К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Топ-5 театральных событий октября

Топ-5 театральных событий октября
Макдонах в Перми, «Балтийский дом» в Питере, «Территория» в Москве - Forbes отобрал самые интересные события театральной России

Октябрь богат на блистательные театральные эксперименты: спектакли «Евангелие» от Пиппо Дельбоно и кафкианский «Мастер голода» Эймунтаса Някрошюса покажут на фестивале «Балтийский дом» в Санкт-Петербурге, а в Пермь театры со всего мира привезут постановки пьес режиссера и драматурга Макдонаха. Москвичей ждет мюзикл «Бал вампиров» и необычная программа фестиваля «Территория», где заявлены буквально все жанры современного театра, от французского мультимедийного хип-хоп-спектакля «Пиксель» до квартирника «В гостях. Европа» от немецкой команды Rimini Protokoll и «Поля» Дмитрия Волкострелова — спектакля-исследования, где сцены играются в случайном порядке.

ХXVI Международный театральный фестиваль «Балтийский дом»
Фото театра им. Моссовета

ХXVI Международный театральный фестиваль «Балтийский дом»

Спектакли фестиваля пройдут на сценах театра-фестиваля «Балтийский дом», Александринки, БДТ им. Товстоногова, Театра им. Ленсовета.  Санкт-Петербург

С 30 сентября по 13 октября

Театральный фестиваль «Балтийский дом» не боится сталкивать в рамках своей программы академические постановки и новаторские эксперименты, доказывая, что театр живет как по правилам, так и без. Анализировать и обсуждать состояние современного театра и пути его развития будут в рамках международной образовательной программы, профессиональных дискуссий и специальных проектов. А зрителям интересны, прежде всего, спектакли, которые в этом году покажут театры России, Белоруссии, стран Балтии и Италии. Генеральный директор театра-фестиваля «Балтийский дом», руководитель фестиваля Сергей Шуб рассказал Forbes о программе, которую подготовили в этом году. «Среди спектаклей большой формы хочу выделить «Евангелие» Пиппо Дельбоно, нашего постоянного автора и друга. Спектакль имеет косвенное отношение к Новому завету. Это, прежде всего, важный разговор о том, что сегодня происходит в мире. Грозное предупреждение художника о будущем человечества. Поэтому для нас работа Пиппо Дельбоно является принципиально важной. Еще один интересный спектакль, предпремьера которого (в формате эскиза) состоялась на фестивале «Балтийский дом» в прошлом году, — «Мастер голода» Эймунтаса Някрошюса по рассказу Франца Кафки. Этот спектакль — копродукция вильнюсского театра «Мено Фортас» и фестиваля «Балтийский дом» — исследует скрытые, подспудные людские страсти. Также в программе фестиваля заявлена и наша премьера — «Анна. Трагедия» Александра Галибина. В основе спектакля пьеса Елены Греминой по роману «Анна Каренина» Льва Толстого. Спектакль очень необычный, совершенно не хрестоматийный: история роковой страсти, в которой нет хороших и плохих, виноватых и жертв». Из Москвы на фестиваль приедет чеховская трилогия «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишневый сад» Андрея Кончаловского, поставленная им для театра им. Моссовета. Петербургская программа, которая станет основой дискуссии о современной театральной сцене, представлена на фестивале работами лидеров современной режиссуры. Андрей Жолдак приглашен с постановкой «По ту сторону занавеса», Андрей Могучий — с «Грозой» по Островскому, Юрий Бутусов представит «Сон об осени» Юрия Бутусова по пьесе норвежского драматурга Юна Фоссе, а Валерий Фокин — постановку «Сегодня. 2016».

II Международный фестиваль Мартина Макдонаха
Сцена из спектакля «Калека с Инишмана» Фото пермского театра «У Моста»

