К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Куда катится мир: 10 городов с лучшей системой общественного велопроката

Куда катится мир: 10 городов с лучшей системой общественного велопроката
Инициатива московского руководства пересадить жителей столицы на общественные велосипеды не нова в масштабах планеты. К чему привели такие опыты в других странах

И.о. мэра Москвы Сергей Собянин обещает превратить велосипед в полноценное средство для передвижения по Москве. Помочь в этом должен появившийся 1 июня велопрокат. Желание мэра пересадить москвичей на велосипеды понятно: согласно апрельским данным голландской навигационной компании TomTom, Москва стала городом с самыми длинными пробками. Кроме запуска службы проката власти столицы также намерены строить велодорожки, парковочные веломеста и устанавливать крепления для велосипедов на автобусы. Удастся ли столичным властям пересадить москвичей из личных автомобилей на общественные велосипеды? Чтобы ответить на этот вопрос, Forbes изучил опыт крупных городов мира, где действуют системы общественного велопроката.

Москва
фото Макса Новикова для Forbes

Москва

Дата открытия: 1 июня 2013 года

Количество пунктов проката: 30

Количество велосипедов: 150

Стоимость проката: действуют 4 тарифных плана: сутки (100 рублей), неделя (250 рублей), месяц (450 рублей), сезон (950 рублей). Каждый тариф предусматривает неограниченное количество поездок за обозначенный период, но их продолжительность не должна превышать 30 минут. После 30 минут взимается дополнительная плата: до 60 минут — 30 рублей, до 120 минут — 90 рублей, до 180 минут — 300 рублей, до 360 минут — 900 рублей, до суток — 1500 рублей.

Официальный сайт: www.velobike.ru

Как работает: С 1 июня в столице заработала служба проката велосипедов, проект которой был реализован департаментом транспорта города совместно с Банком Москвы, который вложил 90 миллионов рублей. Воспользоваться услугами велопроката может любой москвич и гость столицы. Для того чтобы арендовать транспортное средство, необходимо пройти предварительную регистрацию на сайте www.velobike.ru. На нем нужно оставить данные своей банковской карты, с которой будут списываться средства за услуги проката. После регистрации клиенту предлагается выбрать подходящий тариф аренды. Чтобы избежать хищения транспортных средств, для столичного проката были закуплены велосипеды марки Homeport. Они сделаны из нестандартных деталей, которые не подходят к другим велосипедам. Это, впрочем, останавливает не всех. За первый месяц работы проката было совершено 15 краж велосипедов.

По данным столичных властей, за июнь было приобретено более 20 000 абонементов, с помощью которых были совершены 23 000 поездок. Среднее время одной поездки — 40 минут. Впрочем, пока москвичи используют велосипеды скорее для развлечения, нежели в качестве серьезной альтернативы личному и общественному транспорту: 70% абонементов приобретаются на один день, а самое горячее время для проката — вечер (17-22 часа).

Париж
REUTERS

Париж

Дата открытия: 2007 год

Количество пунктов проката: около 1800

Количество велосипедов: более 20 000

Стоимость проката: абонемент на день — €1,7; абонемент на неделю — €8; абонемент на год — €29. По абонементу бесплатными являются первые 30 минут катания. Далее взимается дополнительная плата за каждые полчаса: первые 30 минут — 1 евро, вторые 30 минут — 2 евро, третьи 30 минут — 4 евро.

