К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Богатырская жила

фото Артема Голощапова для Forbes
фото Артема Голощапова для Forbes
Мультстудия «Мельница» по прокатным сборам соперничает с маститыми кинокомпаниями. Как ее владельцам удается извлекать доход из цветных картинок?

«Мы участвуем в «но-вогодней резне бензопилой». Идет невероятная битва за сеансы», — флегматичный Сергей Сельянов, совладелец анимационной студии «Мельница», вдруг оживляется, и в его глазах появляется азарт. Он один из самых известных кинопродюсеров России. Десятидневные новогодние каникулы едва ли не самая урожайная пора в кинопрокате. Сельянов выпускает очередной сиквел «Трех богатырей» и настороженно следит за конкурирующими по аудитории проектами — «Хоббитом» и другими. Вдруг не получится даже наполовину повторить успех предыдущего хита? В 2012 году «мельничный» мультфильм «Иван Царевич и Серый Волк» стал лидером проката среди российских фильмов, собрав в России и странах СНГ, по данным Forbes, $29 млн при бюджете $7,5 млн. Прибыль студии при этом составила $4,5 млн.

Название для компании выбрали наугад (студия находится на Мельничной улице в Санкт-Петербурге), но оно оказалось пророческим. «Мельница» успешна не только на широком экране. Ее сериал «Лунтик» — в числе самых популярных среди дошкольников (на YouTube число просмотров «Лунтика» превысило 1 млрд). Компания со штатом сотрудников около 250 человек производит в год восемь часов анимационной продукции, в полтора раза больше, чем в 1970–1980-е годы делал «Союзмультфильм». Почему именно она стала самой успешной среди новых анимационных студий?

Письмо счастья

«Мельница» заработала в 1999 году, когда по заказу НТВ Сельянов и его партнер, гендиректор студии Александр Боярский создали четырехсерийный телевизионный мультфильм «Приключения в Изумрудном городе». ООО «Студия анимационного кино «Мельница» они учредили на паритетных началах: 50% досталось Боярскому, 50% — кинокомпании СТВ, принадлежащей Сельянову. Спустя три года по собственному желанию взялись делать мультфильм «Карлик Нос» по сказке Вильгельма Гауфа. «Карлик Нос», созданный в диснеевской стилистике, вышел на экраны зимой 2003 года и собрал в прокате $700 000. Для кинорынка это стало маленькой сенсацией. С начала 1990-х в России было снято около десяти полнометражных мультфильмов. Из них только два — «Незнайка на Луне» («Центр национального фильма», 1997) и «Новые бременские» («Кино-Мост», 2000) — появились в прокате. Остальные вышли на DVD или «легли на полку».

 

То, что произошло дальше, в изложении Боярского выглядит удачей, которой продюсеры умело воспользовались. Они открыли фольклорную, или, как сами говорят, богатырскую жилу. По словам гендиректора «Мельницы», однажды по электронной почте ему пришло письмо от студента-юриста из Днепропетровска Максима Свешникова. Молодой человек прислал отрывок сценария, где на современный лад описывал приключения былинного богатыря Алеши Поповича и его коня Юлия. Боярский пришел в восторг, показал Сельянову, тот одобрил, и работа закипела. Сам Сергей Сельянов подводит под эту историю серьезную базу: «Мы сознательно перешли на российский фольклор. Это понятно и близко нашим зрителям, значит, надо делать».

«Алеша Попович» появился на кинорынке в подходящий момент. Как раз в 2003 году, после десятилетнего забытья, новое российское кино начало собирать кассу. Мультфильм создали максимально быстро — всего за год. Он вышел в прокат в январе 2004 года и при бюджете $2,4 млн собрал почти $2 млн. Для сравнения: «Ночной дозор», вышедший в том же году, заработал $16 млн. Создав спустя шесть лет «Трех богатырей и Шамаханскую царицу», «Мельница» превзошла успех творения Тимура Бекмамбетова — почти $20 млн сборов. Бюджет картины при этом составил $6,5 млн.

