К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Как кражи картин из музеев влияют на арт-рынок

Как кражи картин из музеев влияют на арт-рынок
Forbes Life вспомнил самые знаменитые музейные кражи — от «Моны Лизы» Леонардо да Винчи до «Крика» Эдварда Мунка, и проанализировал, как воровство картин меняет цену полотен

В воскресенье в Инженерном корпусе Третьяковской галереи мужчина пришел на выставку Архипа Куинджи, снял со стены «Ай-Петри. Крым», удалил раму, положил картину в пакет и уехал на Mercedes. Через сутки работу вернули в Третьяковку, похитителя задержали.

Сейчас средняя цена на  Куинджи — около $200 000. Мировой рекорд был установлен в 2008 году на Sotheby’s, когда «Березовая роща» ушла с молотка за $3 млн.

Практика показывает: коллекционеры и арт-дилеры редко когда готовы иметь дело с ворами. Заполучив криминальным способом полотно своей мечты, новый владелец не сможет предоставить его на выставку или перепродать официально, поэтому цены на черном рынке даже на шедевры в 10-20 раз ниже. С похитителями картин, как с шантажистами, переговоры не ведут. Воровство картин музейного уровня лишает работы публичности, как и лишает зрителей возможности увидеть оригинал, а не репродукцию.

 

И тем не менее, воровство музейных ценностей иногда идет и картинам, и художникам на пользу.

1911 год, Лувр, Париж, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи
Getty Images

1911 год, Лувр, Париж, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи

В 1911 году в Париже «Мону Лизу» Леонардо да Винчи вынес из Лувра сотрудник музея Винченцо Перуджа. Поначалу считалось, что это художественный акт кого-то из творческой богемы, обвиняли Гийома Аполлинера и Пикассо. Фотографии «Джоконды» не сходили с первых страниц газет, пока их не вытеснили истории о кораблекрушении «Титаника». Два года спустя вор откликнулся на объявление в газете о том, что галерея Уффици готова купить работу Да Винчи. Перуджу задержали, а картина, прежде чем вернуться в Лувр, отправилась в турне по Италии. В Париж «Мона Лиза» вернулась всемирно-известным шедевром. С тех пор она пережила четыре случая вандализма. Двадцать известных на сегодняшний день полотен Леонардо да Винчи находятся в музеях, на рынке работ художника нет. Поэтому «Спаситель мира» из собрания Дмитрия Рыболовлева (картина куплена у швейцарского арт-дилера Ива Бувье за $127,5 млн) был продан с ажиотажным успехом в 2017 году на аукционе Christie’s за $450 млн.

1989 год. Музей Креллер-Мюллер. Пять картин Ван Гога, общей стоимостью $200 млн
Kröller-Müller Museum

1989 год. Музей Креллер-Мюллер. Пять картин Ван Гога, общей стоимостью $200 млн

В 1989 году на торгах аукционных домов Sotheby’s и Christie’s были выставлены варианты знаменитых «Ирисов» с эстимейтом около $50 млн. Увидев каталоги, грабители недолго думали. Они выбрали самый удаленный музей Креллер-Мюллер  в  национальном парке Де-Хоге-Велюве близ Оттерло, где хранятся 87 работ Ван Гога, и вынесли оттуда пять картин. Спустя несколько месяцев полиция вернула картины музею.

Вряд ли эта кража повлияла на известность Ван Гога и его рыночные цены.  В 2015 году аукционный дом Sotheby’s продал две картины за $54 и $66 млн, а в 2017 году на торгах  Christie’s «Вспаханное поле и пахарь. Сен-Реми» ушло за $81,3 млн.

1990 год. Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон. Кража работ Рембрандта и Вермеера на сумму $500 млн
Isabella Stewart Gardner Museum

1990 год. Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон. Кража работ Рембрандта и Вермеера на сумму $500 млн

Создатель бостонского музея Изабелла Стюарт Гарднер — знаменитый американский филантроп и коллекционер.  Под кураторским присмотром искусствоведа Бернарда Беренсона Изабелла Гарднер тщательно отбирала лучшие произведения европейской живописи, когда во второй половине XIX  века работы европейских мастеров буквально наводнили Америку.

В 1990 году грабители, переодетые в полицейскую форму, вынесли тринадцать полотен, в числе которых «Концерт» Вермеера, Мане, Дега, и три картины Рембрандта, включая его единственный морской пейзаж «Христос во время шторма на море Галилейском». Местонахождение произведений до сих пор неизвестно, общая стоимость оценивается в $500 млн.

Вермеер  — редкая находка на рынке, ведь в отличие от продуктивного Рембрандта, в его наследии около 35 картин. Последняя за 90 лет работа Вермеера была продана в 2004 году за $30 млн коллекционеру, владельцу «Лейденской коллекции» Томасу Каплану.

Пару лет назад Рейксммузеум и Лувр купили вскладчину парный портрет кисти Рембрандта, это стоило музеям около $160 млн.

