К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Быстрее смерти: Михаэль Шумахер и другие вернувшиеся к жизни гонщики

Быстрее смерти: Михаэль Шумахер и другие вернувшиеся к жизни гонщики
10 историй пилотов, выживших после серьезных аварий

Семикратный чемпион «Формулы-1» Михаэль Шумахер вышел из комы. В понедельник, 16 июня, менеджмент гонщика опубликовал официальное заявление: немец уже открывает глаза и общается с женой и детьми. Для Шумахера это прорыв: последние полгода его жизнь поддерживали искусственно. Без позитивных сдвигов в состоянии здоровья французские врачи просто не позволили бы перевезти гонщика из Гренобля в университетскую больницу Лозанны — теперь он сможет продолжить лечение в получасе езды от своего дома в Швейцарии.

История Шумахера продолжает ряд удивительных спасений и выздоровлений в современном автоспорте. За последние десятилетия в гонках «Формулы-1» не погиб ни один пилот: последний смертельный случай был зафиксирован 1 мая 1994 года, когда на трассе в Имоле разбился трехкратный чемпион мира Айртон Сенна.

Forbes отдает должное безопасной эре автогонок и вспоминает самые воодушевляющие истории спасения пилотов за последние 20 лет.

Карл Вендлингер, «Формула-1»
Corbis·All Over Press

Карл Вендлингер, «Формула-1»

Время аварии: 1994 год

Всего через две недели после гибели Айртона Сенны «Формула-1» едва не лишилась еще одного пилота: в страшную аварию попал представитель команды Sauber Карл Вендлингер. На выезде из тоннеля австриец врезался в стену. Шлем пилота угодил аккурат в металлическую скобу, скреплявшую заграждения.

Вендлингер провел в коме две недели, а затем продемонстрировал рекордные темпы выздоровления. Поначалу врачи говорили семье гонщика, что им повезет, если он сможет самостоятельно завязывать шнурки. Вместо этого Вендлингер вернулся за руль: австрийцу понадобилось семь месяцев, чтобы восстановить физическую форму.

Увы, гоночное мастерство вернулось не столь быстро. Пилот, некогда побеждавший Михаэля Шумахера и считавшийся главной надеждой германоязычного автоспорта, не смог набирать былую скорость — и перед Гран-при Монако 1995 года Вендлингера отстранили от гонок.

Лишившись места в «Формуле-1», австриец перешел в соревнования спорткаров, где обрел гармонию: по признанию самого пилота, гоночные навыки вернулись к нему в полном объеме через три года после аварии. На счету Вендлингера две победы в престижном марафоне «24 часа Ле-Мана» и чемпионское звание в серии FIA GT.

Мика Хаккинен, «Формула-1»
Corbis·All Over Press

Мика Хаккинен, «Формула-1»

Время аварии: 1995 год

В ноябре 1995 года список жертв «Формулы-1» едва не пополнил Мика Хаккинен. В квалификации перед Гран-при Австралии на болиде финна лопнула покрышка, и пилот на скорости 300 км/ч врезался в стену. В таких авариях не выживают: удар перекрыл доступ кислорода к мозгу пилота. Когда с Хаккинена сняли шлем, он захлебывался кровью.

Финна спасла быстрая реакция подоспевших докторов: не доставая спортсмена из машины, врачи разрезали ему гортань и провели трахеотомию. Дыхание было восстановлено мгновенно, и уже спустя 15 минут Хаккинена отвезли в больницу. Поначалу врачи не были уверены, что пилот сможет ходить, но он быстро оправился и от шока, и от черепно-мозговой травмы, чтобы уже в следующем сезоне вернуться в гонки.

Спустя два года Хаккинен одержал первую победу, а в 1998 и 1999 годах стал двукратным чемпионом мира, в очной схватке одолев Михаэля Шумахера. Именно тогда «Красный барон» назвал Мику своим самым сильным соперником за всю карьеру.

Алессандро Занарди, гоночная серия CART
REUTERS

Алессандро Занарди, гоночная серия CART

Время аварии: 2001 год

Итальянец Алессандро Занарди не снискал успеха в «Формуле-1»: за пять сезонов спортсмен набрал всего 1 очко. За океаном дела складывались не в пример лучше — в 1997 и 1998 годах гонщик выиграл самую престижную серию США CART. Этот же чемпионат едва не унес его жизнь: на овале «Лаузитцринг» в сентябре 2001 года в итальянца врезался один из соперников, в результате чего болид Занарди отшвырнуло в стену.

Гонщик потерял две трети крови, ему ампутировали обе ноги. И все же Занарди выжил — чтобы спустя два года проехать остававшиеся до финиша 12 кругов по «Лаузитцрингу» на болиде с ручным управлением. В 2005-м пилот вернулся в гонки на постоянной основе: на модифицированном BMW 320si он провел пять сезонов в чемпионате мира WTCC, где одержал 3 победы.