II Международный фестиваль Мартина Макдонаха

Театр «У Моста», Пермь

С 1 по 7 октября

Ирландец Мартин Макдонах, сценарист и режиссер фильмов «Залечь на дно в Брюгге» и «Семь психопатов», еще и один из самых востребованных в мире современных драматургов. Два года назад у него даже появился собственный фестиваль, который организовал худрук пермского театра «У Моста» Сергей Федотов. Он же, кстати, первым поставил Макдонаха на российской сцене. Федотов рассказал о том, как в Перми родился полноценный фестиваль ирландского драматурга и что ждет зрителей в этом году. «12 лет назад я увидел в Праге спектакль Макдонаха «Сиротливый Запад» и понял — вот гениальный драматург, которого я искал. В 2004 году театр «У Моста» первым в России поставил «Сиротливый запад», а потом подряд еще три спектакля по его пьесам. Каждая пьеса Макдонаха — модель мироздания, история про человека здесь и сейчас. Прошло всего несколько лет, и Макдонаха стали ставить по всей России. Тогда и возникла идея сделать международный фестиваль, который показал бы, как ставят эти пьесы на Западе. Первый международный фестиваль Мартина Макдонаха прошел в 2014 году, хотя сам драматург не смог приехать из-за съемок фильма, но обещает быть на этот раз. Также в Россию (впервые) приедут два знаменитых театра: шотландский Tron Theatre со спектаклем «Сиротливый Запад» и ирландский Bardic Theater, который привезет спектакль «Калека с Инишмана». Мне кажется, очень интересно посмотреть, как ирландцы играют ирландцев. Будет любопытный театр Nowadays из Ирана со спектаклем «Человек-подушка», а также постановки из России, Польши, Сербии, Чехии, Черногории, Азербайджана. Мировой интерес к Макдонаху вполне понятен, в мировой драматургии он сразу стал классиком, так как поднимает вечные темы и вместе с тем совершенно невероятным образом показывает современную реальность, правдивую, с очень смешными парадоксальными диалогами и ситуациями. Кстати, мне кажется, его фильмы дают ключ к пониманию того, как ставить его пьесы».

В преддверии фестиваля театр «У Моста» покажет в рамках гастролей в Москве с 21 по 25 сентября в театре ГИТИС свои спектакли по Макдонаху, в том числе премьерную постановку  «Палачи» и спектакль «Калека с Инишмана» — лауреат «Золотой маски».

XI Международный фестиваль современного искусства «Территория»
ПИКСЕЛЬ·PIXEL Фото фестиваля «Территория»

XI Международный фестиваль современного искусства «Территория»

Спектакли фестиваля сыграют на сценах Театра Наций, Электротеатра «Станиславский», театра «Геликон-опера», Центра имени

Вс. Мейерхольда, «Гоголь-центра» и даже в жилых квартирах

Москва, 14 сентября—22 октября

Билеты доступны на сайте фестиваля после регистрации

Театральная программа фестиваля «Территория» стартует премьерой спектакля «Пиксель». Это масштабное мультимедийное действо с движущимися видео- и световыми проекциями, плод фантазии французского хореографа Мурада Мерзуки и видеохудожников Клэр Барден и Адриэна Модно, покажут на сцене новой «Геликон-оперы» 10 и 11 октября. В эти же даты в Театре Наций состоится премьера спектакля по мотивам пьесы Витольда Гомбровича «Ивонна, принцесса Бургундская», которую поставил харизматичный польский режиссер Гжегож Яжина. Гамбрович написал эту парадоксальную вещь накануне Второй мировой, перед своей вынужденной иммиграцией в Аргентину. В ней идет речь о гротескном королевстве, спокойная жизнь которого рушится после того, как принц приводит молчаливую невесту Ивонну (Дарья Урсуляк). Ивонна странная, ни на кого не похожа и не вписывается в  жизнь августейшей семьи настолько, что им остается только ее …убить. Философ по образованию, Гжегож Яжина выбрал эту пьесу для своей первой работы в России неслучайно. «Пьеса актуальна, рассказывает о том, как система подчиняет все, что отличается от нормы, любую индивидуальность. Дело в том, что Гомбрович писал в двух плоскостях: исследуя свои личные отношения с родителями и общество. То, что пьеса написана перед войной, не так уж и важно, люди особенно не изменились с того времени. Зато в ней много истинного о натуре человека и отношениях, которые царят в обществе», — пояснил Forbes режиссер. Также в рамках фестиваля «Территория» заявлен ряд новых для Москвы постановок. В том числе проект «В гостях. Европа» немецкой команды Rimini Protokoll, известной театральной компании, состоящей из трех человек, бывших однокурсников по университету — Штефана Кэгги, Даниэля Ветцеля и Хельгарда Хауга. В импровизированном спектакле актеры и зрители будут размышлять о глобальных судьбах Старого Света и частных проблемах вроде зарплаты. Зрителей приглашают в гости к незнакомцам, чтобы встретиться с абсолютно случайными людьми, которые тоже купили билеты, чтобы обсудить понятие границ, социума, общества, границ личности и государства. Примечательно, что спектакль будут играть с 12 по 20 октября в домах обычных людей. «Сострадание. История одного оружия» — постановка Мило Рау для берлинского «Шаубюне» — также поднимает вопрос о европейских травмах последних лет (18 и 19 октября в Центре имени Вс. Мейерхольда). На «Территории» покажут и инклюзивный проект БДТ им. Товстоногова «Язык птиц» Бориса Павловича. Необычный спектакль, в котором наряду с профессиональными актерами играют люди с особенностями развития — студенты центра «Антон тут рядом» (Электротеатр «Станиславский», 13 и 14 октября). Среди самых ожидаемых постановок фестиваля — спектакль  Тимофея Кулябина «Процесс» по Кафке, который он сделал для своего новосибирского театра «Красный Факел» (14-15 октября в Театре Наций), и «Поле» по пьесе белорусского драматурга Павла Пряжко в постановке Дмитрия Волкострелова. Удивительное действо, где сцены играются вразнобой, согласно принципу генератора случайных чисел. «Поле» критики уже назвали самым важным театральным событием прошлого сезона, его покажут 17-18 октября в Театре Наций. Также в программе фестиваля заявлена премьера спектакля по Мандельштаму Антона Адасинского в «Гоголь-центре», благотворительный концерт Гедона Кремера и Чулпан Хаматовой и многое другое. Кстати, почти все спектакли «Территории» маркированы 18+.