Спустя двадцать восемь лет музей Изабеллы Стюарт Гарднер не отчаивается найти свои сокровища. В начале 2018 года совет галереи удвоил компенсацию до $10 млн тому, кто вернет хоть что-то из украденных полотен.

Кража никак не повлияла на цены старых мастеров на рынке, поскольку ни одна из этих работ не может быть продана официально.

1994 год. Эдвард Мунк «Крик». Национальная музей в Осло. 2004 год. «Крик» и «Мадонна». Музей Мунка, Осло
Getty Images

1994 год. Эдвард Мунк «Крик». Национальная музей в Осло. 2004 год. «Крик» и «Мадонна». Музей Мунка, Осло

Всемирной славой норвежский художник Эдвард Мунк обязан своей картине «Крик». Знаменитой работа стала благодаря ограблениям музеев.

В первый раз «Крик» украли 12 февраля 1994 года в Осло. Воры пробрались в Национальный музей, пока охрана смотрела открытие Олимпийских игр в Лиллехаммере. На выходе воры оставили записку охране: «Спасибо за лень». Чуть позже, когда стало понятно, что продать работу не получается, похитители попытались вернуть картину за $1 млн, но музей пошел на принцип. В дело вмешалась полиция. В мае того же года «Крик» с обретенной мировой славой и незначительными повреждениями вернулся в музей.

Второе покушение на работы Эдварда Мунка произошло в 2004 году. Вооруженные грабители вынесли из Музея Мунка две картины: «Крик» и «Мадонну». В течение двух лет работы не могли найти, а норвежская полиция отдавала под суд всех, кто имел отношение к этому делу. Правительство обещало 2 миллиона норвежских крон ($313 000) тому, кто располагает любой информацией о грабителях или местонахождении картин. В 2006 работы были возвращены в музей с незначительными повреждениями. Вернувшись  в экспозицию, картины вызвали настоящее зрительское паломничество: в первый же день галерею посетило 5 000  человек.

Цены на Мунка резко выросли. Работа «Вампир» была продана за $38 млн, а одна из вариаций «Девочек на мосту» — за $30 млн. В 2012 году на аукционе Sotheby’s оказался единственный экземпляр «Крика», хранившийся в частном собрании, пастель 1895 год. На торгах «Крик» с мировым рекордом заполучил американский коллекционер Леон Блэк, заплативший за работу $119 922 500.

Мунк не падает у цене.  Сейчас, например, один из вариантов «Девочек на мосту» оценивается от $54 млн.

2002 год. Музей Ван Гога, Амстердам. Две ранние картины художника. Цена: около $4 млн
Van Gogh Museum

2002 год. Музей Ван Гога, Амстердам. Две ранние картины художника. Цена: около $4 млн

Две ранние работы Ван Гога «Вид на море у Схевенингена» и  «Выход из протестантской церкви в Нюэнене», украденные из Музея Ван Гога в Амстердаме в 2002 году были обнаружены в 2016 году итальянской полицией у мафиозной группировки «Каморра». Хотя ранние работы Ван Гога не так популярны, как его поздние красочные полотна, однако мало кто может отказаться от его работ. Картины голландского периода художника стоят от $2 до 5 млн.

2012 год. Кюнстхал, Роттердам. Клод Моне, Пикассо, Матис, Гоген, Фрейд
Waterloo Bridge, 1903 by Claude Monet

2012 год. Кюнстхал, Роттердам. Клод Моне, Пикассо, Матис, Гоген, Фрейд

В 2012 году в ночь с 15 на 16 октября румыны Раду Догару и его сообщник украли с выставки из роттердамского музея Кюнстхал две картины Клода Моне, по одной работе Матисса, Гогена, Пикассо и Люсьена Фрейда. Злоумышленник получил 7 лет лишения свободы. Работы по-прежнему не найдены. Во время расследования мать преступника сообщила, что сожгла картины в надежде спасти сына от тюрьмы.

1980, Центр Помпиду, Париж, краденое произведение Малевича
Christie’s

1980, Центр Помпиду, Париж, краденое произведение Малевича

В 1977 году случилась весьма запутанная история: шведский литературовед Бенгт Янгфельдт, обещая перевезти архив ученого Николая Харджиева на Запад, по словам Харджиева, украл и тайно вывез в Швецию четыре картины Казимира Малевича. Харджиев писал письма с просьбой вернуть картины. В 1980 году Янгфельдт продал «Черный крест» Малевича Центру Помпиду в Париже за 4,5 млн франков, таким образов обелив свою репутацию. Остальные работы Янгфельдт  решил продать по истечении 25-летнего срока, после которого дело о воровстве искусства не считается подсудным.  В 2004 году он подарил «Супрематическую композицию: белый квадрат на черном фоне» Стокгольмскому музею современного искусства.  «Супрематическая композиция» Малевича 1916 года ушла с молотка весной 2018 года на Christie’s за $85,8 млн.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+