Официальный сайт: www.velib.paris.fr

Как работает: Служба городского велопроката под названием Velib заработала в Париже летом 2007 года. Идею ее запуска под экологическим девизом «Сделаем наш город чище!» предложил мэр французской столицы Бертран Деланоэ, а спонсором выступила рекламная компания JCDecaux, которая вложила в запуск проекта $140 млн и ежегодно тратит на поддержание проката около $4 млн. Взамен город на безвозмездной основе предоставляет компании 1628 городских билбордов для размещения рекламы. Сегодня сеть парижского велопроката является одной из самых разветвленных в мире, она работает круглосуточно, а пункты выдачи двухколесных транспортных средств в городе можно встретить через каждые 300 метров. Причем возвращать велосипед на ту же станцию, где он был взят, вовсе не обязательно. Воспользоваться службой проката может любой достигший 14-летнего возраста, главное — иметь кредитную карту, на которой в качестве залога будут блокированы 150 евро. По истечении срока действия абонемента сумма вернется на карту. Но если велосипед не будет возвращен в течение двух суток, залог будет списан.

Сами парижане не слишком охотно пересаживаются на велосипеды. Виной тому — оживленное автомобильное движение в городе и то, что велодорожки встречаются не везде. Их протяженность в Париже — 341 км, что почти втрое меньше, чем в Лондоне (900 км), и в четыре раза меньше, чем в Хельсинки (1300 км). Кроме этого, негативных отзывов удостаиваются и прокатные велосипеды местного производства, вес которых превышает 22 кг.

Лондон
REUTERS

Лондон

Дата открытия: 2010 год

Количество пунктов проката: 400

Количество велосипедов: 6000

Стоимость проката: абонемент на день — 2 фунта; абонемент на неделю — 10 фунтов; абонемент на год — 90 фунтов. По абонементу бесплатными являются первые 30 минут катания. После 30 минут взимается дополнительная плата: до 60 минут — 1 фунт, до 90 минут — 4 фунта, до 120 минут — 6 фунтов, до 180 минут — 15 фунтов, до суток — 50 фунтов.

Официальный сайт: www.tfl.gov.uk/roadusers/cycling/14808.aspx

Как работает: Сеть городского велопроката заработала в Лондоне летом 2010 года. В ее разработку и запуск, а также на первые шесть лет функционирования были потрачены 140 млн фунтов стерлингов, 25 из которых предоставила банковская сеть Barclays, ставшая единственным спонсором проекта и получившая взамен право разместить на транспортных средствах свой логотип. Как в первые месяцы после запуска, так и сейчас лондонский велопрокат не приносит существенного дохода. Как правило, длительность поездок не превышает бесплатного получаса. Так что доход обеспечивается лишь за счет платы за абонементы, стоимость которых колеблется от 2 до 90 фунтов. Прокат запускался с целью решить, хотя бы отчасти, проблему городских пробок, правда, это задача так и не была решена. Даже притом что в последние годы лондонцы чаще стали пользоваться велосипедами, этого не достаточно, чтобы разгрузить дороги. Прежде чем арендовать велосипед, необходимо приобрести специальный электронный ключ (3 фунта). Затем клиенту предлагается выбрать один из трех возможных тарифов: дневной, недельный или годовой. Нарекания вызывает не только довольно высокая стоимость аренды велосипедов, но и их устройство. В частности, пользователи жалуются на отсутствие корзин и замков на велосипедах. Главным фанатом лондонского проката является мэр британской столицы Борис Джонсон. Каждый год он лично открывает велосезон в Гайд-парке, а кроме этого почти всегда ездит на работу на велосипеде.

Кстати, сами лондонцы в его честь даже прозвали общественные велосипеды Boris bike.

Барселона
AFP

Барселона

Дата открытия: март 2007 года

Количество пунктов проката: 420

Количество велосипедов: 6000

Стоимость проката: годовой абонемент — 46,46 евро. Первые 30 минут — бесплатно. Следующие 30 минут (при условии, что не превышен лимит  2 часа) — 0,73 евро, после двух часов использования — 4,43 евро/час.

