
С 27 марта по 1 апреля в Париже в 28-й раз проходит ярмарка рисунка Salon du Dessin. В неоклассических залах Пале-Броньяр разместились стенды 39 международных галерей и две специально подготовленные к смотру выставки: сокровища графики из музея Карнавале (два года назад его место занимал здесь Пушкинский музей) и исторические рисунки из собрания ювелирного дома Chaumet.
Среди тысяч рисунков, акварелей и гуашей, от старых мастеров до модернистов, которые привезли во французскую столицу дилеры, Forbes Life разыскал те, что принадлежат русским художникам. И выяснил, сколько они стоят.
Марк Шагал. Синий петух или Сны о деревне. 1958
€2 000 000 — €3 000 000 (Helene Bailly Gallery)
Работа, наполненная традиционными для иконографии одного из главных русских авангардистов символами (крышами Витебска, ослом, синим петухом, рыбой, невестой и букетом цветов), происходит из известной шведской коллекции Бо и Маргарет Лингхов. Произведение выполнено в смешанной технике на бумаге в 1958 году и имеет сертификат Comité Chagall.
Илья Репин. Скетчбук. 1872-1875
€600 000 (Jean-Luc Baroni & Marty de Cambiaire)
Репинский скетчбук, содержащий около 120 карандашных и чернильных рисунков, особенно актуален сейчас, во время проведения ретроспективы художника в Третьяковской галерее. Среди прочего в блокноте есть штудии и зарисовки ко многим известным жанровым и портретным работам мастера, от «Парижского кафе» и «Садко в подводном царстве» до автопортрета. Этот графический сет в 2011 году уже появлялся на публике: он был продан на русских торгах Christie’s за £253 250 при эстимейте £150 000 — £250 000.
Зинаида Серебрякова. Мать и ребенок. 1932
€100 000 — €150 000 (Helene Bailly Gallery)
Эта пастель была написана Серебряковой во время одной из поездок в Марокко, где она побывала с экспедициями по приглашению бельгийского мецената барона де Брауэра. Вместе с другими произведениями «африканской» серии «Мать и ребенок» демонстрировалась на выставках в галереях Charpentier и Bernheim. Подлинность работы подтверждает сертификат Фонда Зинаиды Серебряковой.
Никола де Сталь. Композиция. 1949
€50 000 (Galerie Berès)
Николая Владимировича Сталь фон Гольштейна русским можно считать лишь номинально, по месту рождения. В 1919 году в возрасте пяти лет генеральский сын с семьей покинул Россию и получил образование в Бельгии. Тем не менее, его русскость чудесным образом сохранилась, вероятно, благодаря общению с соотечественниками, представителями Парижской школы.
Цены на его работы сегодня стабильно растут, в особенности после серий удачных аукционных торгов: в мае 2018 года его «Стоящая обнаженная» ушла на аукционе Sotheby's за $12,1 млн.
Леопольд Сюрваж. Морская граница. 1919
€35 000 (Galerie Berès)
Молодой Сюрваж, урожденный Штюрцваге, выставлялся в России и с авангардистами Гончаровой и Бурлюком, и с бубновалетовцами. Но славу и признание обрел в Париже, куда перебрался с женой еще до революции и где, работая в одной мастерской с Модильяни, занимался самыми разными вещами, от оформления дягилевских постановок до рисунков тканей Chanel. Работа, выставленная парижской Galerie Berès, была создана через пару лет после первой персональной выставки Сюрважа, прошедшей во французской столице в 1917 году.
Федор Алексеев. Вид на Государственный ассигнационный банк в Санкт-Петербурге. 1790
€7000 (Galerie Terrades)
Федора Яковлевича Алексеева, учителя Сильвестра Щедрина и одного из основоположников русского пейзажа, еще при жизни окрестили «русским Каналетто». Выходец из городской бедноты был принят в Академию художеств Петербурга в 11 лет. В 41 год за урбанистические полотна родного города он был удостоен звания академика. В Париже представлен один из подготовительных рисунков к серии с изображением знаменитого здания работы Кваренги.
Лидия Жолткевич. Голос сахарника. 1930-е
$4000 (Stephen Ongpin Fine Art)
C 1908-го Лидия Жолткевич жила в Париже и училась в Академии Коларосси, единственной школе, куда в те времена принимали женщин. В революционном 1917-м семья Жолткевич вернулась в Россию, а девушка продолжила обучение в легендарном ВХУТЕМАСе. Такой поворот сделал из нее в полном смысле советскую художницу, работавшую на величие Страны Советов (она делала эскизы панно для павильона СССР на всемирных выставках в 1930-х годов в Париже и Нью-Йорке). Выставленный на продажу эскиз агитационного плаката, как говорят в галерее Stephen Ongpin Fine Art, был сделан как раз к парижской выставке 1937 года, где отмечалось 20-летие революции.