К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Бизнес-проект «Санта-Клаус»

фото Макса Новикова для Forbes
фото Макса Новикова для Forbes
Как города используют Новый год для пополнения казны.

В новогодние и рождественские каникулы центры многих городов преображаются, становясь площадками для ярмарок, гуляний, уличных представлений. Но эти праздники необязательно связаны с национальными традициями или желанием порадовать горожан. Причины новогодних торжеств становятся все более меркантильными: фестивали привлекают туристов, а следовательно, увеличивают доходы города. В погоне за вниманием жителей и приезжих города проводят массу мероприятий, неотличимых друг от друга. По всему миру рождественские гулянья перетекают в проводы зимы, а праздник урожая сменяется фестивалем варенья. При этом долгая зима совсем не мешает бизнесу на праздниках. Опыт Скандинавии и Канады с их достаточно суровым климатом показывает, что у природы нет плохой погоды для хорошего бизнес-проекта.

Традиция, покорившая мир

Германия

Рождественский базар — один из самых известных символов Рождества в Европе и в мире. С конца ноября на центральных площадях городов раскидываются палатки, торгующие новогодними подарками, украшениями, местными деликатесами, сидром и глинтвейном.

 

История рождественских базаров уходит корнями в позднее Средневековье. С XIV–XV веков подобные ярмарки появляются в немецких и некоторых французских городах, а затем распространяются по всей Европе. Изначально ничего праздничного в рождественском базаре не было. С начала рождественского поста и до Рождества (в лютеранской традиции это время называлось Адвент) городской рынок разворачивался на центральной площади города, чтобы жители смогли закупить все необходимое для грядущего праздника. Торговля сопровождалась народными гуляньями, песнями и танцами, установкой вертепов, рассказывающих о жизни Христа.

За несколько столетий традиция претерпела ряд изменений. Так, в XVII веке в Англии решением парламента Оливер Кромвель запретил отмечать Рождество как католический праздник, и ярмарки исчезли на несколько столетий. Подобия предновогодних рынков появлялись только в правление королевы Виктории, однако официально первая рождественская ярмарка была зарегистрирована чуть больше 30 лет назад в городе Линкольне на востоке Англии. В Америку традиция ярмарок была завезена эмигрантами из Германии, поэтому в США и Канаде и сегодня в ходу термин «немецкий рождественский базар».

 

Повсеместное распространение новогодних ярмарок произошло в последние десятилетия в связи с бурным развитием туризма. Самые известные германские рождественские базары в Нюрнберге, Дрездене, Штутгарте, Франкфурте, Дортмунде, Кельне и Берлине за месяц посещают 1–3 млн человек.

Не менее популярны рынки в других европейских городах — Копенгагене, Стокгольме, Вене, Брюсселе, Страсбурге, Болонье и прибалтийских столицах. Неудивительно, ведь праздничная ярмарка — коммерчески успешное предприятие. Выручка одной палатки за четыре недели может составить десятки тысяч евро, что в разы превышает себестоимость торгового места. Компании, специализирующиеся на организации рождественских базаров «под ключ», предлагают свои услуги от €50 000 за устройство небольшого рынка на 20 шале до €300 000 за масштабное мероприятие.

Впрочем, там это скорее аттракцион для публики, чем живая традиция. Поэтому туристы продолжают стремиться за рождественских духом и настроением в Германию.

 

Один из самых известных и старых рождественских базаров в Германии находится в баварском Нюрнберге. Местная ярмарка знаменита не только ангелами из золотистой фольги и имбирными пряниками, но и представлением с участием ангелов и младенца Христа. Базар и называется Christkindlesmarkt — рынок младенца Христа. С 1969 года каждые два года на роль младенца Христа в образе златокудрого ангела отбираются девушки 16–19 лет, обязательно уроженки Нюрнберга. На время рождественского поста они считаются главными представителями города, а между праздниками путешествуют по всему миру как послы Рождества.

Огонь Hogmanay

Эдинбург

Шотландцы превратили старинную языческую традицию празднования Нового года в одну из крупнейших в мире новогодних вечеринок.

