Надоели уличные пробки? Обложите данью автомобилистов.
Всего несколько лет на-зад ситуация с уличными заторами в деловой части Лондона была настолько ужасающей, что на свет появилась ядовитая острота: если в 1890 году, в эпоху конных экипажей, средняя скорость движения в британской столице составляла всего 8 миль в час, то сейчас, в эру автомобилей, она составляет все те же 8 миль в час.
В 2003 году мэр Лондона Кен Ливингстон ввел плату за въезд на протяжении рабочего дня в зону площадью 41 кв. км в центре города. При этом обошлись без установки специальных турникетов — вместо них вдоль границы платной зоны разместили цифровые камеры, которые фиксировали номерные знаки въезжающих в центр автомобилей. Через несколько дней владельцы автомобилей получали счет на сумму от $8 до $13.
Результаты оказались просто невероятными. Заторов стало меньше на 21%, уровень загрязнения окружающей среды уменьшился на 15%. Скорость транспортного потока в рабочие часы увеличилась на 25%, число пассажиров, пользующихся автобусами, возросло на 6%. А в ходе опроса 300 лондонских компаний 71% респондентов заявили, что введение платного проезда не причинило никакого ущерба их бизнесу.
За 2007–2008 финансовый год программа принесла $224 млн чистого дохода. В 2007 году платную зону в Лондоне расширили вдвое, а срок взимания платежей сократили до одного часа. Схожие программы уже действуют в Сингапуре и Стокгольме, их примеру собираются последовать и несколько американских городов. Шоссе 836 в Майами, Уэстпарк-Толлвэй в Хьюстоне, трасса E-470 в Денвере, шоссе Президента Джорджа Буша в Далласе — все эти автострады перешли или собираются переходить на безналичную оплату проезда.
Мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг еще два года назад предлагал для борьбы с заторами ввести на Манхэттене плату за въезд в зону, расположенную к югу от 86-й улицы: $8 для легковых автомобилей и $21 для грузового транспорта в будние дни с 06:00 до 18:00. Городской совет Нью-Йорка и Министерство транспорта США разработали соответствующий план, согласно которому на запуск программы требовалось $73 млн, эксплуатационные расходы оценивались в $62 млн в год, а чистый ежегодный доход — в $491 млн. Прогнозировалось, что количество автомобилей, въезжающих в платную зону и совершающих поездки в ее пределах, уменьшится до 100 000 в день, а средняя скорость транспортного потока увеличится на 7%. При этом выбросы окиси углерода сократятся на 9%, а выбросы окислов азота — на 7%.
Однако законодательные власти штата план не утвердили, и улицы Манхэттена по-прежнему задыхаются от пробок. Но саму концепцию пока не похоронили. Конечно, есть одно очень серьезное возражение против введения платы за проезд — никто из водителей не хочет раскошеливаться. Однако аргументов «за» наберется больше, а именно четыре.
Во-первых, сборы за проезд увеличивают доходы городской казны, и эти дополнительные доходы можно направить на улучшение транспортной системы. В нынешних условиях возможностей у городов не так уж много. Дороги и вагоны метро изнашиваются, а самый очевидный источник финансирования ремонтных работ на транспорте — топливный сбор — снижается по мере того, как все больше водителей пересаживается на гибридные и высокоэкономичные автомобили.
Во-вторых, безналичная форма взимания платежей позволяет городским властям вести гибкую ценовую политику, меняя тарифы в зависимости от интенсивности дорожного движения, а также регулировать маршруты поездок. В часы пик плату за проезд можно увеличивать, прореживая тем самым поток автомобилей, а когда интенсивность движения уменьшается, плату можно снизить, поощряя людей к поездкам на авто.
В-третьих, с введением платных зон увеличится число людей, пользующихся общественным транспортом. Это даст возможность разделить расходы на содержание городских автобусов и метрополитена на большее число пассажиров, что, в свою очередь, замедлит рост стоимости проезда в общественном транспорте.
Наконец, в-четвертых, воздух в городах станет чище. Чем меньше пробок на улицах, тем реже автомобильные двигатели работают на холостом ходу — и тем меньше выхлопных газов. Это настоящее спасение для американских городов, которым с каждым годом становится все труднее соответствовать федеральным нормам качества воздуха.
Поскольку муниципальные власти в поисках источников финансирования транспорта все чаще будут обнаруживать, что городские карманы пусты, их отношение к альтернативному решению проблемы уличных пробок, приносящему к тому же доход, станет более терпимым. Возможно, эта идея даже покажется им привлекательной.
Автор — директор службы тарифных сборов инженерной фирмы HNTB Corp.