Российские премьеры и хиты мировых кинофестивалей: что смотреть на Strelka Film Festival

Конец фильма
30 августа, 21:00
Российская премьера
Откроется фестиваль премьерой новой работы Владимира Котта («Карп отмороженный») с символичным для начала праздника кино названием. В отличие от брата Александра Котта, крепкого ремесленника, Владимир скорее снимает «авторское кино», и новая картина это подтверждает, будучи, похоже, самой личной из всех его работ.
Главный герой, режиссер Митя убегает со съемочной площадки телесериала, не желая больше заниматься этим «мещанским искусством» и размышляет о своей роли в индустрии. Помогает герою осмыслять жизнь призрак великого итальянского актера Марчелло Мастроянни. Кино о кино — это всегда интересно, а когда это российское кино о российской индустрии — это еще очень остро и актуально.
Удалить историю
31 августа, 21:00
Берлинский кинофестиваль — специальный приз
Режиссерский дуэт Бенуа Делепина и Гюстава Керверна снял уже не один фильм — в фильмографии друзей есть титулованные «Последний мамонт Франции» (тоже номинант Берлинале) и «Почти смертельный опыт» (участник Венецианского кинофестиваля). Но впервые они, кажется, выпускают по-настоящему злободневное кино — и при этом смешное.
Вереница историй обыгрывает тему зависимости современного человека от гаджетов: один герой влюбляется в голосового помощника, вторая становится жертвой молодого шантажиста, грозящего выложить запись их секса в сеть, третью атакуют тролли в интернете. Зрителя ждет сеанс кинолуддитства и критики капиталистических ценностей, но в увлекательной оболочке жанровой комедии.
Ундина
1 сентября, 21:00
Берлинский кинофестиваль — приз за лучшую женскую роль
Лента в духе магического реализма от классика современного немецкого кино Кристиана Петцольда. Фильм и правда стоит посмотреть: сыгравшая в нем Паула Бир получила, кажется, последний в истории приз за лучшую женскую роль — как известно, теперь актерские награды в Берлине будут гендерно нейтральными.
Картина рассказывает историю девушки-гида, которая обожает архитектуру немецкой столицы и водит экскурсии по знаковым местам. Ей суждено быть брошенной своим парнем и встретить новую любовь в лице водолаза Кристофа (невероятная звезда немецкого кино Франц Роговский). Кино не только о любви, но и о культовом городе, его легендах, а также мифологии человеческих отношений — красивое и чувственное.
Никогда, редко, иногда, всегда
2 сентября, 21:00
Берлинский кинофестиваль — Гран-при жюри
Инди-хит, перекочевавший в Берлинский конкурс из программы «Сандэнса», что бывает не так уж часто — все-таки фестивали А-класса предпочитают брать лишь мировые премьеры. Да еще и получивший в Берлине второй по важности приз — тоже из-за острой тематики, перекликающейся с каннским лауреатом «4 месяца, 3 недели и 2 дня» Кристиана Мунджиу (и не просто так — режиссер «Никогда, редко, иногда, всегда» Элиза Хиттман вдохновлялась лентой Минджиу).
Это история о двух девушках, едущих в Нью-Йорк из задрипанного городка штата Пенсильвания, чтобы втайне от всех сделать одной из них аборт. На «Сандэнсе» фильм получил приз с формулировкой «за неореализм». И дело тут не в стилистике условного Роберто Росселини или кромешной и естественной бедности антуража — в кадре все ровно наоборот. Вспоминая слова классика, «разруха не в клозетах, а в головах». И это кино о том, как непросто жить нынешней женщине, даже если все, вроде бы, настроены к тебе доброжелательно — нет-нет, да откуда-то донесется набившее оскомину «лучше бы родила».
Ассистентка
3 сентября, 20:30
Берлинский кинофестиваль, «Сандэнс» — участник
Камерная драма о девушке, мечтающей стать продюсером, которая устраивается в неназванную кинокомпанию на должность помощницы властного гендиректора организации. Ее жизнь целиком состоит из унижения — невыносимой офисной рутины, грязных замечаний коллег и вынужденного молчания, когда речь заходит о злодеяниях босса против других сотрудниц.
Это фильм, который можно считать определенной точкой в ответе на вопрос «Почему ты не сказала раньше?». Китти Грин, австралийский режиссер украинского происхождения, не в первый раз обращается к женской теме: она пришла в игровое кино из документалистики и известна по лентам «Украина не бордель» о движении FEMEN и «Лицо Украины: кастинг Оксаны Баюл» о знаменитой фигуристке.
Побочный эффект
3 сентября, 23:00
Российская премьера
Фильм Алексея Казакова, сценариста фильмов Жоры Крыжовникова («Горько!», «Самый лучший день»), а также «Чернобыля» Данилы Козловского, выполненный — неожиданно — в жанре мистического триллера.
Интригующий сюжет: в дом архитектора Андрея и его жены врываются грабители, и это событие отпечатывается в памяти супруги черным-черным пятном. Чтобы избавить Олю от неприятных мыслей, он отводит ее к некой даме с того света по имени Мара (на секунду, так зовут злого славянского духа, насылающего плохие сны), но в итоге загадочная девушка делает ей еще хуже.
