
С 16 по 24 марта в голландском Маастрихте пройдет самая крупная и авторитетная ярмарка старого искусства TEFAF. Среди 279 галерей-участниц со всего мира нет ни одной российской, но наших коллекционеров здесь знают и ждут. Поэтому и русское искусство XIX — первой половины XX веков европейские и американские дилеры привозят без перебоев. Forbes Life выяснил, что везут и сколько за него просят.
Мастерская Карла Фаберже. Подставка для спичек в форме слона, около 1890. Галерея A La Vieille Russie. Цена по запросу
Одна из главных галерей, специализирующаяся на камнерезной пластике и ювелирных украшениях фирмы Фаберже, — A La Vieille Russie из Нью-Йорка. Ее история началась почти 170 лет назад в Киеве, и за время существования через руки дилеров прошли, вероятно, тысячи разнообразных объектов легендарной мастерской, от брошей и заколок для галстуков до вещей с царскими и королевскими провенансами. К последним принадлежит и выставленный слон-подставка из песчаника и серебра с гранатовыми глазками, выполненный мастером Юлием Раппопортом: он принадлежал сыну короля Георга V, принцу Генри. Слон появлялся на торгах Christie’s в ноябре 2013 года — при эстимейте £15-25 000, он был продан за £108 100.
Мастерская Карла Фаберже. Сет булавок для галстука, около 1900. Галерея Wartski. Цена: £35 000
Лондонская галерея Wartski — старейший поставщик изделий Фаберже в музеи и частные коллекции по всему миру. В конце 1920-х годов именно через Wartski прошли многие драгоценности царского двора, варварски распроданные большевиками.
Ювелирные изделия Фаберже будут главенствовать на стенде и сегодня: от бриллиантовых пуговиц до рамок для фотографий и шкатулок.
Алексей фон Явленский. «Гиацинты», 1902. Bailly Gallery. Цена: €600 000
Эта ранняя работа русского экспрессиониста Алексея фон Явленского написана в Мюнхене, куда отставной штабс-капитан переехал шестью годами ранее и где он вместе с Василием Кандинским учился живописи, а позже вошел и в объединение «Синий всадник». Полотно, композицией и стилем напоминающее о тогдашнем поклонении художнику Ван Гогу, в январе этого года уже засветилось на стенде галереи на ярмарке BRAFA в Брюсселе. Оно включено в каталог-резоне Явленского, вышедший в 1991 году.
Марк Шагал. «Влюбленные с маками», 1950. Галерея David Levy et Associés. Цена: $5 400 000.
Полотно «Влюбленные c маками» написано в 1950 году с изображением эмблематичных для Шагала пары и вазы с цветами. Картина происходит из американских коллекций, имеет сертификат Marc Chagall Comité и даже была показана в документальном фильме Франсуа Леви-Кюнца «Шагал: России, ослам и другим» в мастерской художника.
Мария Васильева. Куклы-скульптуры, 1920-е годы. Галерея Alexandre Biaggi — Pierre Passebon. Цена: €180 000
23-летняя уроженка Смоленска, Мария Васильева в 1907-м по стипендии перебралась в Париж, где брала уроки у Матисса, а через несколько лет открыла собственную студию Academie Vassilieff на Монпарнасе. К созданию кукол модернистку, дружившую с Модильяни и Сутиным, подтолкнул кутюрье Поль Пуаре. Тринадцать таких гротескных фигур, изображающих художественную элиту Парижа, продают в Маастрихте.
Василий Кандинский. «Белая форма», 1939. Галерея Stephen Ongpin Fine Art. Цена: $950 000
Эта одна из поздних гуашей на черной бумаге Василия Кандинского в последний раз всплывала на вечерних торгах Sotheby’s в Лондоне в 2012 году в рамках распродажи графики художника из крупного американского собрания. Эта работа была продана за £421 300, не дотянув до верхнего порога эстимейта в £500 000. Сегодня рисунок, происходящий из наследия вдовы художника Нины, британская галерея продает вдвое дороже.
Икона «Святой Георгий». Конец XVI века. Галерея Tóth Ikonen Цена: €45 000
Голландская галерея Tóth Ikonen уже более 45 лет специализируется на русских иконах и представляет их на TEFAF. В подборке этого года — самая старая из них с изображением Святого Георгия датируется концом XVI века и происходит из Ростова Великого. Как и большинство работ на стенде, она происходит из частного немецкого собрания.
Петр Кончаловский. «Пейзаж с красным домом», 1918, Bailly Gallery. Цена: €760 000
Сезаннистский пейзаж Петра Кончаловского успел побывать в России в новейшей истории: он принимал участие в ретроспективах художника, прошедших в 2010 году в Русском Музее и Третьяковской галерее. В 2017 году пейзаж был выставлен на продажу в небольшом парижском аукционном доме Tessier & Sarrou et Associés с эстимейтом €120-150 000, а продан за €393 800.
Александр Богомазов. «Чайник», 1914. Галерея James Butterwick. Цена: €1 350 000
Весь стенд галериста Джеймса Баттервика в этот раз будет посвящен Александру Богомазову, русско-украинскому авангардисту и теоретику искусства, вместе с Экстер и Бурлюком продвигавшему идеи кубофутуризма. Одна из самых дорогих выставленных работ как раз и принадлежит к этому периоду — «Чайник» 1914 года, успевший побывать и в собрании галереи Мартина Мюллера в Сан-Франциско, оценен дилером более чем в €1,3 млн.