Официальный сайт: www.bicing.cat

Как работает: Возможность арендовать велосипед через централизованную службу проката появилась у жителей Барселоны в 2007 году. Правда, как тогда, так и сейчас, сервис доступен лишь для официально зарегистрированных горожан, так что туристам покататься на велосипедах не удастся (у официального сайта службы даже нет англоязычной версии). При регистрации в системе необходимо указать номер местного ID, который есть лишь у граждан Испании или тех, кто прибывает в страну на легальных основаниях на долгий срок. Барселонцы стали активно осваивать новый вид транспорта и уже за первое лето после открытия прокатов наездили по городу восемь миллионов километров. А сегодня количество зарегистрированных пользователей проката составляет около 185 000 человек. Помимо ID клиента в системе велопроката регистрируется и его банковская карта. На ней в качестве залога блокируются 150 евро, которые списываются, если велосипед не будет возвращен в течение двух суток. Чаще всего горожане используют велосипеды для коротких поездок, длительность которых не превышает получаса. Платить за них не приходится, так как первые 30 минут проката являются бесплатными. Власти города позиционируют велосипеды как вид общественного транспорта. Возможно, именно поэтому тарифы аренды на день или на два властями не предусмотрены. Стартовый бюджет велопроката Bicing составил 1,6 миллиона евро, а общая стоимость его десятилетней программы — 22,3 миллиона евро (сумма выделена из бюджета). Пока деньги вкладываются в проект, и о его окупаемости речь не идет.

Вена
Diomedia

Вена

Дата открытия: 2003 год

Количество пунктов проката: 109

Количество велосипедов: 1200

Стоимость проката: 1 час — бесплатно; 2 часа — 1 евро; 3 часа — 2 евро; 4 часа — 4 евро. Если велосипед не будет возвращен в течение 5 суток, с карты будут списаны 600 евро.

Официальный сайт: www.citybikewien.at

Как работает: Первая попытка открыть в Вене сеть общественного велопроката была предпринята в 2001 году. Проект обошелся бюджету города в 600 тысяч евро, но потерпел фиаско. Отсутствие штрафов привело к тому, что горожане начали оставлять велосипеды себе в постоянное пользование. Проект Citybike Wien был запущен в 2003 году, и на этот раз его профинансировал ряд коммерческих компаний. Кстати, именно поэтому, в отличие от других городов, в Вене велосипеды разные и внешне отличаются друг от друга. Для того чтобы арендовать велосипед, нужно вначале зарегистрироваться на официальном сайте службы проката (1 евро). Сделать это можно при помощи банковской карты, с которой впоследствии будут списываться средства за услуги сервиса. Кататься на одном велосипеде можно максимум 5 дней, и если по истечении этого срока транспортное средство не будет возвращено на станцию проката (сдать велосипед можно в любом пункте сети), то с банковской карты будет списан штраф в размере 600 евро. Целью запуска венского велопроката, как и во многих других мегаполисах мира, была борьба с пробками. Пока эта задача полностью не решена. В рейтинге городов с самыми длинными дорожными заторами, составленном производителем навигаторов TomTom, австрийская столица, по данным за 2012 год, заняла 19-е место. Но при этом уже сегодня велосипедисты в австрийской столице составляют около 6% от общего трафика. Причем власти города надеются за ближайшие два года увеличить эту цифру до 10%.

Копенгаген
Diomedia

Копенгаген

Дата открытия: 1995 год

Количество пунктов проката: 110

Количество велосипедов: 1500

Стоимость проката: бесплатно

Официальный сайт: www.bycyklen.dk

Как работает: Проект по аренде велосипедов в Копенгагене был запущен еще в 1995 году и стал первым крупномасштабным городским велопрокатом в мире. Не удивительно, что дебют подобного сервиса состоялся именно в датской столице. В рейтинге, составленном компанией Copenhagenize Consulting, Копенгаген занял второе место среди городов, где велосипедисты чувствуют себя максимально комфортно (первое место в списке осталось за Амстердамом). Общая протяженность велодорожек в датской столице составляет 350 км, а доля поездок на работу, совершаемых на велосипедах, равно 37%. От прочих европейских городских велопрокатов датский отличается тем, что является бесплатным, поэтому город не зарабатывает на нем. Проект изначально запускался на деньги спонсоров, которые получали право размещать свою рекламу на рамах и колесах велосипедов. Чтобы арендовать двухколесное транспортное средство, нужно было всего лишь оставить залог монетой в двадцать крон или в два евро. Чтобы избежать краж велосипедов и актов вандализма, власти Копенгагена пошли на хитрость. Публичные велосипеды получили особую конструкцию, а запчасти от них не подходили к другим двухколесным транспортным средствам. В ближайшее время власти Копенгагена собираются обновить систему городского проката.

