
В конце прошлого века на замкнутый мир российского балетного театра обрушилось все многообразие мирового постклассическог
Современный танец, переварив, наконец, обиды советских времен и отдав должное постмодернизму, оказался на распутье. Куда дальше? На главном российском театральном фестивале «Золотая маска», который начнется в феврале, покажут срез лучшего, что есть сегодня в балете и современном танце. От оригинальной постановки «Ромео и Джульетты» Прокофьева, сделанной Вячеславом Самодуровым в Екатеринбурге, до пластического спектакля драматического театра, в котором ранняя живопись Ван Гога показана и осмыслена через японский танец буто.
«Ромео и Джульетта», Сергей Прокофьев
Театр оперы и балета, Екатеринбург
Номинации на премию-2017: «Балет/ спектакль», работа дирижера (Павел Клиничев), работа хореографа (Вячеслав Самодуров), женская роль (Екатерина Сапогова), мужская роль (Игорь Булыцын), мужская роль (Александр Меркушев), работа художника (Эн-они Макилуэйн), работа художника по костюму (Ирэна Белоусова)
Показ в Москве
17 февраля
Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данче
Двукратный лауреат «Золотой маски» хореограф Вячеслав Самодуров последовательно был премьером Мариинки и Национального балета Нидерландов, а в 2003 году перешел в Королевский балет Ковент Гарден. Параллельно он ставил спектакли, как правило, одноактные, вырабатывая собственный уникальный стиль. В 2011 году Самодуров возглавил балет Екатеринбургског
Эксперт «Золотой Маски» и исследователь балета Наталия Звенигородская рассказала, почему именно «Ромео и Джульетта» (на «Маску» также номинирован дебют Самодурова в Большом театре – балет «Ундина» Ханса-Вернера Хенце) — важный для отечественного балета спектакль. Самодуров перенес действие в шекспировский театр «Глобус», в котором идет репетиция трагедии, а художник Ирэна Белоусова одела всех в удивительнее платья с принтами полотен Ренессанса.
«Этот абсолютно зрительский спектакль, на мой взгляд, гораздо глубже и важнее, чем просто очередная удачная премьера.Насущнейшая проблема российского балета – преодоление многолетнего кризиса постановочной мысли. С другой стороны, одна из очевидных тенденций последнего времени – рост интереса публики к драмбалету. Не углубляясь в музейные исторические изыскания и не осовременивая просто ради осовременивания, Самодуров играючи высвечивает дальнейшие пути развития классического танцевального языка, а вместе с ним и большого классического спектакля. То и дело с ужасом думаешь, что этот жанр стагнирует. Но появляется вот такой самобытный хореограф, и с изобретательност
«Совсем недолго вместе» , Макс Рихтер, Людвиг ван Бетховен
Хореография, сценография, костюмы: Соль Леон, Пол Лайтфут
Большой театр, Москва
Номинации на премию-2017: «Балет/спектакль», мужская роль (Денис Савин)
2 марта
Одноактный балет «Совсем недолго вместе» на музыку Макса Рихтера и Людвига ван Бетховена поставили в Большом театре голландские балетмейстеры, ученики Иржи Килиана - Соль Леон и Пол Лайтфут. Дуэту хореографов интересно было не научить танцоров как, а объяснить, почему именно так, привнести свою философию, чтобы артисты сами осознали суть идеи, а потом объяснили ее зрителю.
