психологические тесты, например те, что активно внедряются рядом крупных немецких компаний. Правда, в Германии несколько иное соотношение честных и нечестных работников, да и критерии честности несколько строже наших.

Однако в той или иной степени перенять этот опыт можно.

 

Не менее важно создать для работника ситуацию, когда воровать себе дороже. Во-первых, работник должен получать адекватное легальное вознаграждение, соответствующее результатам его деятельности. Неплохо и другими способами повышать лояльность работников. Тот, кто держится за свое место, сто раз подумает, стоит ли ему идти на риск увольнения из-за отката. Во-вторых, следует принять такие внутренние регламенты, которые делают невозможным индивидуальное воровство. Самый действенный способ избавиться от откатов — ввести тендерный механизм закупок. Решение об условиях тендера, отбор участников и выбор победителя должны осуществляться коллегиально. Вероятность того, что члены тендерной комиссии вступят в сговор, существенно ниже, чем в том случае, если такие же закупки поручить одному человеку.

Для мелких закупок вряд ли имеет смысл инициировать достаточно громоздкую процедуру тендера. Обычно в этом случае хватает системы внутренних регламентов, регулирующих механизм закупок, а также штатной службы внутреннего контроля или внутреннего аудита, отслеживающего соблюдение корпоративных стандартов. В случае если сотрудник компании нарушил регламент, а закупочная цена существенно выше рыночной, тот же регламент позволит привлечь его к ответственности.

Конечно, эти меры не ликвидируют воровство полностью. Даже если компания избавится от воровства стихийного,  все равно останется вероятность, что в ней окажется патологический аферист, человек, для которого кража — своего рода азартная игра. Но потери на откатах и других видах корпоративных краж будут существенно снижены.

Автор — директор аналитического департамента юридической фирмы «Вегас-Лекс СНГ»

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+