«Демократия» по пьесе английского драматурга Майкла Фрейна, режиссер Алексей Бородин
Фото РАМТ

«Демократия» по пьесе английского драматурга Майкла Фрейна, режиссер Алексей Бородин

Российский академический Молодежный театр (РАМТ), Москва

14, 15 и 21 октября

«Демократия» Майкла Фрейна, английского драматурга и переводчика Чехова, — захватывающая шпионская пьеса из политической жизни Германии 70-х годов ХХ века. В РАМТе ее ставит сам худрук Алексей Бородин. В основе спектакля лежит реальная история канцлера ФРГ Вилли Брандта (Илья Исаев) и его личного помощника, восточногерманского шпиона Гюнтера Гийома (Петр Красилов). Канцлер Брандт был отчасти идеалистом, он мечтал об уничтожении Берлинской стены и воссоединении ФРГ и ГДР, что в разгар холодной войны было утопией. За это, кстати, ему вручили Нобелевскую премию мира. Но методы, которые он использовал на пути к своей цели, были неоднозначными, и, когда вскрылись шпионские страсти, Брандту пришлось подать в отставку.

Алексей Бородин пояснил Forbes, что «Демократия» кажется пьесой чисто политической лишь на первый взгляд, однако даже в большей мере это история про человеческое противоречие, существующее и между людьми, и в каждой конкретной личности. «Фрейн нам говорит, что нет ничего однозначного внутри даже конкретного человека — достаточно взглянуть на канцлера ФРГ Вилли Брандта, который идет к своей великой, фантастической по тем временам цели объединения двух Германий и примирения Европы совершенно авантюрными, нахальными путями. Или Гийом, который абсолютный слуга двух господ, причем полностью искренний при этом. И в итоге, даже зная, что Гийом шпион, и зная, что Гийом знает, что он знает, Брандт идет ему навстречу,  что само по себе, конечно, тоже противоречие. Они понимают друг друга, они знают друг друга, но никогда друг другу не откроются, и каждый ведет свою игру. Игровое начало в «Демократии» очень сильное. И я хочу, чтобы при всем своем серьезном содержании наш спектакль оказался по-театральному легким».

«Бал вампиров» Романа Полански
Фото МДМ

«Бал вампиров» Романа Полански

Театр МДМ, Москва

29 октября

Готическая история о вампирах, пленившая в 60-х годах прошлого века воображение режиссера Романа Полански, скоро появится в виде мюзикла на сцене МДМ. И хотя фильм «Бал вампиров» 1967 года (в американском прокате он вышел под названием «Бесстрашные убийцы вампиров») и был первой цветной лентой Полански, громкого успеха у зрителя он не имел. Зато мюзикл по фильму, поставленный в  Вене в 1997 году, стал, пожалуй, самой известной постановкой континентальной Европы. Музыку к сценической версии сочинил легенда американского рока Джим Стейнман, а песни — Михаэль Кунце. «Бал вампиров» за последние два десятилетия поставили в 12 странах. Мюзикл с триумфом прошел в Санкт-Петербурге, получив три премии «Золотая маска» в 2013 году. Московская постановка, по словам организаторов, будет масштабнее. Глава театральной компании «Стейдж Энтертейнмент», продюсер Дмитрий Богачев рассказал, что бюджет мюзикла составил около $3,5 млн. «В московскую труппу войдут как главные звезды питерской постановки, среди которых исполнители роли Графа фон Кролока Иван Ожогин и Ростислав Колпаков, а также Елена Газаева, Манана Гогитидзе, так и новые артисты, прошедшие кастинг этим летом. Перед началом репетиций артисты побывали в Париже, где встретились с Романом Полански. Мэтр впервые услышал арии из мюзикла на русском языке и буквально пришел в восторг, высоко оценив исполнительское мастерство артистов, и эта оценка дорогого стоит».

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+