К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Инерционный капитализм


Это похоже на дежавю. Шесть лет назад в колонке редактора я писал, что наша экономика напоминает автомобиль, водитель которого одновременно давит на педаль газа и на тормоз. Иностранные инвесторы вкладывали миллиарды долларов в быстрорастущий потребительский сектор, правительство заявляло о «скором вступлении в ВТО», а российские бизнесмены тем временем опасались начинать масштабные проекты из-за незащищенности прав собственности и произвола чиновников и силовиков. Автомобиль, получающий противоречивые сигналы, однако, плавно двигался вперед, как если бы стоял на дороге с уклоном: рост экономики подогревался высокими ценами на энергоносители.

Сегодняшние цены на нефть на 70% выше тех, которые были в 2005-м, и автомобиль российской экономики продолжает катиться, хотя педаль тормоза все сильнее вдавливается в пол, а из-под капота уже текут масло и бензин. Аналогия прямая: никогда прежде из России не утекало так много капитала, как за последние три года, когда чистый отток составил совокупно $230 млрд. До кризиса 2008 года высокие цены на нефть хотя бы притягивали деньги в страну, сейчас и благоприятная конъюнктура не помогает (см. график).

Катящийся вниз автомобиль, конечно, лучше, чем автомобиль, стоящий на месте. За минувшие шесть лет были созданы 2 млн рабочих мест (чистый прирост), сколочены гигантские и просто хорошие состояния, появились новые компании с капитализацией в миллиарды долларов. Грех жаловаться? Рассуждать так весьма цинично. Это значит закрывать глаза на упущенные возможности, то есть по доброй воле отказываться от амбиций. Это значит одобрять воровство и произвол чиновников, закрепляя чудовищные моральные стандарты у элиты. Это значит плодить бизнесменов-временщиков, желающих «отжать» по максимуму, пока есть возможность, а потом уехать. Таковы побочные эффекты движения по инерции.

 

Я не большой мастер прогнозов, но инерционный капитализм, в котором мы живем, помимо всего прочего, увы, трансформирует общество не в лучшую сторону. Ожидания большие, а возможностей и конструктивных решений все меньше. И это противоречие посильнее механической несовместимости тормоза и газа, которое хотя мешает экономике, но не в силах ее остановить.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+