А в 2012-м спортсмен совершил невозможное: переквалифицировавшись в велосипедиста, Занарди взял 2 золотые медали на летних Паралимпийских играх в Лондоне. Сейчас атлету 47, и он продолжает ставить невыполнимые цели. Ближайшая задача Занарди — участие в Паралимпиаде-2016 в Рио-де-Жанейро.

Лучано Бурти, «Формула-1»
Corbis·All Over Press

Лучано Бурти, «Формула-1»

Время аварии: 2001 год

Авария Лучано Бурти едва не стоила ему рассудка. На Гран-при Бельгии 2001 года спортсмен столкнулся с гонщиком команды Jaguar Эдди Ирвайном: соперник Бурти не пострадал, а вот болид бразильца зарылся в покрышки и не давал спасателям эвакуировать пилота. Ирвайн лично помогал маршалам оттаскивать отработанные шины. Когда спортсмена удалось вытащить из машины, он был без сознания, а его шлем оказался проломлен в нижней части. К счастью, лицо Бурти осталось невредимым, но он заработал внутримозговое кровоизлияние и многочисленные гематомы.

Гонщик провел в коме три дня: все это время на полу палаты дежурил его соотечественник Рубенс Баррикелло, двукратный вице-чемпион «Формулы-1». Бурти очнулся довольно быстро, но процесс восстановления оказался болезненным. Спортсмен лишился кратковременной памяти, путал слова и постоянно боролся с приступами головной боли. В общей сложности бразилец поправлял здоровье два года, а саму аварию не помнит до сих пор.

Несмотря на все трудности, Бурти вернулся за руль: Ferrari заключила с Лучано контракт тест-пилота. А в сезоне-2005 спортсмен уехал на родину.

Бурти отважился рассказать подробности своего выздоровления только в 2012 году — через 11 лет после аварии. При этом он по сей день участвует в гонках: в текущем сезоне 39-летний пилот выступает в бразильском чемпионате сток-каров, совмещая спортивную карьеру с работой комментатора «Формулы-1».

Кенни Брак, гоночная серия IndyCar
REUTERS

Кенни Брак, гоночная серия IndyCar

Время аварии: 2003 год

В 2003 году на овале в Форт-Уорте, штат Техас, болид Кенни Брака буквально разломило пополам: на скорости 354 км/ч машина взмыла в воздух и влетела в стальную опору, защищавшую зрителей. Болельщики не пострадали, зато гонщик пережил перегрузку в 214 g — рекорд мирового автоспорта.

Ребра, тазобедренные кости, грудная клетка, позвонки, лодыжки — один только список переломов Кенни Брака тянет на отдельный рассказ. Несмотря на колоссальную потерю крови и раскрошенный болид, швед выжил: пилоту удалили желчный пузырь и 18 месяцев восстанавливали раздробленные кости. В 2005 году Брак вновь стоял на стартовой решетке овальной гонки.

В тренировках перед марафоном «Инди-500» пилот даже показал быстрейшее время, но в основном заезде техническая неисправность не дала ему вернуться на вершину. Похоже, увидев в себе былую скорость, Брак успокоился — после единственной гонки 2005-го швед больше не выказывал желания соревноваться с другими пилотами.

В настоящее время экс-чемпион IndyCar живет в Монако и занимается спортивным менеджментом: в частности, Брак ведет карьеру новобранца «Формулы-1» Маркуса Эрикссона.

Бруно Жункейра, гоночная серия IndyCar
REUTERS

Бруно Жункейра, гоночная серия IndyCar

Время аварии: 2005 год

Бразилец Бруно Жункейра сломал два позвонка в гонке «Инди-500» серии IndyCar в мае 2005 года: конкурент отправил пилота в стену на скорости за 300 км/ч. На следующий день в позвоночник Жункейре вставили два штифта на десяти винтах: хирурги утверждали, что спортсмен сможет ходить через несколько недель, однако он встал на ноги через два дня после операции.

Еще через полмесяца врачи обнаружили новую травму: при первичном обследовании они не заметили перелом лодыжки. Жункейре пришлось встать на костыли, но и это не смутило трехкратного вице-чемпиона серии ChampCar — к началу сезона-2006 он уже участвовал в соревнованиях.

По мнению наблюдателей, авария в «Инди-500» погубила карьеру Жункейры: после нее Бруно не выиграл ни одной гонки и постепенно перешел в менее статусные чемпионаты. С другой стороны, перелом позвоночника в принципе не располагает к занятиям спортом, но бразилец по сей день продолжает участвовать в различных соревнованиях.

Кристиано да Матта, гоночная серия ChampCar
Getty Images

Кристиано да Матта, гоночная серия ChampCar

Время аварии: 2006 год

Пример Кристиано да Матты доказывает: даже если на скорости 160 км/ч на вас падает олень, ситуацию можно поправить. Автомобиль бразильского гонщика сбил животное на частных тестах в штате Висконсин, США: олень просто выскочил из леса и выбежал перед болидом да Матты. От удара туша отлетела прямиком в пилота — он тут же потерял сознание, а нога по инерции давила на газ даже после удара об отбойник.