Нью-Йорк
Diomedia

Нью-Йорк

Дата открытия: 27 мая 2013 года

Количество пунктов проката: 330

Количество велосипедов: 6000

Стоимость проката: абонемент на день — $9,95; абонемент на неделю — $25; абонемент на год — $95. По абонементу на день и неделю бесплатными являются первые 30 минут проката. 30-60 минут — $4; 60-90 минут — $13, затем каждые 30 минут — $12. По годовому абонементу бесплатными являются первые 45 минут. 45- 75 минут — $2,5; 75-105 минут — $9; затем каждые 30 минут — $9.

Официальный сайт: www.citibikenyc.com

Как работает: Практически одновременно с московским в Нью-Йорке заработал крупнейший в США сервис проката велосипедов. К запуску проекта власти города готовились несколько лет, а его спонсорами выступили компании Citigroup и MasterCard, вложившие 41 и 6,5 млн долларов. В городе были проложены 550 км велодорожек, а в районах Манхэттена и Бруклина появились 330 точек проката двухколесных транспортных средств. Интересно, что места для пунктов аренды велосипедов власти города выбирали совместно с жителями, которые голосовали за те или иные адреса при помощи интерактивной карты планирования. За день до открытия проката было запущено официальное приложение для iOS и Android, которое помогает найти ближайшие станции проката, а также может проложить маршрут до нужного места. Сегодня в распоряжении ньюйоркцев находятся шесть тысяч велосипедов. Но в будущем это число планируется увеличить до десяти тысяч. Пока можно подвести итоги лишь первых недель работы велопроката. Годовой абонемент успели приобрести 36 тысяч человек, а число поездок на арендованных велосипедах превысило 170 тысяч. В общей сложности на городских велосипедах ньюйоркцы наездили уже миллион миль.

Вашингтон
Diomedia

Вашингтон

Дата открытия: 2010 год

Количество пунктов проката: 200

Количество велосипедов: 1800

Стоимость проката: абонемент на сутки — $7; абонемент на 3 дня — $15; абонемент на месяц — $25; абонемент на год — $75. Первые 30 минут — бесплатно. Затем по каждому абонементу действует своя почасовая тарифная сетка.

Официальный сайт: www.capitalbikeshare.com

Как работает: Прокат велосипедов в американской столице Вашингтоне заработал на три года раньше нью-йоркского и сегодня является вторым по разветвленности сети в США. В 2010 году в городе появились 200 станций выдачи двухколесных транспортных средств, каждая из которых была оборудована картой с отмеченными на ней адресами прокатов и схемами велодорожек. Прежде чем взять напрокат велосипед, нужно зарегистрироваться на сайте велопроката и оставить данные о своей банковской карте, после чего клиенту будет предложено выбрать подходящий абонемент. Интересной особенностью вашингтонского городского велопроката является устройство станций аренды транспортных средств. Часть автоматов для оплаты услуг питаются от солнечных батарей. Жителям американской столицы служба велопроката пришлась по душе. Так, около 40% населения города хотя бы раз прибегали к услуге по аренде двухколесного транспортного средства. Вашингтонский велопрокат изначально позиционировался властями как вид городского транспорта, который использовался бы жителями американской столицы для коротких поездок. Capital Bikeshare — это государственная программа, которая финансируется налогоплательщиками. Годовая эксплуатация службы обходится приблизительно в 2 миллиона долларов, 50% из которых покрывается доходами от проката.