 

За продвижение всех полнометражных работ «Мельницы» отвечает принадлежащая СТВ прокатная компания «Наше кино». Управление финансами у СТВ и студии с самого начала былo общим. В структуре инвестиций всех проектов Сельянова в среднем 30% составляет государственная поддержка (СТВ в 2012 году входила в число десяти компаний, получающих финансирование из Фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии, а сам Сельянов был членом экспертного совета фонда). Симбиоз позволил студии встать на ноги и в дальнейшем перенаправлять финансовые потоки в ту или иную сторону в зависимости от успешности проектов.

Мультидоходность

При всей креативности «Мельницы» базовая составляющая ее успеха — это промышленный подход. Как настоящая фабрика, выпускающая потребительские товары, студия нацелена на минимизацию издержек и максимизацию прибыли.

Все 14 лет существования «Мельница» арендует помещения в одном из зданий «Леннаучфильма». Интерьеры как в старом российском НИИ — длинные полутемные коридоры, небольшие кабинеты, где за плотно стоящими столами трудятся аниматоры. Капитально Боярский и Сельянов вложились только в студию звукозаписи и зал Dolby для перезаписи фильмов. Сейчас они строят для «Мельницы» новое здание. Переезд планируется примерно через год, но пока на месте будущей студии на проспекте Большевиков зияет котлован.

 

По числу постоянных сотрудников «Мельница» — крупнейшая анимационная студия в России. Все рядовые сотрудники студии работают на сдельной основе. Например, у аниматоров есть норма выработки — одна мультсекунда в день. Разумеется, творческим коллективом управлять непросто — у каждого свои фантазии. Рассказывая об организации производства на «Мельнице», жизнерадостный и улыбчивый Александр Боярский начинает вздыхать: «Вот вам простой пример: отдел заливки взялся делать один из последних эпизодов, а у отдела фонов готов эпизод из середины, и отдел сборки не может ничего собрать. Приходится всем напоминать: ребята, надо поступиться настроениями и работать поэтапно».

Все полнометражные мультфильмы студия до недавнего времени производила в технологии 2D. Отдел 3D был создан на «Мельнице» в позапрошлом году, и первая картина в новом формате «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» выйдет в прокат в конце 2015-го.

По данным Вадима Сотскова, гендиректора компании «КиноАтис» («Белка и Стрелка»), рисованная 2D-анимация по себестоимости в среднем на 25% дешевле, чем 3D. Сельянову и Боярскому удается сократить затраты еще и за счет того, что в студии одновременно работают над несколькими проектами и персонал можно перераспределять.

«Они молодцы. Управление процессом и продюсирование построены очень грамотно», — считает Александр Герасимов, гендиректор «Мастер-фильма» («День рождения Алисы», мультсериал «Зоопарк»). Качество анимации «Мельницы», среднее, на взгляд профессионалов, он считает скорее достоинством, чем недостатком: мультипликация — это не только творчество, но и бизнес. Совладелец компании «Рики» («Смешарики») Анатолий Прохоров также отмечает, что Сельянов и Боярский работают технологически простыми средствами. «У «Мельницы» небезупречные сценарии, режиссура и неровный по качеству мультипликат, — замечает он. — Но наш зритель за возможность посмеяться прощает многое. Если говорить за Сельянова, то получится так: «Ребята, мои фильмы не являются произведениями искусства, зато нравятся публике и дают большой бокс-офис». И это правильно!» С ним соглашается Герасимов: «Мельница» не выходит за рамки попсовых идей, но это как раз одно из слагаемых ее успеха.

Будь проще

Сергей Сельянов уверяет, что рынок сегодня и не требует высокохудожественной анимации. Сказочных персонажей не нужно делать каноническими — этого попросту никто не оценит. «Нужны привлекательные герои, говорящие на современном языке, — разъясняет он. — Не надо стилизовать под «гой еси». Сейчас таких богатырей, добавляет Александр Боярский, дети себе и не представляют.

Со своей «полнометражкой» «Мельница» в середине 2000-х развернулась фактически на пустой поляне и воспользовалась возможностью создать у зрителя стереотип новой российской анимации. При этом по большому счету ее подход не назовешь оригинальным. Точно так же и Disney в 1980-х и в 1990-х создавал хиты, пересказывая и расширяя классические сказочные сюжеты на современный лад («Аладдин», «Русалочка» и др.).

