«Между искусством классическим и современным нет никакой разницы», — Ян Фабр о том, почему в Эрмитаже он выставляется вместе Рубенсом
![«Между искусством классическим и современным нет никакой разницы», — Ян Фабр о том, почему в Эрмитаже он выставляется вместе Рубенсом](https://cdn.forbes.ru/files/c/608x359/forbes_import/z-/z-orig.jpg)
Ян Фабр плодовит как мастер Ренессанса: берется за все, от балета до скульптуры. И всякий раз вызывает скандал. Фабр дотошно исследует современность, стереотипы и пропаганду. В его спектакле «Оргия толерантности» у сумки Birkin секс с диваном Chesterfield, стилисты глянцевого журнала принимают Спасителя за модель, а его крест на плече — за вешалку из Ikea, актрисы, усевшись верхом на тележки из супермаркетов, со стонами рожают макароны и средства для чистки унитазов. «Во власти театрального безумия» артисты бегут на месте в бешеном ритме, выкрикивая великие имена и постановки, — потные, красные, голые, они падают как подкошенные и тотчас же все закуривают в лицо партеру. В 24-часовом марафоне «Гора Олимп» — идет без антрактов — 15 сюжетов греческой мифологии сменяют друг друга как нон-стоп подборка криминальных новостей: убийства, кровосмешения и расчлененка.
На подготовку эрмитажного проекта «Рыцарь отчаяния — воин красоты» у Яна Фабра ушло три года. Выставка занимает десять залов Зимнего дворца и пять Главного штаба, и напоминает квест: работы, написанные шариковой ручкой и собранные из крыльев насекомых, размещены среди постоянной экспозиции в залах старых мастеров. Прогуливаясь по Эрмитажу, Ян Фабр говорит и показывает.
Жиль из Бенша при полном параде на Покаянный день (Жирный вторник)
Серия «Фальсификация секретного торжества IV»
«Возможно, я кого-то удивлю, а кто-то со мной не согласится. Но я абсолютно убежден, что между искусством классическим и современным нет никакой разницы. Есть искусство хорошее и не хорошее. Ничего сложного. Моя миссия как рыцаря – это доказывать и популяризировать классическое искусство.
Меня часто упрекают в радикализме. Это в корне неверно. Все, что я делаю – посвящено защите уязвимости. Конечно, во всех моих работах много иронии. И даже преувеличения. Но в конечном счете я всегда стараюсь примирить всех со всеми».
Появление и исчезновение Антверпена I
Синяя шариковая ручка Bic, пленка
«Я преклоняюсь перед Рубенсом. У него была огромная мастерская, в которой работали десятки людей. Что нисколько не умаляет его заслуг перед мировой художественной культурой. Но у меня, в отличие от Рубенса или моего современника Дэмьена Хёрста, у которого сотни работников в мастерской, нет такого количества помощников. Мне с моим искусством помогает одновременно человек семь».
Эльза Брюжская
Серия «Мои королевы»
«К выставке в Петербурге я готовился три года. Огромное количество работ сделал специально. В частности, серию «Мои Королевы»/ «My Queens». Эта серия барельефов из каррарского мрамора посвящена женщинам, которые помогали и помогают мне в течение жизни, в том числе мои меценаты, покровители. Я не случайно поместил эти плиты в зал Ван Дейка. Мой предшественник много писал тех, кто помогал ему. Так что с моей стороны — это такой ироничный парафраз. Кроме королев воображаемых я поместил в этот зал мраморный портрет реальной королевы. Ее зовут Елизавета. Сейчас ей всего 14 лет. Именно она в будущем будет управлять Бельгией. Чему я очень рад, поскольку искренне считаю, что иногда женщины оказываются умнее мужчин. Я обязательно дождусь ее коронации».
Преданный проводник тщеславия
серия Vanitas vanitatum, omnia vanitas
Крылья жуков-златок, дерево
«Я нередко слышу о том, что кому-то неприятно смотреть на мои работы. Люди испытывают страх и даже брезгливость. Боятся мертвых и дрожат при виде насекомых. Не стоит так реагировать. Вспомните, практически у всех народов мира есть поверье: если в доме живут пауки, — значит в доме все хорошо. Ведь пауки приносят счастье. И вообще, насекомые в доме свидетельствуют о том, что в вашем доме здоровый климат. Насекомые – это своеобразные радары благополучия. Как только насекомые покидают ваш дом, считайте, что он мертв, в нем что-то не в порядке».