Несуразность аварии не сделала ее менее опасной: бразилец заработал субдуральную гематому и провел в искусственной коме 18 дней. А уже через 28 суток начал ходить — темпы выздоровления да Матты превзошли самые смелые прогнозы. Спустя два года после аварии спортсмен вернулся в гонки. За прошедшее время экс-пилот «Формулы-1» и чемпион серии ChampCar попробовал себя в соревнованиях спортпрототипов, кузовных гонках и даже в заездах грузовиков.

Фелипе Масса, «Формула-1»
Corbis·All Over Press

Фелипе Масса, «Формула-1»

Время аварии: 2009 год

Спасение Фелипе Массы можно считать чудом — как и обстоятельства аварии, едва не приведшей к гибели бразильского пилота. В квалификации перед Гран-при Венгрии 2009 года на болиде впереди идущего Рубенса Баррикелло отвалилась 800-граммовая пружина подвески. Деталь выпала из автомобиля и запрыгала по асфальту: ближайшим препятствием на пути пружины оказался Фелипе Масса.

Стоило детали пройти в сантиметре левее — и шлем защитил бы бразильца. Правее — и пружина угодила бы прямиком в глаз пилоту. Вместо этого «снаряд» попал в сочленение шлема с визором и рассек Массе висок — Фелипе потерял сознание и на скорости 260 км/ч превратился в пассажира неуправляемого болида Ferrari.

После трех дней в коме спортсмен очнулся, а через 3 месяца уже вновь пилотировал Ferrari — на частных тестах. В 2010 году Масса снова выступал в «Формуле-1» — и первую же гонку завершил на пьедестале почета. Сейчас Фелипе продолжает участвовать в Гран-при. В сезоне-2014 бразилец занимает 11-е место.

Роберт Кубица, ралли
AFP

Роберт Кубица, ралли

Время аварии: 2011 год

На счету Роберта Кубицы немало аварий: пожалуй, самым ярким эпизодом «формульной» карьеры поляка стал его переворот в Гран-при Канады 2007 года. Однако главное испытание подстерегало спортсмена за пределами «Формулы-1»: в феврале 2011-го на полулюбительском ралли Ронде ди Андора автомобиль Кубицы поскользнулся на асфальте и протаранил заграждение на обочине дороги. Железный рельс вошел прямиком в салон, разрезав кузов машины и руку пилота.

Операция длилась 7 часов: спортсмену едва не ампутировали предплечье, а мелкая моторика правой кисти не вернулась до сих пор. Кубица восстанавливался полтора года. А потом сделал самый нахальный выбор в своей жизни: вернулся в гонки, но не в «Формулу-1», а в ралли — ту самую дисциплину, что едва не стоила ему жизни.

В 2013 году Кубица стал чемпионом мира в серии WRC2, а в нынешнем сезоне перешел в высшую категорию мирового ралли — класс WRC. Ограниченная подвижность правой руки не мешает Роберту выигрывать гонки и по-прежнему время от времени попадать в аварии.

Михаэль Шумахер, «Формула-1»
REUTERS

Михаэль Шумахер, «Формула-1»

Главная авария последних лет с участием автогонщика произошла вдалеке от асфальтовых трасс: Михаэль Шумахер получил серьезные травмы во время катания на горных лыжах. В декабре 2013 года семикратный чемпион мира отдыхал на французском курорте Мерибель вместе с сыном, когда на скорости 20 км/ч налетел на булыжник и потерял равновесие. Шумахер приземлился прямиком на другой камень — от удара шлем на его голове раскололся, и пилот получил черепно-мозговую травму.

В течение десяти минут на место происшествия прибыл вертолет, а еще через пару часов Шумахера погрузили в искусственную кому и переправили в больницу Гренобля. Возможно, оперативные действия спасателей сохранили спортсмену жизнь: его экстренно прооперировали, что позволило снять внутричерепное давление и стабилизировать состояние на критической отметке.

Следующие полгода Шумахер провел на больничной койке: за это время немец перенес пневмонию и потерял четверть массы тела. В прессу несколько раз просачивались слухи о необратимых повреждениях мозга и даже смерти чемпиона.

С апреля Шумахер демонстрирует проблески сознания, а в июне стало известно, что он уже может самостоятельно открывать и закрывать глаза, а также узнает родных. Супруга пилота Коринна Шумахер вложила £10 млн в оборудование особой палаты для реабилитации мужа в их особняке в Швейцарии.

В настоящее время состояние Шумахера далеко от удовлетворительного, но процесс выздоровления сдвинулся с мертвой точки. А значит, рано или поздно немец сможет последовать примеру коллег и вернуться к полноценной жизни. И кто знает — вдруг Шумахеру снова захочется погонять?

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+