 

Сельянов любит повторять, что они «приучили людей в Новый год ходить на богатырей». Но, по правде говоря, перспективность темы изначально не была очевидна. Вышедший в 2006 году «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» при бюджете $3 млн собрал чуть большую сумму в прокате, что не обеспечивает окупаемости. Владельцы «Мельницы» не отступились и создали «Илью Муромца» — бюджет $3,5 млн, касса $10 млн. Сельяновское чутье уже стало легендой в мире российского кино и анимации. Один из продюсеров вспоминает, как в середине 2000-х на одном из фестивалей поинтересовался у Сергея: «Кто у вас решает, что запускать и как? Нужно же серьезно подходить, проводить фокус-группы...» Ответ был прост: «Я решаю».

Справедливости ради нужно сказать, что сокращение издержек не абсолютная ценность для создателей «Мельницы». Во время работы над «Иваном Царевичем», когда уже было готово 40 минут мультипликационного материала и потрачен $1 млн, продюсеры решили, что сценарий плох, персонажи слабы и все нужно начинать заново. Зато все расходы с лихвой окупились при прокате.

Признавая, что Сельянов и Боярский правильно выбрали тему («стоит отойти от фольклора, и упрешься в продукцию Голливуда»), конкуренты нервничают. «Сейчас русская мультипликация — это богатыри, а все остальное не котируется, — говорит Александр Герасимов из «Мастер-фильма». — Это бьет по всем нам, очень трудно выпускать новые, зачастую более глубокие и качественные фильмы — зритель хочет только ржать над богатырями».

Показательные выступления

Как ни парадоксально это звучит, отношения с прокатчиками у «Мельницы» небесконфликны. До недавнего времени кинотеатры воспринимали мульт-фильмы исключительно как продукт для утренних и дневных сеансов. А это означает более низкие цены на билеты и меньшую посещаемость по сравнению с вечерними сеансами. Только после триумфального успеха «Трех богатырей и Шамаханской царицы» прокатчики признали, что полнометражные мультфильмы — не столько детское, сколько семейное зрелище, и стали выделять под них больше сеансов. Но все равно проблему удалось решить лишь частично. Если параллельно в кинотеатре идет «ударный» фильм категории «16+», то о мультфильме в вечерние часы не может быть и речи.

 

Кинохиты для «Мельницы» — зачастую более опасные конкуренты, чем анимационные картины. В нынешние новогодние праздники новое творение «Мельницы» «Три богатыря на дальних берегах» выходит параллельно с давно ожидаемой первой частью «Хоббита» — «Нежданное путешествие» от Metro Goldwyn Mayer и кинофильмом «Жизнь Пи» от 20th Century Fox. «Наш мультик почти вдвое короче обоих фильмов, и в сетку его вписывать легче, — рассуждает Сельянов. — Но кинотеатры не хотят один из сеансов «Хоббита» заменить на два наших и заработать больше раза в полтора. А это означает, что времени в течение дня для нашего фильма остается меньше, чем хотелось бы».

Иногда продюсеры «Мельницы» не дают тому или иному кинотеатру прокатную копию нового фильма, потому что прокатчик еще не расплатился за предыдущий. По словам Сельянова, в срок удается получить лишь треть причитающейся части сборов, остальные две трети — с большой задержкой. Например, некоторые кинотеатры и сети еще не рассчитались полностью за вышедшую в 2010 году «Шамаханскую царицу».

Тем не менее решать прокатные проблемы у продюсеров «Мельницы» получается лучше, чем у других российских аниматоров. Среди полутора десятков вышедших с 2004 года других полнометражных анимационных фильмов заметный успех имели лишь две карти-ны — «Смешарики. Начало» (2011, бюджет $10 млн, сборы $9 млн) и «Белка и Стрелка. Звездные собаки» (2010, бюджет $4,5 млн, сборы $6,5 млн).

Телевизор — наше все

Мультсериальных проектов у «Мельницы» всего два — знаменитый «Лунтик» и новый, выходящий с 2011 года сериал «Барбоскины». Всего на студии создали почти 400 серий «Лунтика» и 130 серий «Барбоскиных», заработав в общей сложности $30 млн. При этом 80% дохода с первого из них принес мерчандайзинг — продажа лицензий на производство разнообразных товаров и проведение детских шоу. Остальное — выпуск DVD, продажа рекламы в мультиках, размещенных в интернете, и телепоказы.

