К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Пять must see выставок афинской documenta

Современное искусство учится мудрости у Афин. Какие уроки удалось извлечь, рассказывает ForbesLife

Впервые выставка современного искусства documenta помимо традиционных ста дней раз в пять или в четыре года Касселя (в этом году с 10 июня по 17 сентября), на сто дней открылась еще и в Афинах (с 8 апреля по 16 июля). Событие столь неординарное, что открывать афинскую documenta приехали сразу два президента: германский Франк-Вальтер Штайнмайер и президент Греческой Республики Прокопис Павлопулос.

В городе размещены проекты почти двух сотен художников со всего мира. Экспозиции открыты в музеях, галереях, концертных залах, библиотеках, университетах. Многие работы созданы специально для этого фестиваля. В Афинах нет произведений суперзвезд, таких как Демиен Херст, Аниш Капур, Джефф Кунс, Такеши Мураками, — зато documenta пытается найти и продемонстрировать миру новые имена и делает упор на социально-значимое искусство. Тема беженцев, эмигрантов, глобальных катастроф XX века, Второй Мировой и холокоста — главная тема для размышлений в Афинах. Визуальное искусство  уступило главную роль перформансам, лекциям, круглым столам, саунд-инсталляциям и кинопросмотрам.

На организацию выставки в Афинах и в Касселе потрачено 34 млн. Половину суммы внесли общественные фонды Касселя, республики Гессен, Федеральный фонд культуры Германии. Вторую половину пожертвовали компании, среди них Sparkasse Finance Foundation и Volkswagen, и частные фонды и меценаты. Авиакомпания Aegean Airlines впервые в истории documenta стала авиаспонсором выставки, запустив прямой рейс Афины-Кассель дважды в неделю.

 

Чтобы посмотреть все 50 выставочных пространств, придется потратить больше недели, а заодно и современный ландшафт города, состоящий из величественного микса живописных развалин и актуального искусства. Из всего многообразия афинской экспозиции Forbes Life выбрал пять площадок must see, где радикальное и традиционное искусство соседствуют друг с другом.

Македонский музей современного искусства Алекс Милона
Ладимира Артемова

Македонский музей современного искусства Алекс Милона

Целый этаж занимает инсталляция Анатолия Журавлева (живет и работает в Берлине и Москве) «Пересмотр будущего» (куратор – Мария Цанцаноглу, директор Государственного музея современного искусства, Коллекция Костаки, Салоники). Художник использовал 1000 изображений периода расцвета русского авангарда из коллекции Георгия Костаки, изменив их масштаб и воспроизведя их в фотографиях размером 10х8мм. Эта работа — своего рода предложение пересмотреть проблему формы при помощи нового алфавита, возникшего в процессе деконструкции формализма. В инсталляцию включены 35 оригинальных работ Казимира Малевича, Ивана Клюна, Любови Поповой, Михаила Матюшина, Соломона Никритина и других художников русского авангарда из коллекции Георгия Костаки.

Муниципальная галерея Афин
Ладимира Артемова

Муниципальная галерея Афин

Выставка произведений Марии Лассниг, получившей Золотого Льва на Венецианской биеннале в 2013 году, из музеев и частных фондов Австрии «The Future is Invented with Fragments from the Past». Внимание кураторов привлекли работы на тему классической древности, мифологии, гендера и греческого ландшафта.

Музей современного искусства Бенаки
Ладимира Артемова

Музей современного искусства Бенаки

Экспозиция «Живи и умри как Ева Браун» художника Рое Разен предлагает зрителю, рассматривая эротические черно-белые коллажи и тексты к ним, представить себя Евой и прочувствовать последние дни ее жизни в бункере.

Завешанный колоритными гобеленами зал с работами Нилима Шейх из серии «Each night put Kashmir in your dreams» из музеев и частных фондов Нью-Дели, один из немногих на documenta располагает к релаксу — красивые абстракции позволяют просто любоваться ими. Брызжущие ярким акрилом живописные работы Цибумба Кауда Малулуиз коллекции Nationaal Museum van Wereldculturen (Нидерланды), выполненные в примитивной манере, рассказывают о локальных войнах на африканском континенте.

Афинская консерватория
Ладимира Артемова

Афинская консерватория

В Афинской консерватории (Odeon) практически все произведения связаны с музыкой: от центральной инсталляции в амфитеатре, названной строкой из песни Боба Марли, нигерийского автора Эмеки Огбо «The Way Earthly Things Are Going», где на табло биржевые сводки сменяются под хоровое песнопение, до музыкальных инструментов, сделанных из мебели и посуды. Посмотрев видео-инсталляцию Сюзан Хиллер «The Last Silent Movie», можно узнать, как произносятся на мертвых языках знакомые шлягеры.

Национальный музей современного искусства EMST
Ладимира Артемова

Национальный музей современного искусства EMST

Благодаря инъекции documenta, наконец, смог заработать в полном объеме Национальный музей современного искусства EMST на бывшем пивном заводе: все пять уровней гигантского здания заполнены инсталляциями, объектами, живописными, графическими работами, видео- и саунд- артом, скульптурой и ассамбляжами со всего мира, включая гигантские маски Beau Dick, канадского художника и активиста из провинции Кваквака; произведения новозеландца Натана Пойо, потомка маори; инсталляция лапландца-саама Синнове Персена.

Вызывающе выглядят залы с традиционной живописью из Национальной галереи искусств Тираны: на холстах, выполненных манере соцреализма 1970-80-х с налетом героизации и идеализации, изображены женщины различных профессий, посадка деревьев в парке, дети, вооруженные винтовками, — в общем, все выглядит так, словно вдруг очутился в экспозиции наших классиков соцреализма в Третьяковке. Но по воле кураторов албанские соцреалисты вступают в диалог с инсталляциями и объектами contemporary art последних лет («Ужасы войны», Metics Academia, 2017; Уильям Хогарт, Даниэл Г. Андуяр).

Невозможно миновать зал со звуками «Интернационала», посвященный творчеству советского композитора и теоретика музыки 1920-х годов Арсения Авраамова-Краснокутского, автора «Гудковой симфонии» и «рисованных звуков», создателю «Пролеткульта». Историк саунд-арта Андрей Смирнов создал инсталляцию из архивных документов, фотографий, звука и кадров фильма Дзиги Вертова «Киноправда №16».

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+