Дуров, прощание с СССР и «Эротический драйв»: какие фильмы стоит посмотреть на ММКФ

«Дуров»
Программа: Конкурс документального кино
Документальный фильм о создателе «ВКонтакте» и Telegram, включающий в себя интервью с близкими людьми из окружения Дурова, а также с инфлюенсерами эпохи российского «нового Интернета», например Александром Горбуновым, блогером и создателем телеграм-канала «Сталингулаг».
Режиссер фильма Родион Чепель — московский журналист, автор фильмов-расследований (например, о российском нелегальном рынке алкоголя). Свою новую картину он презентовал Павлу Дурову в Дубае, а в подготовке участвовала команда Telegram, обеспечившая «небывалый доступ к тому, что происходит в самой закрытой компании в сфере IT».
«Вкус» / Vi
Программа: 8 ½ фильмов
Футбольный тренер увольняет мужчину-нигерийца, всю жизнь просидевшего на скамейке запасных. Он уходит в трущобы вьетнамского Хошимина, где вместе с четырьмя пожилыми женщинами организовывает странную коммуну, напоминающую утопию. Вместе они готовят, пьют, едят, танцуют и занимаются сексом. Но постепенно иллюзия нормальной жизни уходит.
Сенсация последнего Берлинского кинофестиваля, которая заслуживает самого большого экрана. Напоминающий «медленное» кино на манер творчества тайваньских режиссеров, этот гипнотический фильм по структуре похож на гибрид клипа и арт-инсталляции. Странный, ни на что не похожий опыт, наполненный фрейдистскими трактовками и критикой колониализма.
«Паркет»
Программа: 8 ½ фильмов
Стареющий и медленно умирающий от прогрессирующей болезни танцор аргентинского танго, которого все знают как Какаду, на вечере танцев находит свою давнюю любовь — Валенсию, с которой они не виделись больше 20 лет. Там же его встречает бывшая любовница и партнерша по танго Элизабет. Странный любовный треугольник пускается в пляс — как в последний раз.
Эта картина знаменитого драматурга Александра Миндадзе не могла найти себе места почти два года, пока не была в прошлом году показана на таллинском кинофестивале «Темные ночи». И там стала настоящим событием — яркая и страстная танцевальная мелодрама показывает любовь, возможно, последнюю в жизни, как самый красивый апокалипсис.
«Из рода зверей» / Genus Pan
Программа: Мастера
Трое работников золотой шахты бредут по пустынным и суровым филиппинским землям в родную деревню, по дороге рассказывая друг другу байки о местных поверьях, рассуждая о Боге и надеясь на лучшую долю в погрязшей в коррупции стране. Постепенно они будто звереют, становятся все более бесчеловечными и озлобляются на всех и вся.
Для гигантомана Лава Диаса, обожающего долгие планы и фантастические хронометражи (самый его длинный фильм длится 11 часов), эта картина — почти короткометражка: всего-то 2,5 часа. За это время режиссер успевает обсудить историю и мифологию родных Филиппин, поговорить о человеческой природе и медленно погрузить зрителя в свое невыносимо тягучее и в то же время привлекательное кино.
«Чрево моря» / El vientre del mar
Программа: Основной конкурс
В 1816 году французский фрегат «Медуза» напоролся на песчаную косу близ Сенегала и его экипаж был вынужден сойти с корабля на специально построенный плот. Но все пошло не по плану, и из 150 моряков выжили всего лишь 15. «Чрево моря» рассказывает об этой трагедии, фиксируя одичание людей посреди враждебной воды.
Живой классик кино Агусти Вильяронга известен в первую очередь по шокирующей картине «В стеклянной клетке» о мальчике-убийце, превратившем жизнь бывшего нацистского врача в концлагерь, а также макабрическому клипу Милен Фармер на песню F*ck them all. В свежем фильме он снова обращается к любимой теме антропологии смерти.
«Прощай, СССР» / Hüvasti, NSVL
Программа: Русский след
Финский мальчик Йоханнес, облысевший после купания в речке близ атомной элекстростанции, переезжает со своей семьей в Эстонию конца 1980-х. Там он заводит дружбу с Геной — маленьким чеченцем, который обещает оберегать Йоху от всех опасностей. Но одно мальчикам остановить не под силу — неотвратимый и последовательный распад Советского Союза.
Несмотря на слегка мрачноватую завязку, этот необычайно светлый и жизнерадостный фильм напоминает гибрид «Очень странных дел» и фильмов Уэса Андерсона и Тайки Вайтити. Прянично-солнечный СССР, крокодил Гена, Алла Пугачева, игрушечная машина, на которой Йоха мечтает сбежать во взрослую жизнь, — пожалуй, это один из самых необычных «романов взросления» последних лет.
«Сбой в матрице» / Glitch in the Matrix
Программа: Свободная мысль
Документальный сплав «Матрицы» братьев Вачовски и «Электрических снов» Филиппа К. Дика. Фильм, предлагающий уже знакомую теорию: мы с вами живем не в настоящем мире, и все, что мы видим, — лишь проекция, морок, надвинутый на глаза, чтобы скрыть истинную реальность, неказистую и пугающую.
Американский режиссер Родни Ашер — явный любитель теорий заговора: в своем фильме «Комната 237» он разбирал параноидальную подоплеку «Сияния» Кубрика, а в «Ночном кошмаре» (тоже, кстати, побывавшем на ММКФ) предлагал мистическую интерпретацию феномена «сонного паралича». В новом фильме он, подтягивая в общую кучу мифологию, философию и субъективные размышления, дарит зрителю аналог НЛП в киноэквиваленте.
«Фритци — чудесная история о воссоединении Германии» / Fritzi: A Revolutionary Tale
Программа: Специальные показы
Когда 12-летняя Софи уезжает с мамой из солнечного Лейпцига 1989 года в Венгрию, ее лучшая подруга Фритци и пес Спаник рассчитывают, что это лишь на две недели. Но с началом учебного года выясняется, что они разлучены, возможно, навсегда — из коммунистической ГДР Софи переехала в капиталистическую ФРГ. Фритци решает во что бы то ни стало воссоединиться с любимой подругой.
Редкий сеанс на ММКФ, на который родители-киноманы могут взять своих детей. Анимационный хит, побывавший на паре десятков европейских фестивалей, основан на детской книге Ханны Шотт. Фильм интересен и красивой яркой рисовкой, и пронзительной историей дружбы на фоне глобальных перемен в жизни Германии времен падения Берлинской стены.
«Эротический драйв» / Sexual drive
Программа: Эйфория изоляции
Три истории, на первый взгляд, не связанные друг с другом ничем, кроме персонажа Куриты — загадочного бродяги, чья харизма раскрепощает собеседников настолько, что те начинают признаваться ему в своих пристрастиях, застольных и постельных.
Необычный триптих японца Коты Есиды из конкурса Роттердамского кинофестиваля. Японское мастерство красиво говорить, вдохновенно есть и превращать секс в искусство — вот те три кита, на которых держится магия «Эротического драйва».
