К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Путь победителя: как управлять глобальным бизнесом

Путь победителя: как управлять глобальным бизнесом
Председатель правления корпорации SAP SE Билл МакДермотт — о том, как преуспеть в карьере, сохранить баланс между семьей и работой и написать об этом книгу

Большинство руководителей настолько загружены, что не могут себе позволить хотя бы ненадолго отстраниться от ежедневных дел. Между тем, иногда очень полезно увидеть паззл целиком. Мне в этом помогла моя книга «Мечта победителя», которая вышла в конце 2014 года. Воспоминания о самых значительных моментах моего прошлого позволили осознать, через что я прошел, и проверить, насколько усвоил преподанные уроки. Ранний карьерный опыт в большой степени сформировал мой собственный стиль руководства и те бизнес-принципы, которым я следую на протяжении всей жизни. Подробнее о них — в галерее.

1. Подработка в детстве
Science Source·David R. Frazier/Diomedia

1. Подработка в детстве

Ребенком я брался за любую работу. Каждая из них, будь то физический труд, вроде рытья ямы, или обслуживание посетителей в кафе, чему-то меня учила, помогала развить важные навыки. Я научился эффективно использовать свое рабочее время, быть вежливым и добросовестным, держать слово, не опаздывать и всегда чувствовать ответственность за все, что делаю. Даже работая упаковщиком в супермаркете, я старался вести себя как профессионал, хотя от меня это не требовалось. Я быстро понял: неважно, получаешь ты оклад или почасовую оплату, — для того, чтобы продвинуться по службе, одних профессиональных навыков недостаточно. Но без профессионализма ты не продвинешься никуда и никогда. Поэтому даже на мелких подработках я всегда выкладывался полностью.

Ценный урок: Этот ранний опыт сформировал во мне понимание профессионализма, которым я не поступился ни разу в жизни. Именно такого отношения к работе и жизни я всегда требую и от себя, и от окружающих.

2. Старшеклассник – владелец магазина
DAJ/Diomedia

2. Старшеклассник – владелец магазина

В старших классах я решил променять три своих почасовых заработка на один постоянный и устроился разнорабочим в магазинчик на углу. Мне нравилось работать там: с равным удовольствием я мыл полы и помогал обслуживать посетителей. Однажды магазин ограбили, и владелец решил его продать. Но покупателей не нашлось – никого не привлекали пустые полки. Никого, кроме меня, подростка-старшеклассника. Денег у меня не было, но я придумал, как выйти из положения, и предложил боссу уступить мне бизнес в долг за $7000 в год, включая проценты. Если бы через год я не выплатил все деньги, он забрал бы магазинчик себе со всем содержимым. Мы ударили по рукам, и я не только вовремя вернул все причитавшееся моему бывшему хозяину, но еще и заработал себе на оплату колледжа.

Ценный урок: Этот опыт вселил в меня уверенность, что любую проблему можно решить с помощью творческого подхода. И сегодня, сталкиваясь с ситуациями, которые кажутся неразрешимыми, я всегда верю, что выход будет найден.

3. Превращение магазина в процветающий бизнес
Diomedia

3. Превращение магазина в процветающий бизнес

Приобретенный мной магазин находился рядом с гастрономом и большим сетевым супермаркетом «7-11». Предложить более низкие цены, чем в этих заведениях, я не мог. Да и выбор продуктов у меня был гораздо скуднее. Пришлось задуматься, как выделиться на фоне конкурентов. Оказалось, для этого всего-то и нужно, что внимательнее присмотреться к покупателям.

Каждую пятницу рабочие с местных предприятий («голубые воротнички») устремлялись в мой магазин и тратили на пиво и продукты только что полученную зарплату. Но к понедельнику у этих ребят денег уже не оставалось, и я быстро понял, что кредит в такой ситуации будет для них выходом. Я предоставил им эту возможность, а взамен приобрел преданных клиентов – они никогда не обманывали меня, всегда вовремя возвращали деньги, а главное, всегда возвращались ко мне.

Но я подумал не только о тех, кто заходил ко мне в магазин. В нашем районе проживало много пожилых людей, им с трудом давался выход из дома за покупками. Для них я организовал службу доставки. Это сразу же многократно расширило мою клиентскую базу.

Затем я переманил к себе молодежь. В соседнем «7-11» существовало правило, по которому подростков не пускали в магазин группами, опасаясь краж. Одновременно в супермаркет могло зайти не больше четырех подростков. В моем магазине таких правил не было. К молодежи я относился с уважением, и они отвечали мне тем же. Не было случая, чтобы я чего-то недосчитался в магазине после их визитов. Покупки, которые они привыкли делать в моем магазине после уроков, заметно подстегнули мой бизнес.

Ценный урок: Работая над привлечением клиентов, я узнал о ценности эмпатии в бизнесе. Наблюдая за людьми, прислушиваясь к ним, пытаясь встать на их место, мы понимаем, каковы их истинные потребности. Предлагая им то, что они хотят, мы выигрываем.

4. Первое собеседование
Buena Vista Images/Getty Images

4. Первое собеседование

После выпуска из колледжа я проходил собеседование на начальную позицию менеджера по продажам в корпорации Xerox. Эта работа была для меня шансом вырваться из рабочего района, где я вырос. В день собеседования в офисе Xerox в Нью-Йорке я обнаружил себя в окружении других кандидатов: большинство были одеты намного лучше, чем я, и имели дипломы гораздо более престижных школ, чем моя. Вместо того, чтобы расстроиться, что не дотягиваю до нужного уровня, я завел с ними разговор и многое узнал о карьерных ожиданиях конкурентов. Было нетрудно понять, насколько мы разные. Но я истолковал эту разницу в свою пользу: мне работа была нужна гораздо больше, чем им. Я был голоден.

Понимая это, я и отправился на собеседование. И не побоялся демонстрировать энтузиазм, не стал скрывать, как отчаянно нуждаюсь в работе. Я был очень настойчивым, возможно, зайдя в этом даже слишком далеко: сразу после интервью я попросил менеджера, не откладывая, сообщить мне, принят ли я на работу. Моя стратегия сработала, и я был нанят на месте.

Ценный урок: В тот день я усвоил важный урок: энтузиазм и голод часто значат больше, чем происхождение и образование. Когда «нам больше нужно», у нас больше шансов получить что бы то ни было.

5. Первые опыты продаж
Pascal Preti/Getty Images

5. Первые опыты продаж

Как-то раз, еще во время моего испытательного срока в отделе продаж, мой более опытный коллега позвал меня помочь ему с презентацией нашего оборудования в одном из мини-офисов Нью-Йорк Сити. Вдвоем мы втащили тяжелые коробки с копировальным аппаратом и электрической печатной машинкой на четвертый этаж, в офис потенциального покупателя. Как только за нами закрылась дверь, на меня откуда-то сверху прыгнул огромный кот. Его острые когти беспрепятственно прошли сквозь дешевую ткань костюма и впились мне в руку. Вид расположившегося на моем плече кота моментально выбил напарника из колеи — это происшествие помешало ему сразу же приступить к презентации.

Вместо того, чтобы силой оторвать от себя животное и перейти к цели визита, я осторожно высвободился из его лап и погладил агрессора. В долю секунды я понял главное, что не смог уловить мой более опытный коллега: кот — настоящий хозяин этого офиса. Вместо копировальных аппаратов, я завел с хозяйкой разговор о кошачьем коварстве. Беседа о домашних питомцах и любви к животным плавно переросла в переговоры, и буквально на месте мы заключили сделку. Нам даже не пришлось доставать из коробки оборудование.

Ценный урок: С того дня я не забываю, насколько важно в бизнесе ориентироваться по ситуации. «Домашние заготовки» могут и не сработать, ведь, идя к клиенту, мы никогда не обладаем полной информацией.

6. Трудности карьерного роста
Martin Barraud/Getty Images

6. Трудности карьерного роста

Проведя в продажах несколько лет, я чувствовал себя готовым к новым свершениям. Но повышение досталось не мне, а моему коллеге. Вместо того, чтобы копить в себе разочарование, я сел в машину и поехал в головной офис компании, где располагалось высшее руководство. Я добился встречи с начальником моего подразделения. Но повышения просить не стал и ничем не выдал своего расстройства.

Вместо этого, я рассказал ему, как важны были для меня все эти годы работы в компании, чего я успел добиться и какие у меня планы на будущее. Да, это был очень откровенный шаг, но мне казалось важным обозначить приоритеты и дать понять, что мои карьерные намерения серьезны.

Через несколько месяцев, когда появилась очередная вакансия на вышестоящую должность, я успешно прошел собеседование и получил место.

Ценный урок: Я так никогда и не узнал, повлияла ли моя встреча с руководителем на продвижение. Но для меня эта история стала хорошим уроком: никогда не прячь свои амбиции, ясно давай понять всем, от кого зависит твоя карьера, на что ты рассчитываешь и чего ждешь от жизни. Если окружающие не знают, на что ты претендуешь, они не смогут тебе это дать.

7. Болезнь жены и две неподходящих работы
Getty Images

7. Болезнь жены и две неподходящих работы

Моей жене Джули поставили диагноз «рак». Это случилось сразу после переезда в новый город, который мы предприняли из-за моей новой работы. Причем работа, как быстро выяснилось, мне совсем не подходила. Службу я вскоре поменял, но и следующая не принесла ожидаемого удовлетворения.

Это был темный период моей жизни. Неприятности, происходившие со мной в то время, я называю «ударами молнии»: болезнь жены, неподходящие работы, переезд. И в то же время, это был очень ценный этап, потому что именно тогда я научился расставлять приоритеты и отказываться от неважных вещей. В один из дней, помню, я составил список, где в порядке убывания перечислил все, что в тот момент имело для меня значение — и в жизни, и в профессии. Этот список помог мне сделать правильный выбор и не пропустить один из главных шансов моей жизни.

Ценный урок: Кризисы, «удары молнии» меняют нашу траекторию, но в то же время помогают направить наши усилия в нужное русло. Они приподнимают нас над рутиной. И хотя это часто оказывается болезненно, мы получаем возможность по-новому взглянуть на привычные вещи. С тех пор я верю, что кризисы неизбежны и необходимы. А Джули, кстати,  успешно справилась с болезнью, и сегодня она здорова и энергична, как всегда.

8. Собеседование в SAP
Ulrich Baumgarten via Getty Images

8. Собеседование в SAP

В 2002 году я познакомился с Хассо Платтнером, одним из основателей SAP и председателем совета директоров. Компания открыла вакансию на должность главы SAP в Америке, и я был одним из кандидатов. Собеседование с Хассо стало еще одним поворотным пунктом в моей судьбе. Я шел на встречу в полной уверенности, что лучшего кандидата, чем я, на эту позицию не найти. Также я знал, что только от Хассо зависит, получу я эту работу или нет.

Но мне нужно было не просто его одобрение. Я был полон решимости занять это место на собственных условиях. На новой работе я хотел обладать полной и безоговорочной ответственностью за свои решения. Я не нуждался больше в том, чтобы кто-то направлял меня или подвергал сомнению мои действия. Я жаждал полной самостоятельности. И был готов к ней. К счастью, Хассо Платтнер понял меня. И заверил, что у меня будут все полномочия, чтобы реализовывать собственное видение и развивать компанию. Он дал мне в руки все инструменты, чтобы я смог осуществить те преобразования, в которых назрела необходимость.

Ценный урок: Вера Хассо в меня – один из важнейших моих жизненных уроков. После разговора с ним у меня не осталось и тени сомнения, что SAP – именно то место, где я должен находиться. Теперь, почти пятнадцать лет спустя, могу сказать, что я ни разу не пожалел о принятом решении.

9. Жизнь CEO
DR

9. Жизнь CEO

В течение четырех лет мы бок о бок работали с Джимом Хагеманном Снабом над стратегией трансформации SAP. В двойном руководстве могла бы заключаться крайняя опасность для бизнеса, но в нашем случае этого не произошло. Во многом — благодаря нашей искренней дружбе.

Мы по-настоящему ценим и уважаем друг друга. К тому же, мы с Джимом обладаем взаимодополняющим набором качеств и похожим стилем руководства: оба предпочитаем находиться среди людей, в гуще событий, а не сидеть в кабинетах. И мы уважаем наши различия.

Нам удается открыто решать все возникающие конфликты — с помощью аргументов, а не мелочных придирок. Поэтому совместными усилиями нам вполне успешно удавалось развивать потенциал компании.

Ценный урок: Прочные партнерские отношения и настоящая дружба с Джимом — одна из светлых сторон моей жизни.

10. Книга «Мечта победителя»
DR

10. Книга «Мечта победителя»

Когда я приступал к описанию истории моей жизни, я понятия не имел, к чему готовиться. В итоге получился проект длиной в 18 месяцев, который я вел параллельно с основной работой.

Как руководителю международной компании, мне приходится часто путешествовать. Много времени я провожу в самолетах, перемещаясь между континентами. Как-то я принял решение: вместо того, чтобы смотреть в полете кинофильмы, использовать эти часы для записей о своей жизни. На протяжении нескольких месяцев в самолетах – когда находилось для этого время или когда хотелось отвлечься от текущих задач – я писал.

Возможность писать – это настоящий подарок человечеству. Работа над книгой помогла мне обрести четкую перспективу, увидеть, в какой точке сегодня находится моя компания, а вместе с ней и я. Теперь я могу приступать к любым преобразованиям – у меня для этого есть все необходимое.

Ценный урок: Размышления о прошлом помогают четче увидеть будущее, подсказывают, в каком направлении двигаться и как справляться с текущими задачами. Ведь людям свойственно  забывать о своих талантах и способностях. Поэтому все, что может напомнить о них, невероятно ценно. Не так много в жизни вещей, столь же важных, как возможность освежить в памяти усвоенные когда-то уроки.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+