Страшно хорошо: новый хоррор «Под водой» и еще 5 самых мизантропических фильмов ужасов

Фантастический хоррор «Под водой» с Кристен Стюарт и Венсаном Касселем вышел на российских экранах 23 января. Одни называют фильм увлекательным глубоководным ужастиком, другие — пустышкой, «Гравитацией» под водой и ремейком «Чужого». И с последними трудно не согласиться. «Под водой» — дорогой B-муви, тонущий в скупости воображения. Заваруха в мутных глубинах океана, где подводные бурильщики сталкиваются с мифическими чудовищами, похожа на любой другой монстр-хоррор, в котором по классике жанра все рушится и взрывается, когда персонажи пробуждают нечто, убивающее любопытных одного за другим. Подводные трудяги бегут от одного гигантского аванпоста к другому, по дороге теряя напуганных коллег, а сам фильм становится водянистым заявлением о том, что опасно тревожить природу. И вот вроде бы находишься страшно глубоко, а весь сюжет выглядит мелко от начала до конца.
Но история знает по-настоящему талантливые фильмы ужасов. Forbes Life вспомнить пятерку злых, жестоких, мизантропических «ужастиков», рядом с которыми «Под водой» бледнеет. Бойтесь и наслаждайтесь!
«Сквозь горизонт», или «Горизонт событий» (1997)
Где застряли: в зловещем звездолете.
Фильм ужасов о дрейфующем космическом корабле с тайной, разрушающей здравомыслие. Как вам такой хоррор от режиссера «Обителя зла»? «Сквозь горизонт» — один из крутейших фантастических фильмов 90-х. Гигантское судно в символической форме креста исчезает и внезапно появляется лишь спустя годы. Экипаж погиб, но где корабль путешествовал, никто не знает. Похожий на «Космическую одиссею» и «Восставшего из ада», жутик рассказывает о человеке, заглянувшем по ту сторону материального. Нырнувший в бездну ада, звездолет играет со страхами людей, атакуя их кошмарными видениями, а потом взрывается кровавой вакханалией. Понятно, есть классика жанра «Чужой» и «Нечто», но посмотрите «Сквозь горизонт», один из первых образцов трансцендентной фантастики, который похож на «Солярис» в эстетике Slipknot.
«Спуск» (2005)
Где застряли: в мрачных лабиринтах пещеры.
В этом ужастике от режиссера «Хэллбоя» (нет, не Гильермо дель Торо, а Нила Маршалла) женщины оказываются в цепких лапах пещерных монстров, так что дружный пикник на природе оборачивается кровавым кошмаром. Спустившись в скалистые глубины, откуда есть только один выход — вниз, боевые дамы понимают, что они не одни. «Спуск» — мрачнейшая, как тесные подземные лабиринты, история о предательстве и перерождении, где людьми овладевает паника и паранойя. Мало того, что в этих пещерах можешь застрять, на тебя еще охотятся слюнявые людоеды, которые в темноте не видят, зато хорошо слышат. А из мест, где страшно, мокро и кроваво, пути назад нет. Но кому мало «Спуска», смотрите отличный саспенс-триллер «Не дыши» — там тоже о слепых и зрячих.
«1408» (2007)
Где застряли: в проклятом номере отеля.
Джон Кьюсак играет писателя, который сочиняет истории об отелях с привидениями (привет «Сиянию»). Герой ночует в гостиницах, где якобы обитают призраки, хотя сам в потустороннее не верит, потому что никогда не видел. А может, не верит, поэтому не видит. Писатель, который не курит, но пьет (он же писатель), не верит ни во что, кроме себя, а, значит, главное — продать мистификацию. Но однажды герой вселяется в загадочный номер 1408, где живет настоящее зло (опять привет «Сиянию»). В комнате, пробуждающей тревожные воспоминания, на подушке появляются шоколадки, происходит всякая чертовщина и писатель потихоньку сходит с ума, разговаривая с холодильником и листая пустую Библию. История об умирающем в кафкианском отеле человеке показывает, что происходит, когда поддаешься скорби и отчаянию. Проклята не комната, а человек. Как сказал бы главный герой: даю этой мистике по шкале страха десять черепов.
«Репортаж» (2007)
Где застряли: в зараженном вирусом доме.
После оглушительного успеха «Ведьмы из Блэр», одного из феноменов в жанре хоррор-мокьюментари, испанцы решили воскресить игровое кино в документальной форме. Получился сумасшедший фильм ужасов, который породил три продолжения и два американских римейка, единственная причина существования которых — лень американской публики читать субтитры. Режиссерам удалось превратить легкомысленный ночной репортаж о пожарных в дичайший сурвайвал-хоррор, который в приступе бешенства демонстрирует темную сторону жизни в обществе. Напуганные жильцы одного дома оказываются в ловушке и недоверие к соседу начинает обостряться. «Репортаж» —квинтэссенциальный «found footage», у которого есть характер. Яростный, захватывающий и непредсказуемый фильм мгновенно ставит зрителя на место жертвы вспыхнувшего безумия. Главное, Пабло, не выключай камеру, пиши все!
«Мгла» (2007)
Где застряли: в продуктовом магазине.
Провинциальный городок затянут плотным туманом, который заставляет объятых страхом граждан прятаться в продуктовом магазине. Кто сунется на улицу, того сожрут монстры. «Мгла» — фантастически трагичный фильм, который показывает как человечество впадает в безумие. Если люди напуганы, они становятся стадом, которое поверит любому, кто сулит спасение. Заприте людей в комнате, и они поубивают друг друга, ибо такова звериная природа человека. Думаете, мы зря придумали политику и религию? Неужели чудовища — кара Господа? Неизвестность и неуверенность порождают отчаяние, ведущее к гибели, и нам остается либо ждать, либо действовать. Апокалиптический хоррор по Кингу от режиссера «Побега из Шоушенка» не столько о монстрах снаружи, сколько о монстрах внутри. «Мгла» напоминает о том, что никогда нельзя терять надежду, потому что одному в аду делать нечего.