По мнению эксперта «Золотой Маски» Наталии Звенигородской, это как раз тот случай, когда оплот классики — Большой театр — сделал ставку на современных авторов и не прогадал. «В Большом театре за последние 15 лет возникла плеяда блестящих артистов, которые чувствуют актуальную хореографию и мечтают работать с современными хореографами. Возможность встретиться с истинными мастерами выпадает не часто. На этот раз повезло. Наследники и ученики Килиана и при этом самобытные хореографы — Соль Леон и Пол Лайтфут принесли в Большой своеобразное пластическое «стихотворение в прозе». В спектакле нет примитивного сюжета, здесь не рвут страсти в клочья. Контраст настроений, квинтэссенция в каждое мгновение того или иного состояния, напевность и поэтичность этого сочинения требуют драматизма, нервного напряжения и чувственного опыта. Передача тонких нюансов требует личностей на сцене, и артисты театра -- Екатерина Крысанова, Денис Савин, Владислав Лантратов — оказались на высоте, им непростой спектакль пришелся впору. С другой стороны, особую – килианову – легкость в барочной игре продемонстрирова
«Кровь», Ричардас Норвила
Компания «ПО.В.С.Танцы», Москва
Номинации на премию-2017: «ссовременный танец / спектакль», мужская роль (Альберт Альбертс), женская роль (Александра Конникова)
Показ в рамках «Золотой Маски»
2 апреля
Боярские палаты СТД РФ
В спектакле «Кровь» на музыку польского композитора и перформансиста Ричардаса Норвила артисты Александра Конникова, Алберт Альбертс и Алина Михайлова сами придумывают танец и сами же его исполняют. По мнению эксперта фестиваля Наталии Звенигородской, зрителям никак нельзя пропустить эту актуальную постановку: «Кровь» -- серьезная игра. С одной стороны, спектакль затрагивает болезненную тему ксенофобии. Разговор «о главном» воплощен в действо стильное, остроумное, начисто лишенное прямолинейной дидактики и морализаторства. В самом ли деле «зов крови» заставляет людей враждовать? Ведь такие разные семейные предания у всех участников – такие, в сущности, близкие, на каком бы языке ни говорили предки. Ребятам удалось найти кристально прозрачную, именно театральную, форму для непростого разговора».
«Теоретическая модель абсолютной свободы», музыка Wolven, хореография Ольги Пона
Театр современного танца, Челябинск
Номинации на премию-2017: «современный танец/спектакль», работа хореографа (Ольга Пона)
Показ в Москве 7 апреля
Центр им. Вс. Мейерхольда
Ольга Пона, известный хореограф из Челябинска, верит в движение. Она создает танец для каждого отдельного артиста, помогая ему раскрыться, как Микеланджело, убирая все лишнее, чтобы проступила суть. У нее свой особый хореографический язык, формальная сторона искусства для балетмейстера не менее важна, чем сюжет.
«Пона не боится предъявить российскому зрителю, традиционно приверженному сюжетному балету, танец совсем иного рода. Ту разновидность contemporary dance, что связана с телесностью, с кинетикой тела, хореографической деконструкцией, и требует серьезной технической подготовки, значительно отличающейся от классической школы. В ее постановке исполнители деперсонифициров
«Из глубины... (Художник Винсент Ван Гог)»
Театр юного зрителя, Казань
Номинации на премию-2017: «современный танец / спектакль», работа хореографа (Анна Гарафеева), работа композитора в музыкальном театре (Эльмир Низамов), работа художника по костюмам (Лилия Имамутдинова)
Показ в Москве 14 апреля, МТЮЗ
Создателям спектакля «Из глубины…», поставленного в Казанском ТЮЗе, каким-то невероятным образом удается погрузить зрителя в художественный мир Ван Гога, не показав ни одной его работы. Удивительно и то, что театр драматический, имеющий довольно опосредованное отношение к современному танцу, показывает на сцене живопись Ван Гога через японский современный танец буто.
В основе постановки пять ранних картин художника нормандского периода, еще до его знакомства с импрессионизмом (например, знаменитые «Едоки картофеля)». В этих полотнах нет буйства красок позднего Ван Гога, от них веет землей и тяжким трудом. Живой аромат земли витает и в зале: пол сцены усыпан несколькими сотнями килограммов чернозема и свежим сеном.
Наталия Звенигородская, эксперт «Маски», рассказала Forbes об этом любопытном опыте нетанцевального коллектива, выдвинутого на премию в номинации «современный танец»: «Казанский ТЮЗ объединил ощущение от творчества Ван Гога с японским танцем буто. Сложнейший по своей философии и не менее сложный по реализации и по восприятию, буто появился в поверженной Японии после Второй мировой войны на фоне глубочайшего ментального кризиса. В этот спектакль нужно вчувствоваться, медленно войти в состояние медитации, и тогда можно получить удивительный опыт. Тогда понимаешь, что с буто эти картины роднит ощущение природной энергии, глубинной, изначальной подлинности».
