Выставки в Москве, открытые на деньги миллиардеров

Петр Авен помог Музею декоративно-прикладного и народного искусства сменить постоянную экспозицию, благотворительный фонд Михаила Гуцериева «Самфар» и «Транснефть» помогли организовать выставку Эля Лисицкого в Третьяковке и Еврейском музее, фонд Леонарда Блаватника поддержал Московскую биеннале в Новой Третьяковке, Наталья Опалева, меценат, создатель музея AZ — выставку «Атака Дон Кихотов» в музее AZ, фонд VAC Леонида Михельсона — проект «Дипломатия образа» в МоМА, Музей русского импрессионизма Бориса Минца — выставку «Михаил Шмякин. Совсем другой художник».
Где и что смотреть.
На Делегатской, в усадьбе Остерманов, где расположен Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, впервые за 20 лет сменили постоянную экспозицию. Новая выставка «Русский стиль. от историзма к модерну» демонстрирует этапы становления русского стиля в декоративно-прикладном искусстве. В экспозиции — живопись, вышивка, керамика, майолика, изделия из металла и дерева.
Коллекции музея почти 140 лет. Значительная часть — собрание Сергея Морозова, мецената, создателя московского Музея кустарных изделий с крупной в стране коллекцией предметов традиционной народной культуры, быт и занятий крестьянства. Коллекция Кустарного музея и легла в основу собрания, со временем получившего нынешнее название Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства.
Сменить экспозицию музею помог Петр Авен. По словам директора музея Елены Титовой меценат взял на себя половину стоимости всего проекта «Русский стиль. от историзма к модерну». По данным, указанным на сайте Госзакупок проект обошелся музею в сумму около 12 млн. рублей.
Участие Петра Авена в устройстве музейной экспозиции — это и личные связи (Авен дружит с семьей Елены и Бориса Титовых), и сфера живейшего интереса коллекционера Петра Авена. Миллиардер собирает русский модерн. Среди его сокровищ — «Эскиз к импровизации №8» Кандинского, «Красный дом» Марка Шагала, «Победный бой» Аристарха Лентулова. В собрании коллекционера — коллекция агитационного фарфора 1917-1941 годов, агитлака и самое большое собрание майолики Врубеля.
«Я собираю похожее искусство. У меня, например, большая коллекция абрамцевской майолики. А когда увлекаешься чем-то, то хочешь эту область развивать», — так ответил Петр Авен на вопрос корреспондента Forbes Life.
Меценат отметил, что модерн —это оригинальный, малоизученный период развития русского искусства.
В центре новой экспозиции музея — майоликовый камин работы Михаила Врубеля «Встреча Вольги Святославовича и Микулы Селяниновича».
«Врубель — оригинальный, гениальный художник, почти неизвестная фигура в русских классических искусствах», — отметил Петр Авен.
Не исключено, что в музейной экспозиции будут выставлены и предметы из собрания мецената. По его словам, такая возможность уже обсуждается.
Новая экспозиция в Музее декоративно-прикладного и народного искусства
Открывает новую экспозицию вводный зал «Народное искусство». Здесь можно увидеть прялки, керамику, народный костюм из коллекции Кустарного музея. Отдельные залы отведены Абрамцеву и Талашкину. Участники Абрамцевского художественного кружка — Василий и Аполлинарий Васнецовы, Константин Коровин, Михаил Врубель, Валентин Серов и другие художники, — стремились создать искусство, в основу которого легли народные и национальные традиции. Так появились Абрамцевская столярно-резчицкая, гончарная мастерские.
«Русский стиль. От историзма к модерну» в ВДМПНИ
Гончарным делом в Абрамцеве руководил Михаил Врубель. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже работы, созданные кружком, были удостоены золотых и серебряных медалей.
Резьба по дереву в новой экспозиции в музее ВДМПНИ
В разделе «Историзм», среди экспонатов выставлено деревянное кресло мастера Василия Шутова с подлокотниками в виде топоров и гравированной надписью «Тише едешь, дальше будешь».
Успехи Абрамцевского кружка вдохновили княгиню Марию Тенишеву на создание творческого объединения в своем имении Талашкино. Талашкинскими мастерскими руководили Сергей Малютин и Александр Зиновьев. Основным видом работ Талашкина была резьба по дереву.
