Архитекторы предлагают возвести на развалинах промышленного Вышнего Волочка город — выставочный центр
Как вдохнуть жизнь в провинциальный городок, где умерли промышленные предприятия? Группа российских архитекторов попробовала ответить на этот вопрос на примере Вышнего Волочка — города в Тверской области на пути из Москвы в Санкт-Петербург.
В XIX веке Вышний Волочек был крупным центром производства текстиля. Еще в 1930-е годы он занимал лидирующие позиции в СССР по объему производства тканей, но затем стал сдавать, а с началом перестройки и вовсе захирел. В 1990-м году крупнейшее предприятие города Вышневолоцкий хлопчатобумажный комбинат (ХБК) выпустил 123 000 кв. м тканей, в 2008 году — только 34 000 кв. м. Показатели еще одной крупной трикотажной фабрики, «Парижская коммуна», упали более чем в 100 раз. В конце 1980-х на Вышневолоцком ХБК работало более 4000 человек, сейчас — 1500. Население города снизилось с 74 000 до 52 000 человек.
Для разработки проекта «смены специализации» города самый известный за рубежом российский архитектор Сергей Чобан (его архитектурное бюро находится в Берлине) собрал команду из двух московских и двух петербургских архитекторов, осмотрел город и выбрал пять сфер приложения усилий: исторический центр и четыре фабрики (всего в Волочке около десятка промышленных предприятий). Чобан поделил между членами команды участки, оставив себе один и общее руководство.
Глава питерской «Студии 44» Никита Явейн предложил прокопать прямо по территории текстильной фабрики «Таболка» канал длиной 1,2 км и шириной 160 м, который соединил бы городскую водную систему (реку и два больших канала) с Вышневолоцким водохранилищем (рис. 1, 5). Некоторые фабричные корпуса окажутся при этом затопленными, в сохранившихся откроются гостиница, яхт-клуб с эллингами, кафе и рестораны, добираться до которых туристам придется по воде. Сюда же благодаря системе шлюзов смогут заплывать и местные жители на прогулочных катерах или рыболовецких лодках.
Московскому архитектору Владимиру Плоткину (ТПО «Резерв») досталась территория «Вышневолоцкого хлопчатобумажного комбината» (бывшая фабрика промышленников Рябушинских) (рис. 3). Архитектор предлагает возвести здесь «техно-развлекательный парк «Познание мира». Музей технических достижений расположится в полой трубе сечением 20 м на 30 м и длиной около 200 м, производство частично сохранится и будет вписано в экскурсионную программу, в части корпусов будут лофты и гостиницы, а свободную территорию Плоткин предлагает превратить в огороды.
Сам Сергей Чобан предлагает создать на доставшейся ему для работы фабрике «Аэлита» также текстильное производство, которое работало бы по заказам ведущих российских модельеров, а на противоположной стороне реки построить квартал магазинов одежды, кафе, бутиков, по которому прогуливались бы туристы, совмещая отдых с шопингом (рис. 2). Идея Евгения Герасимова по реновации фабрики «Парижская коммуна» — снести советские здания и бараки, выделить полтора гектара под пешеходную площадь, а в корпусах исторических разместить гостиницы и школу искусств (рис. 6). Что касается центра города, то привыкший проектировать кварталами архитектор Сергей Скуратов предлагает разместить на двух пустынных островах в центре города фольклорный театр на 800 мест, школу ремесел, кафе, рестораны на 760 мест, а также жилье на воде (рис. 4).
Откуда возьмутся туристы? Расчет на удачное географическое расположение бывшей текстильной столицы России. Федеральная автотрасса Москва — Петербург проходит прямо по центральным улицам Вышнего Волочка. Кроме того, и от Москвы, и от Петербурга сюда два часа езды на скоростном поезде «Сапсан». Мэр Вышнего Волочка Олег Меньшиков не раз упоминал, что разработка концепции (ее показали на XII Международной архитектурной биеннале в Венеции) обошлась федеральному бюджету в 10 млн рублей, а «за проектом стоят серьезные инвесторы». В России, по разным оценкам, 300–500 малых городов с теми же проблемами, что и у Вышнего Волочка, но большинство из них не могут похвастаться столь же удачным положением, как город, ставший объектом внимания команды Чобана.