 

Аниматоры, как ни странно, больше заинтересованы в партнерстве с телевидением, чем сами телеканалы. По закону в детских передачах нельзя размещать рекламу, поэтому каналы не готовы платить большие деньги за анимационный контент — примерно $500 000 за право премьерного и одного повторного показа сериала. Но для большинства мультипликаторов телевидение — главная промоплощадка. Поэтому за возможность попасть в «Спокойной ночи, малыши!»

на телеканале «Россия» идет, по словам аниматоров, настоящая битва (если судить по данным TNS, доля телеаудитории у этой передачи в течение учебного года в среднем в 5 раз выше, чем доля самой популярной программы канала Disney).

«Пока договор с ВГТРК не покажешь, никто о мерчандайзинге персонажей твоего мультфильма в принципе говорить не будет», — уверяет Вадим Сотсков из «КиноАтис». «Спокойной ночи» — единственная программа, ради которой можно делать сериал», — вторит коллеге заместитель гендиректора компании United Media Projects Сергей Карпов. «Лунтика» теперь теснят конкуренты, в частности «Маша и Медведь» (всего на показ в «Спокойной ночи» претендуют семь только российских анимационных студий).

«Бренд формируется благодаря длительному присутствию мультфильму в медиа. Для этого нужно его поддерживать не только сиквелами, но и сериалами», — считает Дмитрий Ловейко, управляющий директор студии «Анимаккорд», — создателя мультсериала «Маша и Медведь». За пять лет «Анимаккорд» выпустила 29 серий мульт-фильма, лицензировала порядка 70 товарных групп и окупила стартовые инвестиции в размере $10 млн. Только за 2012 год проект заработал более 200 млн рублей, из них 80% — на продаже лицензий на товары и 20% — на ТВ и DVD. Александр Боярский с пристальным интересом следит за успехом этого сериала. «Захотелось притормозить и сделать что-то вдумчиво трогательное и веселое. Мы сейчас в очень активных сценарных поисках, а пока, как обычные зрители, ждем новых серий «Маши и Медведя», — признается продюсер.

Что касается «полнометражки», то в новом году «Мельница» в пятый раз делает ставку на фолклорную тему. Сельянов, на первый взгляд, выглядит уверенным в успехе: дескать, это франшиза — предыдущие «Три богатыря» собрали почти $20 млн, сиквел по качеству ничем не хуже. Но потом добавляет, задумавшись: «А вот возьмут и соберут только $9 млн… Может, зрителям надоело…».

 

Но даже если «Мельнице» в будущем придется по той или иной причине отойти от фольклорной темы (на 2014 год студия наметила премьеру исторического мультфильма «Крепость» — об осаде Смоленска в Смутное время), студии вряд ли грозит катастрофический провал. «Уже наработан бэкграунд, и фраза «от создателей богатырей» сыграет свою роль, — говорит Александр Герасимов из «Мастер-фильма». —И учитывая низкую себестоимость фильмов «Мельницы», они выживут точно».

Не только мультфильмы

Как Сергей Сельянов стал знаменитым продюсером

Выпускник сценарного факультета ВГИКа и Высших курсов сценаристов и режиссеров дебютировал в 1988 году с фильмом «День ангела». В 1992 году создал кинокомпанию «СТВ». В 1995 году получил приз зрительских симпатий на кинофестивале в Чикаго, в 1999-м — премию Американской ассоциации кинокомпаний. Стал знаменит после выхода на экраны дилогии «Брат» (1997) и «Брат-2» (2000). Продюсировал «Груз-200» Алексея Балабанова и «Бумер. Фильм второй» Петра Буслова. Две спродюсированные Сергеем Сельяновым картины («Любовная история» Константина Бронзита и «Монгол» Сергея Бодрова-старшего) были номинированы на «Оскар». За снятый СТВ фильм «Кукушка» съемочная группа получила государственную премию (2004). Сельянов является председателем правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+