Ретроспектива Эля Лисицкого в Новой Третьяковке и Еврейском музее
Первый совместный проект Третьяковской галереи и Еврейского музея и центра толерантности, первая ретроспектива Эля Лисицкого в России. Впервые в Россию привезли живописные «проуны» Лисицкого. В Еврейском музее показывают раннего, доавангардного Лисицкого, Лисицкого-ученика Малевича, книжные иллюстрации, плакаты, фотоколлажи, фотомонтажи, рукописи, документальные фотографии. В Новой Третьяковке — живописные и графические проуны, архитектурные и выставочные проекты (идеи и приемы организации выставок, придуманные Лисицким, в музейном мире в ходу до сих пор), фотографии. Как сказал Александр Борода, генеральный директор Еврейского музея, реализация таких масштабных выставочных проектов возможно только при помощи меценатов: «Компания «Транснефть» уже неоднократно поддерживала проекты музея, и идея этой выставки им понравилась. Наш попечитель, фонд «Самфар» содействует развитию разных культурных проектов. Наши партнеры, Третьяковская галерея, самостоятельно вели переговоры со своими спонсорами: изначально было принято решение, что создание экспозиции на каждой из площадок осуществляется своими возможностями, а общие траты, такие как реклама, создание каталога и транспорт, мы делим с коллегами пополам».
«Пространство резонирует от нашего присутствия» Олафура Элиассона в рамках Московской биеннале в Новой Третьяковке
В основном проекте Московской биеннале в Новой Третьяковке на Крымском валу показывают 213 работ, созданных 51 художником из 24 стран. Среди авторов — Бьорк, Мэтью Барни, Пьер Юиг, Олафур Элиассон. Специально для выставки в Москве создал свой проект «Пространство резонирует от нашего присутствия» Олафур Элиассон, который, по словам директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой, войдет в историю искусства. Биненнале в этом году поддержали компании-спонсоры «Газпромбанк», «Транснефть», фонд Гейдара Алиева и семейный фонд Леонарда Блаватника. Миллирадер не только вошел во вновь сформированный попечительский совет Московской международной биеннале современного искусства, но и стал одним из основных доноров, поддержав тем самым выбор куратора выставки Юко Хасегавы и ее концепцию.
«Атака Дон Кихотов» в музее AZ
На трех этажах камерного частного музея AZ — все, что вы хотите знать о Дон Кихоте, от литографий Гюстава Доре и цветных подписных литографий Сальвадора Дали из le livre d’artiste «Miguel de Cervantes Saavedra. Don Quichotte de la Manche» 1957 года из собрания Бориса Фридмана до мультимедийной инсталляции работы Дарьи Коноваловой-Инфате, посвященной Санчо Пансе. Но в центре, конечно, работы Анатолия Зверева. По количеству разнообразных техник в иллюстрациях к роману Сервантеса художник обошел всех остальных иллюстраторов: и карандаш, и перо, и акварели, и гуашь, и масло. Куратор выставки Полина Лобаческая замечает, что перечитывая «Дон Кихота», мы смеемся, обнаруживая сходные черты героя романа и героя нашего музея — художника Анатолия Зверева. Идея выставки принадлежит гееральному директору, создателю музея AZ, меценату Наталье Опалевой.
«Дипломатия образа» Владислава Шаповалова в МоМA на Гоголевском бульваре
Два года назад живущий в Италии художник Владислав Шаповалов обнаружил в Милане архив выставок ВОКС, Всесоюзного общества культурных связей с зарубежными странами, структуры, занимавшейся пропагандой советского строя и образа жизни. Реконструируя выставки, изучая идеологические и художественные приемы пропаганды, Шаповалов сравнивает деятельность ВОКС и американскую фотовыставку «Род человеческий», курированную Эдвардом Стайхеном, и показанную в Москве 1959 году в рамках мирового турне. Фонд V-A-C поддержал художника в работе над проектом, помог снять фильм и организовал программу бесед и кинопоказов в рамках выставки.
«Михаил Шемякин. Совсем другой художник», Музей русского импрессионизма
Михаил Шемякин — художник первой половины XX века, ученик Валентина Серова и Константина Коровина. 50 работ для ретроспективы предоставили частные собрания, Третьяковка, Русский музей, региональные художественные музеи. Но главное — Музей русского импрессионизма продолжил свою традицию — специально для выставки совместно с драматургом Юлией Поспеловой и актерами «Мастерской Дмитрия Брусникина» создан аудиоспектакль, основанный на неопубликованных воспоминаниях сына художника и документальных материалах, — саундпроменад «Шемякин». Музей — единственный в Москве, где у выставленных работ есть своя музыкальная партитура.