Традиции праздника Хогманай были принесены в Шотландию викингами, которые отмечали день зимнего солнцестояния. Никто не знает точного происхождения слова «hogmanay» — то ли от гэльского «нового утра», англо-саксонского «святого месяца» или старофранцузского «подарка на Новый год». Важной частью праздника с древних времен был огонь. Горящее пламя символизировало пламя знаний, надежды и просвещения, сжигание прошлого и освещение дороги в будущее. Поэтому празднование Нового года в Шотландии традиционно сопровождалось огненными шоу и парадами.

 

Первый новогодний фестиваль был проведен в Эдинбурге в преддверии 1993 года, и через четыре года Хогманай попал в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая новогодняя вечеринка — тогда собралось около 400 000 человек. Впрочем, с тех пор количество участников пришлось ограничить из соображений безопасности.

Одно из главных событий новогоднего фестиваля — парад факелоносцев. В прошлом году более 35 000 человек приняли участие в параде, чтобы вместе с тысячами факелоносцев, одетых в одежду викингов, пройтись по улицам Эдинбурга, стать свидетелями огненного шоу и салюта.

Помимо этого, программа фестиваля включает концерты, шоу, кинопоказы, спортивные соревнования и даже купание в реке. Провожают старый год большой уличной вечеринкой, а первый день нового года отмечают программой инновационного искусства.

Успех новогоднего фестиваля в Эдинбурге не случаен. Столица Шотландии — один из самых «фестивальных» городов мира. В течение года здесь проходит 13 международных фестивалей, среди них известнейший фестиваль искусств, международный кинофестиваль, фестивали книг, науки и др. Стоимость празднования Нового года обходится около £1,5 млн. Однако Хогманай — единственный из эдинбургских фестивалей, который финансируется напрямую городом, ежегодно покрывающим убытки £200 000–500 000. На критику организаторы фестиваля отвечают, что Хогманай приносит городу £32 млн косвенных доходов. Всего в 2012 году фестивали Эдинбурга посетило более 4,3 млн человек, чей вклад в городскую экономику оценивается в £261 млн.

 

Снежный бал

Оттава

Новый год проходит, однако в некоторых городах зима продолжается еще долгие месяцы. Использовать длинную зиму как конкурентное преимущество учит зимний фестиваль в Оттаве.

С 1979 года в столице Канады проводится посвященный зиме, канадскому климату и культуре фестиваль Winterlude — Винтерлюдия (от слов winter — зима и interlude — интерлюдия). На французском фестиваль назвается Bal de neige, «снежный бал».

Как правило, Винтерлюдия проходит в течение трех недель февраля. Главная достопримечательность фестиваля — каток на канале Ридо длиной 7 км, до недавнего времени самый длинный в мире. Для понимания местных погодных условий нужно отметить, что для безопасной работы катка на естественном канале температура воздуха не должна превышать –10 градусов.

 

В расположенном через реку от Оттавы городке Гатино (штат Квебек) парк Жака Картье наполняется снежными и ледяными скульптурами, домами, площадками для игр и спорта. По легенде, в этом парке живут символы фестиваля — семейство Ледяных Хомяков.

В дни фестиваля вся Оттава и окрестные города становятся площадкой для сотен мероприятий — концертов, постановок, выставок и перформансов (большинство бесплатны). Ежегодно в Винтерлюдии участвует свыше 600 000 человек, более трети из них туристы.

Организацией фестиваля занимаются федеральные и городские власти, ответственные за продвижение столичного региона, — на протяжении 36 лет это была Национальная комиссия по капитальным вложениям (National Capital Comission), но в прошлом году в связи с подготовкой празднования 150-летия Канады права были переданы федеральному Департаменту культурного наследия. Бюджет фестиваля 2014 года составил $2,5 млн, из них примерно $1,2 млн — прямые расходы, а $1,3 млн — оплата персонала. В подготовке задействован весь город: для успеха мероприятия очень важна помощь местного бизнеса и 700 волонтеров.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости