К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Задний ход: как автопроизводители покидают Россию

10 автомобильных брендов, которые свернули продажи в России или могут это сделать в ближайшее время

С января по октябрь 2014 года в России было куплено 1,991 млн автомобилей, что на 12,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. По  прогнозам автопроизводителей, в ближайшие годы российский авторынок будет стабильно сокращаться на 10-15% в зависимости от политической ситуации и состояния экономики. Причем падение на 10% автопроизводители называют оптимистичным прогнозом, который сбудется, если страны ЕС и Россия откажутся от обоюдных санкций уже в следующем году.

Население перестает покупать автомобили из-за сокращения реальных доходов, повышения цен на топливо и страховку. Пока дилеры еще не успели отреагировать на падение курса национальной валюты, но уже в декабре 2014 года цены на новые машины в розничной продаже вырастут на несколько процентов.

В наименее выгодном положении оказались зарубежные компании из Японии, Европы и США, у которых нет локализованного производства в России. Для таких марок падение курса рубля означает неизбежное повышение розничных цен и снижение рентабельности. Вместо того чтобы бороться за сокращающийся рынок, таким компаниям проще свернуть бизнес — это избавит автопроизводителей от излишних затрат и защитит от вероятных убытков.

 

Forbes составил список автомобильных брендов, которые ушли из России в 2014 году, дополнив перечень компаниями, для которых сворачивание бизнеса в России может стать наилучшим решением. Некоторые «кандидаты на выход» еще не делали официальных заявлений, а отдельные игроки даже намереваются увеличить продажи. Но если российская экономика не начнет ускоренно расти, рассчитывать на успех этим маркам будет практически невозможно.

SEAT

SEAT

Самый громким оказался уход с российского рынка компании SEAT. Испанская марка несколько раз пыталась закрепиться в России, но неудачно — нынешний исход SEAT четвертый. В 2014 году в России было продано 1324 автомобиля этого бренда, в 2013-м ― более трех тысяч. Для масштабов концерна Volkswagen, которому принадлежит марка, это капля в море – только за 2013 год концерн реализовал в России 303 000 автомобилей. SEAT, по  сравнению с другими брендами VW, оказался наименее готов к российским реалиям: никакой локализации, все машины привозили из Европы. Из-за падения курса рубля продажи стали невыгодными. Пока автомобили этой марки еще остаются у дилеров, но машины исчезнут из салонов, как только россияне раскупят остатки.

Dodge

Dodge

Американский производитель пикапов и минивэнов Dodge не прижился в России. За 2013 год бренд не смог продать и двух сотен машин, а в 2014-м покупателей нашли всего 26 автомобилей. Причины низкой востребованности – относительная «нераскрученность» марки по сравнению с более известными конкурентами, высокий налог, которым облагается мощный американский мотор, немаленькая цена машин и, конечно, общее падение рынка. К тому же, владеющий брендом Dodge концерн Fiat предпочитает продвигать в Европе свою головную марку, оставляя Dodge на откуп Америке и Австралии. Даже удивительно, что Dodge прожил в России так долго – в соседних странах аналогичные машины давно продаются под маркой Fiat.

Luxgen

Luxgen

Тайваньский автопроизводитель Luxgen с самого прихода в Россию в 2012 году пытался не соответствовать репутации очередного китайского бренда: компания делала ставку на концепцию «премиальности» и всячески подчеркивала свой высокий статус. Убедить российских покупателей не получилось: поклонники топ-класса все равно предпочитали «немцев» или «японцев», а желающие сэкономить выбирали более доступные аналоги из континентального Китая. На заводе в российском Черкесске рабочие собрали около 700 Luxgen 7 – из них только 146 машин были проданы. Все это время тайваньские кроссоверы стремительно дешевели – но даже итоговая цена в 960 000 рублей за базовую комплектацию не смогла привлечь покупателей. Осенью компания свернула производство, а дилеры прекратили продажи: большинство российских партнеров Luxgen переключились на торговлю более дешевыми и популярными китайскими машинами.

ZAZ

ZAZ

Автомобили Запорожского автомобильного завода поставлялись в Россию до лета 2014 года, пока число выпускаемых машин не стало исчисляться единицами. Чтобы избежать разорения из-за низкого спроса, в октябре украинский производитель ушел на трехмесячные каникулы, а сотрудников отправил в бессрочный отпуск. К этому моменту российские продажи ZAZ уже остановились: купить Sens или Vida в данный момент можно, только если у кого-то из дилеров остался последний экземпляр.

«Богдан»

«Богдан»

Первой компанией, которая свернула продажи в России в 2014 году, стала украинская корпорация «Богдан». Продажи личных автомобилей на Украине просели еще сильней, чем в России, а работать себе в убыток завод не намерен: из-за снижения покупательской способности предприятию пришлось сначала уменьшить число выпускаемых машин, а затем остановиться вовсе. Компания может остаться на плаву за счет госзаказов и выпуска автобусов, но с легковым транспортом, похоже, покончено: после начала военных действий на востоке Украины сборка гражданских автомобилей в этой стране стала нерентабельной.

Chrysler

Chrysler

В ближайшем будущем к пятерке покинувших Россию брендов может присоединиться Chrysler. За 2014 год американский производитель продал в России 145 машин – очень мало для компании с 90-летней историей и миллиардными оборотами. В данный момент Chrysler входит в один альянс с Fiat  и уход бренда может стать логичным продолжением политики концерна по оптимизации затрат, а также позволит Fiat сосредоточиться на продвижении собственной, более знакомой россиянам марки.

FAW

FAW

На российском рынке доля старейшего автопроизводителя Китая, компании FAW, не превышает статистическую погрешность. Подконтрольный китайскому правительству концерн намного проигрывает своим конкурентам из Chery, Lifan и Geely ― причем у трех последних либо уже есть, либо скоро будут собственные предприятия, тогда как уровень локализации FAW близок к нулю. Автопроизводитель уже уходил из России в 2010 году на фоне спада продаж.

JAC Motors

JAC Motors

Снова китайцы – но теперь еще менее известные, чем FAW. В 2013 году компания JAC Motors из Хэфэя планировала продавать в России сразу пять разных моделей, ввезенных через Украину и собранных на мощностях «Богдана». С крахом последнего об этих планах пришлось забыть. На какое-то время JAC Motors исчезла из России, но в настоящее время пытается вернуться, благодаря новым дилерам, местному производству и прямым поставкам из Китая. Шансов закрепиться на рынке как никогда мало: по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за первые полгода 2014 года совокупные продажи китайских автомобилей в России упали на 13%. За десять месяцев 2014-го компания JAC Motors продала в России 349 кроссоверов S5, собранных в Карачаево-Черкесии. Другие модели официально не продавались.

BYD
Corbis Images

BYD

Шэньчжэньская компания BYD в первый раз пришла в Россию в 2011 году: в тот момент производство седанов F3 организовали на заводе в Таганроге. Спустя два года терпящий бедствие ТагАЗ прекратил выпуск BYD, но в 2014 году автопроизводитель вернулся на отечественный рынок сразу с тремя моделями. Особого ажиотажа BYD не вызвал: в составленном АЕБ рейтинге представленных в России китайских брендов компания занимает последнее место, уступая даже поставщику грузовиков Foton. Против компании из Шэньчжэня слабый рубль, недоверие автовладельцев и неясные перспективы местной сборки. В кризис прежде всего страдают производители бюджетных моделей, а BYD как раз из таких.

Alfa Romeo

Alfa Romeo

С одной стороны, в пользу сворачивания российской программы Alfa Romeo говорит экономика: слишком высокая цена автомобилей, дорогое обслуживание, штучный спрос и незначительные продажи, которые не поправишь ни одной рекламной кампанией. К тому же, итальянская марка входит все в тот же альянс Fiat Chrysler Automobiles, которому не привыкать сокращать свой бизнес в России. В то же время, за сохранение Alfa Romeo говорит один красноречивый факт: спрос на эти машины никогда не был высоким, но это не остановило Fiat от вывода марки на российский рынок.

Alfa Romeo – сугубо нишевый продукт, интересный только поклонникам бренда. Alfa Romeo покупают не из прагматических побуждений ― здесь на первом месте идут эмоции. Лишать себя столь преданных клиентов в кризис было бы неразумно. И все же, в топ-менеджменте Fiat Chrysler умеют считать деньги – если продажи Alfa Romeo не достигнут расчетных показателей, марку вполне могут вывести из России «по экономическим соображениям».

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+