Страстный любитель приключений Джулиан Рэдклифф зарабатывает на жизнь, разыскивая украденные произведения искусства. Иногда он еще и ловит воров
Англичанин Джулиан Рэдклифф получает удовольствие от охоты за сокровищами. Он ищет по всему миру украденные произведения искусства. Главное его достижение — возврат картины Сезанна «Кувшин и фрукты» стоимостью $30 млн. Нашел ее Рэдклифф спустя 21 год после того, как она и еще шесть полотен были похищены из частого дома в Массачусетсе. «Мы можем работать на международном уровне, в отличие от полиции. Ведь полицейские не могут просто сесть в самолет и отправиться во Францию. И поимка похитителей картин зачастую стоит не слишком высоко в списке их приоритетов», — говорит он.
Компания Art Loss Register, основателем и главой которой Рэдклифф является, составила крупнейшую в мире базу данных по украденным произведениям искусства: около 180 000 картин, скульптур, ювелирных украшений и прочих предметов антиквариата (стоимостью от $3000 до $100 млн). Шедевр Сезанна, например, нашли так. Рэдклиффу позвонили из страховой компании, которой показалась подозрительной просьба некоего «британского архитектора» застраховать некоторые картины, в том числе Сезанна, для группы русских. Проверка по базе Register показала, что указанные полотна числятся как украденные, и Рэдклифф связался с бывшим владельцем картин Майклом Бэквином. Работая в контакте с ФБР, Рэдклифф выступил посредником при переговорах Бэквина и швейцарского адвоката Бернара Вишера, представлявшего интересы нынешнего владельца картин, который скрывался за зарегистрированной в Панаме фирмой-однодневкой. В итоге Бэквин, картины которого не были застрахованы, получил своего Сезанна, отказавшись от притязаний на шесть других полотен стоимостью $1 млн. (Сезанна он впоследствии продал.)
За поиск и возврат похищенного Art Loss Register взимает 20% стоимости произведений искусства. Эти выплаты — половина доходов компании. В прошлом году, например, прибыль составила $300 000 (выручка около $2 млн). Из них $44 000 фирма получила за возврат двух украденных картин шотландских художников XIX века Джорджа Лесли Хантера и Фрэнсиса Кэмпбелла Каделла стоимостью $500 000. Полотна, украденные из частного дома в Шотландии шесть лет назад, Art Loss Register обнаружила среди лотов аукциона шотландского искусства, проводимого Sotheby’s в 2006 году. Похитителей не поймали.
Сорок аукционных домов ежегодно выплачивают Рэдклиффу фиксированную сумму за проверку проходящих через них предметов искусства по базе Register. За информацией также обращаются страховые компании, желающие проверить происхождение произведений искусства, перед тем как страховать их, и частные лица, в основном потенциальные покупатели. Будьте осторожны, покупая скульптуры Генри Мура — 42 из них значатся в базе! Картины Матисса тоже вызывают опасения: 26 украдены. Register берет $40 за один запрос к базе или $500 за 30 запросов в течение года.
Иногда запросов бывает много, иногда мало (2006 год, например, компания Art Loss Register закончила с убытками). Недавно Рэдклифф нашел новый источник стабильного дохода: владельцы крупных коллекций и галерей могли бы платить Art Loss Register за документальное описание всей коллекции. Описание будет храниться в базе данных, так что если что-то пропадет, украденное можно будет обнаружить, как только его выставят на продажу. Услуга стоит $20 за один предмет (для больших коллекций цену регистрации в базе данных обещают устанавливать в индивидуальном порядке).
Впрочем, предприниматель, который любит представлять себя сыщиком, частенько берется за дело, даже зная, что Register ничего с этого не получит. В поисках украденных сокровищ он вместе со своими 30 сотрудниками просматривает сайты аукционов. В прошлом году они выслали предупреждения eBay и Скотленд-Ярду, после того как обнаружили в списке лотов этого популярного интернет-аукциона пару украденных французских пушек XVI века. Продавец, таксист из Лондона, был допрошен полицейскими, но обвинения ему не предъявили. Никакой практической пользы Рэдклифф от этого дела не получил, хотя он крайне заинтересован в том, чтобы eBay и другие аналогичные проекты обращались к его базе данных.
Его увлекает сам процесс поиска. В 2001 году компанию попросили установить принадлежность картины Пикассо «Женщина в белом» стоимостью $10 млн. В течение 30 лет картина находилась в руках одной семьи из Чикаго, но потом ее решили продать, и потенциальный покупатель захотел проверить ее происхождение в базе данных Register. Обнаружилось, что картина была украдена из парижской квартиры дилера Джастина Таннхаузера во время Второй мировой войны. Register удалось выяснить, что Таннхаузер хранил картину по просьбе своей знакомой, Карлоты Лэндсберг. Сотрудник Register нашел в США ее внука Томаса Беннигсона, студента-юриста. Беннигсон подал иск против чикагских владельцев, которым пришлось выплатить ему $6,5 млн по мировому соглашению, — картина осталась у них. Адвокат из Лос-Анджелеса Рэндол Шёнберг, представлявший в деле интересы Беннигсона, называет 59-летнего Рэдклиффа «Джеймсом Бондом арт-рынка».
По крайней мере, он тоже из Британии. Получив образование в Оксфорде в области политики и экономики, Рэдклифф устроился на работу андеррайтером в Lloyd’s. В 1974 году он создал компанию Control Risks Ltd, которая страховала сотрудников компаний-клиентов, работающих в опасных регионах мира. По словам Рэдклиффа, он неоднократно участвовал в переговорах об освобождении похищенных за рубежом людей.
Однажды к нему обратились из Sotheby’s с вопросом, что Control Risks может предложить на случай кражи предметов искусства. Подумав, Рэдклифф в 1991 году основал Art Loss Register, получив от Sotheby’s, Christie’s и еще четырех аукционных домов и нескольких венчурных инвесторов $1,6 млн. Сегодня эти инвесторы владеют 23% акций компании. Рэдклиффу принадлежит 68%.
Чтобы обнаружить похищенные ценности, требуется большое терпение. Обычно после кражи предмет поступает на черный рынок. Изредка такие вещи всплывают на аукционах или в сделках по страхованию. Рэдклифф утверждает, что до 3% продающихся по законным каналам предметов искусства на самом деле являются украденными. Но к владельцам возвращается не более 15%.
Еще одна страсть Рэдклиффа — передавать преступников в руки правосудия. Так может закончиться и история с Сезанном. Дело в том, что когда Рэдклифф в 1999 году заключал соглашение между Бэквином и адвокатом Бернаром Вишером, он обязал последнего раскрыть имя бенефициара панамской компании. Вишер написал имя своего клиента на листке бумаги, положил его в конверт и запечатал — согласно договоренности конверт мог быть вскрыт только в том случае, если картины, не вернувшиеся к Бэквину, поступят в продажу.
И вот в 2004 году некоторые из полотен всплыли на аукционе Sotheby’s в Лондоне. Бэквин подал иск и приостановил аукцион. Юристы вскрыли конверт и обнаружили в нем имя Роберта М. Мардиросяна, 73-летнего адвоката на пенсии из Массачусетса, получившего картины много лет назад, после того как его клиент, вор, был убит в перестрелке. В марте федеральный суд присяжных предъявил Мардиросяну обвинения в хранении и транспортировке краденого. Слушания назначены на весну этого года. Мардиросян намерен оспорить обвинения.