Вторая российская премьера фестиваля, и не менее необычная, чем «Конец фильма» Владимира Котта: травмирующая роль воспоминаний, мистика, кризис брака и демоническая Александра Ревенко из «Гоголь-центра». Помимо нее, задействованы и другие актеры труппы Кирилла Серебренникова, например Семен Серзин (исполнитель главной роли в грядущей экранизации «Петровых в гриппе»).
Плохие сказки
4 сентября, 20:30
Берлинский кинофестиваль — приз за лучший сценарий
Второй режиссерский проект братьев-близнецов Дамиано и Фабио Д’Инноченцо, ставших протеже самого Пола Томаса Андерсона после успеха их первого фильма «Один шанс на всю жизнь» (тоже участника Берлинале).
Кино, которое начинается почти как комедия положений в духе «Идеальных незнакомцев», только с социальным налетом, быстро разворачивается в экзистенциальную драму о социальном расслоении пополам со страхом взросления.
На семейном ужине в захолустном пригороде Рима, где собрались представители семейств разного уровня достатка, слово за слово начинается ссора. А все из-за противоречий по самым разным вопросам: от воспитания детей и их оценок в школе до секс-просвета. Мрачная и впечатляющая, хотя слегка затянутая и обремененная легкой театральностью, картина о проблемах мещан — и о том, что дружбы между богатым и бедным не существует. В отличие от остальных фильмов фестиваля, эта картина пока не планируется к прокату — спешите видеть.
Гнездо
4 сентября, 23:00
«Сандэнс» — участник
Утонченный триллер Шона Дуркина, девять лет назад взявшего на «Сандэнсе» приз за лучшую режиссуру своего дебюта «Марта, Марси Мэй, Марлен» с Элизабет Олсен в главной роли. Теперь у него в актерском составе еще одно громкое имя — Джуд Лоу в одной из самых ярких ролей в своей карьере. Он играет удачливого брокера, который, несмотря на сопротивление семьи, переезжает с домочадцами в поместье в Лондоне, где начинает корчить из себя натурального плейбоя и светского льва. Хотя быстро понимает, что авантюра прогорела и ему придется лишь изображать успешного джентльмена, а не быть им на самом деле.
На дворе 1986 год, что как бы нивелирует разницу между маньеристской Англией конца XX века и современной Америкой: лондонские пижоны не так уж и далеко ушли от своих коллег по стартапам из США — за имидж, пожалуй, и убить готовы. Получилась история обыкновенного безумия, отсылающая к классике готического кинематографа — от «Ребекки» Альфреда Хичкока до «Невинных» Джека Клейтона.
Ширли
5 сентября, 21:00
Берлинский кинофестиваль — участник
Еще одно упражнение в готике, на этот раз — ментальной: о писательнице Ширли Джексон, которая написала роман «Призрак дома на холме», ставший классикой литературы ужасов. Для режиссера Жозефин Декер (известной, в том числе, тем, что она разделась перед Мариной Абрамович в нью-йоркском Музее современного искусства) это не первый фильм в программе Берлинале, а прославилась она картиной «Мадлен Мадлен», произведшей фурор на «Сандэнсе».
Но «Ширли» — это первый по-настоящему зрительский фильм в ее карьере, да еще и мастерски сделанный (оператор Стурла Брандт Гревлен, лауреат Берлинале за фильм «Виктория», рискует отхватить и «Оскар» за эту работу). Но главное — это не среднестатистическая драма про великую личность, а натуральный фильм ужасов, замаскированный под байопик. Джексон в нем, в поисках вдохновения, приглашает в свой дом молодую пару, после чего все в доме понемногу начинают ехать крышей куда-то в мир произведений писательницы, а аккуратное биографическое кино — в область окололинчевского хоррора.
Зла не существует
6 сентября, 21:00
Берлинский кинофестиваль — «Золотой медведь» за лучший фильм
Один из главных фильмов берлинского смотра, при этом чертовски политизированный — режиссеру фильма, иранцу Мохаммаду Расулофу запрещено снимать кино и «Зла не существует» создавался втайне (запрет на съемку фильмов — вообще «нормальное» дело в Иране, см. судьбу Джафара Панахи).
И в то же время это крайне важная для искусства работа, в которой автор рассуждает о страшных вещах, к которым даже в либеральнейшем из искусств кинематографе не часто обращаются — к теме смертной казни. Четыре истории палачей, казнящих людей: кто-то смирился со своей судьбой и после плахи идет на семейный ужин со спокойным сердцем, кто-то страдает, кто-то молится. Фильм Расулофа задает неудобные вопросы: можно ли легализовать смерть? Можно ли простить того, кому за убийство ничего не грозит? И вообще — есть ли зло на земле, или оно давно уже истерлось, стало обыденным и привычным, как ежедневное омовение рук?
Через неделю после награждения на Берлинале режиссеру выдали постановление об отбытии тюремного срока на год.