Ханчжоу
Diomedia

Ханчжоу

Дата открытия: 2008 год

Количество пунктов проката: 2700

Количество велосипедов: 60 000

Стоимость проката: первый час — бесплатно. Каждый последующий — 1 юань ($0,15)

Официальный сайт: www.hzzxc.com.cn/

Как работает: Одним из самых популярных транспортных средств в Китае являются велосипеды. Поэтому нет ничего удивительного в том, что первый в Азии городской велопрокат появился в 2008 году именно в китайском Ханчжоу, а на сегодняшний день сеть Hangzhou Public Bicycle является самой большой в мире. Изначально она насчитывала 2800 велосипедов и 30 станций проката. Но сегодня число двухколесных транспортных средств уже превысило 60 тысяч, а число пунктов аренды увеличилось до 2700. Кстати, к 2020 году власти китайского города планируют и вовсе довести число публичных велосипедов до 175 тысяч. Цены велопроката в Ханчжоу не кусаются. Чтобы арендовать велосипед, нужно приобрести специальную смарт-карту и положить на нее минимум 300 юаней (48$). В качестве залога на ней будут заблокированы 200 юаней (32$), а остальные средства пойдут на оплату услуг проката. Первый час катания на городских велосипедах  бесплатный, а цена каждого последующего составляет один юань (0,15$). Запуская сеть велопроката, власти Ханчжоу хотели предложить горожанам альтернативный вариант общественного транспорта. И эта цель была отчасти достигнута. По подсчетам авторов программы, в 2011 году велосипедами воспользовались 870 миллионов раз, причем в 90% случаев их арендовали жители города, и только 10% пришлось на туристов. Ежемесячный доход велопроката не так велик и составляет 200-300 тысяч юаней ($32 500-48 800), а эксплуатация системы обходится в 1,5 миллиона юаней в год ($244 000).

Тель-Авив
Diomedia

Тель-Авив

Дата открытия: май 2011 года

Количество пунктов проката: 150

Количество велосипедов: 1500

Стоимость проката: абонемент на сутки — 17 шекелей ($4,7); абонемент на неделю — 70 шекелей ($19,5); абонемент на год — 240 шекелей ($66,5) для местных жителей / 280 шекелей ($77,5) для иностранцев. Первые 30 минут бесплатно. До 60 минут — 5 шекелей ($1,3), до 90 минут — 10 шекелей ($2,6), до 150 минут — 30 шекелей ($7,8), до 270 минут — 70 шекелей ($18,2).

Официальный сайт: www.tel-o-fun.co.il

Как работает: Тель-Авив стал первым израильским городом, где заработала система общественного проката велосипедов. Сеть Tel-O-Fun была создана в сотрудничестве с транспортной корпорацией Deutsche Bahn и начала функционировать в мае 2011 года. Сегодня она насчитывает 150 точек аренды двухколесных транспортных средств и 1500 3-скоростных веломашин. Взять напрокат велосипед можно на сутки, неделю или год. Причем интересной особенностью тель-авивского велопроката является то, что цена годовой аренды разнится для жителей и гостей города. Также нужно учитывать и то, что абонемент включает в себя лишь первые полчаса пользования велосипедом, а остальное время катания оплачивается дополнительно. Вернуть транспортное средство на пункт проката нужно не позднее чем через 24 часа после его аренды. В противном случае нарушителю придется заплатить штраф в размере 1200 шекелей (333$). Одной из задач сервиса Tel-O-Fun было уменьшение количества автомобилей в пределах города. Правда, горожане не так охотно пересаживаются на двухколесные транспортные средства. Одна из причин этого — жаркий климат. Также запуск велопроката был направлен на сокращение загрязнения воздуха и развитие физической активности жителей Тель-Авива.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+