Нельзя запретить рекламу вина, если оно признано культурным наследием
Хосе Луис Боннет Ферер (Josep Lluis Bonet Ferrer, если на каталонский манер), глава крупнейшей в Европе группы производителей вина Freixenet и прямой потомок основателей семейного дома, любит рассказывать эту историю. Его прадедушка был веселого нрава, поэтому однажды, в начале 1920-х, он заказал у знакомого художника рекламу своего игристого вина в виде балерины, танцующей на бутылке. Плакат получился привлекательным и по тем временам откровенным. Последнее не понравилось прабабушке Хосе Луиса — та слыла женщиной религиозно настроенной и вообще строгого нрава.
«Что это вы тут разошлись?» — сказала она мужу, и тот не без досады решил переделать рекламу. По его просьбе художник изобразил на ней мальчика в спортивном костюме, у которого открытым осталось только лицо, а бутылку он держал под мышкой. Так получилось, что мальчик с бутылкой — El Nino de Freixenet — стал одним из символов испанской рекламы.
Когда я впервые увидел этого мальчика во время поездки на Freixenet, в России разворачивалась очередная кампания за ограничение рекламы алкогольной продукции, и я спросил, не было ли у Freixenet проблем из-за того, что вино в ее рекламном имидже ассоциируется с несовершеннолетним. Мне тогда ответили, что дискуссии были, но против исторического плаката всерьез никто не возражал. История в Испании не то чтобы неприкосновенна, но ее здесь уважают.
На старой мадридской площади Puerto del Sol сегодня, как и почти сто лет назад, стоит световая реклама хереса Tio Pepe, и открытки с ее видом выпускаются миллионными тиражами. Ее попытались было убрать, но потом из-за народного возмущения пришлось все возвращать на прежнее место.
А вдоль автомобильных дорог Андалусии стоят огромные черные профили быка с анатомическими подробностями — и все бывавшие в Андалусии люди понимают, что бык — реклама хересной марки Osborne, ставшая настолько же привычной приметой пейзажа южной Испании, как статуя Ильича на центральных площадях в российских городах районной важности. Не знаю, считают ли испанские власти свои автострады местами массового скопления людей, но детям на быков смотреть не возбраняется.
В Испании трудно запретить рекламу вина — слишком много точек на карте придется стереть. Имена городов здесь означают наименования вин, а названия улиц и площадей часто совпадают с торговыми марками. Кстати, дети, с которых мы начали, именами своих городов и улиц гордятся.
Президент группы Freixenet говорит, что реклама вина должна быть отчасти образовательной и отчасти она должна быть направлена на молодежь. Поэтому, например, в новогодних рекламных роликах этого бренда снимаются популярные артисты (последней была Шакира), которые с бокалом кавы Freixenet в руках говорят по телевизору умные и добрые слова.
Вино, по твердому убеждению Хосе Луиса Боннета, — это важная часть средиземноморской диеты, которая недавно была объявлена мировым культурным наследием. И даже если вы не разделяете взгляд ЮНЕСКО на общечеловеческие ценности, вы не можете игнорировать фактов, установленных медициной. А факты таковы, что в умеренном количестве качественные вина полезны.
В тот раз, когда мы впервые увидели мальчика с бутылкой под мышкой, на Freixenet привезли экскурсию младших школьников. Дети гуляли по подземным галереям и слушали экскурсовода, который рассказывал об истории игристых вин. Не думаю, что это было им менее интересно, чем моей восьмилетней дочери недавняя экскурсия на Коломенский хлебозавод. Только вот за экскурсию на хлебозавод я отдал тысячу рублей, а Freixenet приглашает к себе школьников не за деньги.